Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайная статья

Интересно
  • Куршавель. Отдых с размахом, но без скандалов
  • Бангкок: как получить настоящее тайское наслаждение
  • Жан Бодрийяр. Нереальный критик

  • Французские философы
  • Знаменитые люди по имени Жан


  • Жан Бодрийяр В Париже в возрасте 77 лет умер Жан Бодрийяр, мыслитель и писатель, критик масс-медиа и культуры потребления, введший в популярный оборот такие концепции, как "симулякр" и "гиперреальность". До последнего времени он продолжал преподавать, хотя сам уже много лет был объектом научного анализа.

    Уроженец Реймса, Бодрийяр получил образование как германист в Париже, в Сорбонне. Его первой публикацией был перевод на французский язык "Разговоров беженцев" Бертольта Брехта, он много занимался сочинениями Петера Вайса. Но философия интересовала молодого преподавателя университета Париж-X в Нантерре: в начале 1960-х он перевел несколько сочинений Маркса и Энгельса. В 1967 году он написал развернутую рецензию на знаменитую книгу Маршалла Маклюэна "Понимание медиа" и с тех пор не прекращал работать над изучением роли средств массовой информации в жизни современного общества.

    Бодрийяр не был философом в привычном смысле слова: он был, скорее, критиком философии и ее аналитиком. Он не ставил своей задачей создание логической картины мира, описывая существующую данность в терминах социологии и культуры. Его основные работы - "Система вещей", "Символический обмен и смерть", "К критике политической экономии знака", "Общество потребления" - являются изощренной и остроумной полемикой со специалистами по этике, эстетике, семиотике.

    Бодрийяра занимали вопросы функционирования современного, постиндустриального общества, в котором все отношения приобрели сугубо символический смысл. Он представлял себе эволюцию западного мира как последовательную смену трех стадий: в первой "существовали повседневные, бытовые ценности", во второй ценности "выступали как средство обмена", в третьей ценности превратились в символ. В конце XX века появилась диффузная фаза, фаза дробления - результат утраты системы координат. Следствием этой потери стала невозможность определить, что есть добро или зло, истинное или ложное. В этом путаном мире, по мнению мыслителя, вещи и идеи существуют автономно и эффективно воспроизводят сами себя, но смысла в этом процессе никакого нет и быть не может. Правда, Бодрийяр не удосуживался объяснять, как именно происходит это самовоспроизводство. В этом отношении его книги больше всего напоминают эффектные научно-фантастические романы: автор подкупает читателя больше богатым воображением и полемическим задором, нежели стройной логикой.

    Парадоксы Бодрийяра, идеи, которые его занимали, несмотря на всю их уязвимость для формальной критики, важны и требуют внимания. Цинизм политиков, моральный релятивизм общества, одержимость вещным миром - это тревожные и опасные явления, наблюдаемые, следовательно, существующие, по крайней мере, на уровне циркулирующих текстов и символов. На них нельзя не обращать внимания, нельзя закрывать глаза.

    Жан Бодрийяр был продолжателем великой французской скептической традиции, наследником Монтеня и потому оставил нам интеллектуально инфицированный мир, где все - не то, чем оно кажется, где никто не знает, что такое "то" или "все". Извольте разбираться сами, стройте свои оси координат и, главное, думайте, ничего не принимайте на веру.


    Юлия Штутина
    Lenta.ru 07.03.2007
    Нереальный критик


    Добавить комментарий к статье



  • Французские философы
  • Знаменитые люди по имени Жан



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru