Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Лангедокская колыбель альбигойской ереси
Китайский Остров Свободы

Микеланджело Антониони. Идентификация зрителя


Ах, Антониони, Антониони
Биография
Весы (по знаку зодиака)
Итальянские режиссеры
Биографии режиссеров
Кто родился в Год Крысы

Сутки спустя после сообщения о кончине Ингмара Бергмана пришла весть о смерти Микеланджело Антониони, выдающегося итальянского режиссера. Создатель "Забриски Пойнт" и "Затмения" был очень стар и тяжело болен, но, даже будучи парализован, он продолжал делать фильмы, пользуясь блокнотом и мимикой. Он управлял камерой и артистами через помощников, но от этого его последняя картина - "За облаками" - не лишилась характерного авторского почерка. Он обладал даром объединять текст и изображение в поэтическое целое.

Антониони не дожил до своего 95-летия двух месяцев. Он был погружен в мир кинематографа более 70 лет. Его карьера была нетипичной для большинства режиссеров: начав с газетной критики, он снял свою первую документальную ленту в 28 лет, а первую игровую полнометражку - в 38. Пик его карьеры пришелся на 1960-е, а уже в следующее десятилетие он не то чтобы вышел из моды, но резко обособился от коллег по цеху. Он принципиально отказался идти на какие-либо сделки с совестью и с продюсерами и предпочел вовсе не снимать фильмы, чем соглашаться на компромиссы.

Выпустив в 1960-1962 году три блистательных фильма подряд - "Приключение", "Ночь" и "Затмение", в которых играла муза Антониони тех лет Моника Витти, Антониони снискал европейскую славу. Все картины были связаны стилистически и тематически: в черно-белых пейзажах и интерьерах разыгрывались судьбы красивых людей (Марчелло Мастрояни, Ален Делон, Леа Массари, Жанна Моро), погруженных в эйфорию свободных 60-х: деньги, вечеринки, каникулы, секс. Объединяло фильмы и то, что зритель внезапно обнаруживал себя неспособным сопереживать героям: он лишь следовал спокойному, как будто равнодушному взгляду автора, который, при всем том, в социальную критику не вдавался, а лишь констатировал происходящее.

Начиная с "Красной пустыни", Антониони перешел на цветную пленку, и она, конечно, дала ему новые огромные возможности. Но многие поклонники его фильмов впоследствии жалели о его отказе от черно-белого кино: он был его последним паладином, он снимал так не ради стильной картинки, а потому что так требовала концепция фильма (впрочем, концепцию он наверняка адаптировал к своему текущему финансовому состоянию, которое в начале 1960-х было не лучшим).

Знакомство со знаменитым продюсером Карло Понти приблизило Антониони к мировому триумфу: картина "Фотоувеличение" ("Blowup"), кинематографическая версия очень известного рассказа Хулио Кортасара "Слюни дьявола", удостоилась в Каннах "Золотой пальмовой ветви" (1967). Критики потом говорили, что в эту довольно компактную ленту (111 минут экранного времени) режиссер вложил все, что нужно знать о свингующих 60-х. Несколько образов из "Фотоувеличения", в частности, играющие в воображаемый теннис мимы в парке и замеревший над распростертой моделью фотограф (Дэвид Хеммингс), за последние сорок лет цитировали десятки, если не сотни раз.

Драматургически неровная, но куда более живая и пронзительная, чем "Фотоувеличение", лента "Забриски Пойнт", снятая Антониони в Америке в 1970 году, окончательно перевела его в статус культового режиссера. Ему было 58, когда он сделал эту странную ленту с двумя дебютантами в главных ролях: ни Марк Фрешетт, ни Дария Халприн не снимались в игровом кино до тех пор. Прокатчикам картина категорически не понравилась, критики ее разругали в пух и прах, зато младшее поколение хиппи сделало "Забриски" знаковым фильмом, преувеличив его антибуржуазный пафос.

В 1975-м Антониони снял свой последний великий, по мнению многих, фильм: "Профессия - репортер" (с Джеком Николсоном, сыгравшим там одну из лучших ролей в жизни). За ним после шестилетнего перерыва последовала почти не замеченная сказка "Тайна Обервальда", очередная дань признательности Монике Витти. Годом позже вышла "Идентификация женщины", принесшая режиссеру приз в Каннах. А потом у Антониони случился инсульт. Через 12 лет, приехав в Лос-Анджелес, чтобы получить почетный "Оскар" за вклад в кино, он смог произнести на церемонии одно только слово: "Grazie". Но в том же году вместе с Вимом Вендерсом он сумел сделать полнометражную ленту "За облаками". В 2004-м его здоровье еще ухудшилось, а он все равно снимал кино: на этот раз небольшую новеллу для фильма "Эрос" (еще две части принадлежат Вонгу Карваю и Стивену Содербергу).

У Антониони не было собственных детей, но он вырастил целое поколение наследников и почитателей.


Юлия Штутина
Lenta.ru 31.07.2007
Идентификация зрителя


Добавить комментарий к статье




Ах, Антониони, Антониони
Биография
Весы (по знаку зодиака)
Итальянские режиссеры
Биографии режиссеров
Кто родился в Год Крысы


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru