Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайная статья

Интересно
  • Четыре мира вокруг Женевы
  • Тайная жизнь Шри-Ланки
  • Пауло Коэльо. Воин на договоре

  • Воин света
  • Ценой трех инкарнаций
  • Новости
  • Бразильские писатели
  • Кто родился в Год Свиньи


  • Добавить отзыв о человеке

    Всем хорошо известно: прежде чем приступить к выполнению какой-либо работы, необходимо составить договор с работодателем - устный или письменный. А если это работа по осознанию смысла жизни и изменению себя? Кто тогда работодатель и существует ли страховой полис на случай неудачи? Каковы условия работы, оплачивается ли больничный и сколько дней отпуска? Обо всем этом знает и квалифицированно информирует своих читателей знаменитый писатель Пауло Коэльо - воин, маг и просто удивительный человек.

    Уж сколько лет твердили миру: Бог умирает, Бог почти при смерти, Бог умер. А этот хитрый старик с большой окладистой бородой только посмеивается и не думает помирать. Раньше к нему шли стройными колоннами по традиции. Теперь - поодиночке, но зато осознанно. Торные когда-то дороги стали зарастать быльем, но теперь всяк пытается пробраться своей собственной, новой тропинкой: через болотную топь, горный перевал, пренатальные воспоминания, салат из правильных грибов, таблетку галлюциногена. Хотя иногда эти тропинки сходятся в одну и становятся довольно-таки широким проспектом.

    Некий предприимчивый паломник предлагает пройтись по приватизированному чистенькому проспекту за символическую плату - например, за цену книжки в мягком переплете. И большинство соглашается. Чем гробить новые ботинки по разным там топям, лучше пройтись по проспекту с точными указателями. Точность - вообще главное достоинство общества потребления. Что сегодня любить, что завтра ненавидеть, в какой обертке, какого цвета, под какую музыку. Почему бы не потребить и этот проспект?

    Воин света знает, чего хочет. Воин умеет отличать преходящее от окончательного. Воин света всегда открыт для того, чтобы учиться чему-либо новому. Воин света неизменно поступает вразрез с общепринятыми правилами. Воины света стремятся, чтобы не померкло сияние в их глазах. Все эти указатели стоят на дороге, проторенной и обустроенной Коэльо с учетом богатого опыта - своего собственного и предшественников.


    От потребления общества к обществу потребления


    Люди всегда стремились к чудесному, которое одно способно приоткрыть завесу над тайнами жизни, бытия и мироустройства. Это были разные люди, разные по степени связанности, вовлеченности в дела рода, семьи, цеха, религиозной конфессии. От эпохи к эпохе, освобождаясь от связывавших их пут, они становились все свободнее в выборе, приходило ощущение собственной значимости, индивидуальности.

    Античный герой боролся один на один с судьбой, зная о своей погибели. За его спиной стоял безликий хор в масках, не готовый последовать примеру героя. Но общество принимало жертву и воспевало героя (потребляло его) в назидание потомкам.

    А вот римские стадионы, где толпа получала требуемые зрелища (вслед за раздачей хлеба). Трудно сказать, искал ли там кто-нибудь смысл жизни, но элемент чуда на стадионах явно присутствовал. На чьей стороне боги: на стороне фракийца или галла? Или позже: кого из этих странных христиан первым съест лев? Толпа сливалась в едином порыве, потребляя гладиаторов, львов, тигров и первомучеников.

    Консолидируясь, христианская доктрина прошла через немалое количество ересей. Вот уж где было раздолье для желающих постигнуть Божий промысел. Но и потреблено ересиархов тоже было на славу.

    Затем - Крестовые походы по отвоеванию Гроба Господня, в которые за пассионарным Ричардом Львиное Сердце шли вассалы. Потому что так надо. Битвы с неверными потребили огромное количество ищущих. Не меньше потребила чума.

    Великие географические открытия еще увеличили число потребленных. При этом было уничтожено большое количество крепких профессионалов, обладавших опытом мистического сопричастия Божественным силам. Как было на самом деле, никто уже не знает, но легенды о всезнающих шаманах и жрецах, исчезающих священных городах, путешествиях сознания живы до сих пор.

    Именно отголоски и обрывки этих легенд заставляют современных людей искать старые, но забытые пути для непосредственного диалога с Богом. Именно в этих вопросах Коэльо обладает неоспоримым авторитетом. Ведь он прошел путь от черной магии до возврата в лоно католической церкви. Говорят, он умеет даже вызывать дождь. Но, помимо мага и чародея, Коэльо любят называть также алхимиком - по названию его первого романа.

    Алхимиков современники не сильно жаловали. Собственно, вся любовь зависела от одного: удастся ли превратить простой металл в золото или нет. Карл-Густав Юнг считал, что золото пытались добыть позднейшие фокусники. Задачей же истинных алхимиков было разбудить Бога, заснувшего в Материи. И Философский камень, превращающий металл в золото, дающий бессмертие, означал, что алхимик достиг идеала цельности и полноты существования.

    Это был прямой контакт с Богом, дорога избранных. Девизом алхимиков стала фраза: "Наше золото - не золото черни". Чернь же, проходя путь индивидуации, сбрасывая оковы рода, понемногу добралась до Реформации.

    Наконец, и рядовой обыватель оказался один на один с Богом. Никогда прежде он не был так одинок. Тяжелый груз ответственности подвел человека к черте, за которой до общества потребления было рукой подать. Все равно гореть в адовом огне, так хоть пожить вволю. И не просто пожить, а с перчиком. Сыграть с Богом (который так и не умер) в русскую рулетку, но без смертельного исхода. Так просто, чтобы нервы пощекотать.

    В бывшем СССР, чтобы ощутить присутствие Божественного Провидения, граждане покупали билеты денежно-вещевой лотереи. В лучшем случае эти игры с судьбой оканчивались фразой "На остальные 199 номеров...". Но за рубль все же иногда тебя там наверху замечали.


    Приз - в студию!


    Лотерея - пассивный способ обратить на себя внимание судьбы. Наш стремительный век принес активные и интерактивные способы, связанные с телевидением. Для того чтобы тебя заметили, достаточно попасть в телевизор - и судьба тебе улыбнулась. "Круто ты попал на TV, ты - звезда..."

    В интеллектуальных играх типа "Что? Где? Когда?" или "Поле чудес" суть одна - дать судьбе шанс. Здесь всегда есть элемент непредсказуемости.

    Реалити-шоу - еще одна возможность испытать судьбу. Здесь заложена воля случая: кто с кем встретится, кто в кого влюбится. Ситуации не просчитаны. При этом участники переходят от пассивной роли "наблюдать чудо" к активной "творить чудо", беря на себя прямо-таки Божественную функцию.

    Вырвавшись из разряда зрителей, такие люди встают на новый для себя путь, где выделиться можно только одним - неповторимостью. Судя по очередям на различные кастинги, таких индивидуальностей становится все больше. Начинают действовать механизмы естественного отбора и борьбы за место под солнцем.

    Существуют еще ток-шоу, в которых можно щегольнуть своей непохожестью либо, наоборот, слиться с массой. Кажется, что ваше мнение кого-то интересует и вы на что-то этим своим мнением влияете. Просыпается задавленное еще в детстве чувство всемогущества - сейчас покажу всем кузькину мать.

    Итогом всех этих действ является банальное "Приз - в студию!": от мехового манто до бурных, продолжительных аплодисментов. Героев шоу простили за все прегрешения и выпустили в большой мир ангелами чистоты и невинности. А зрители, идентифицируясь попеременно с участниками и судьями, одновременно были прощены и простили других. И тоже чисты и невинны.

    Но этого уже мало, потому что процесс индивидуации неуклонно идет и хочется соединить несоединимое. Размашистым шагом зашагать по Пути, предначертанному Богом, но так, чтобы не одному. Чтобы этот же самый Путь был предначертан еще многим симпатичным людям. И оказывается - есть такой Путь. Он описан во многих книгах типа "Десять способов найти себя".

    Количество издаваемых на эту тему книг означает, что спрос велик. Что человечество морально готово найти себя. Только поскорее, без лишних усилий и с гарантией. Одна только в большинстве таких книг неудача - написаны скучно, без огонька, сплошные случаи из нашей же жизни. А мы и так все про нее знаем. Лучше бы что-нибудь из латиноамериканской действительности - по сериалам привычнее.

    И тут бьет час Пауло Коэльо.


    Присутствие дьявола


    Пауло Коэльо родился в 1947 г. в Бразилии, в Рио-де-Жанейро, в семье инженера. Отец был властным и деспотичным человеком, мать - мягкой и набожной. Семейная ситуация явно наложила отпечаток на всю последующую жизнь Коэльо, боровшегося с законами общества, как с отцовскими установлениями, и испытывавшего нехватку материнской любви и ласки. В возрасте 10 лет его отдали в Иезуитский колледж им. Св. Игнатия Лойолы, где он потерял веру в Бога, но научился дисциплине.

    В старших классах начался период подросткового бунта. Он увлекся литературой и театром, отец же хотел видеть его адвокатом. В последнем классе колледжа Коэльо сидел три года, пока родители не купили аттестат за взятку. Не видя особого рвения в приобретении знаний, родители объяснили это для себя самым что ни на есть простым способом: мальчик не в своем уме. После чего сдали сына в психиатрическую лечебницу.

    Много лет спустя Коэльо прочтет диагноз, с которым он поступил туда: раздражителен, плохо учится, недостаточно зрел для своего возраста, навязывает другим свои политические взгляды.

    В первый раз из лечебницы его выписали за хорошее поведение, которое, правда, моментально улетучилось на воле. Во второй раз Коэльо сбежал из своего заточения, вернее, просто вышел. Оказалось, что это страшное учреждение никто не охраняет, потому что смирившимся с ситуацией просто не приходит в голову оттуда уйти. Коэльо не смирился и отправился путешествовать по стране бомжом.

    Через некоторое время, вконец оголодав, он позвонил родителям, которые приняли его в дом. Через год родители снова отправили Пауло на излечение, узнав, что сын увлекся театром (с ума сошел!). Он снова сбежал, но вернулся сам, решив, что действительно сходит с ума. Коэльо разнес все в своей комнате в клочья и стал ждать встречи с очередным психиатром. Ему повезло. Врач сказал, что это поступок нормального человека и что теперь можно начать новую жизнь.

    Узнав от специалиста, что бунт есть норма, Коэльо стал бунтовать по-настоящему. Настал конец 60-х, время хиппи. Коэльо стал самым хипповым из них. Путешествовал со своей первой женой по США, не зная ни одного слова по-английски, курил марихуану, глотал галлюциногены. Тогда же он стал членом сатанинской секты.

    К сатанистам Коэльо пришел, потому что искал тогда необычные пути в мир духовности. Его не устраивала навязанная в детстве католическая традиция, и, видимо, показались пресными медитации и мантры. Он перепробовал множество духовных практик и выбрал ту, о которой получил наибольшее количество отрицательных отзывов. Это и были сатанисты.

    Данное общество, основанное еще в начале XIX века, ставило своей целью тотальный поиск в сочетании с тотальной анархией - то, к чему Коэльо всей душой стремился. Здесь можно было испытать свою власть без предела, потому что все было разрешено. Ставилась цель абсолютной свободы, при которой человек обретает истинную силу и способен повелевать слабыми. Коэльо, как и все, участвовал в ритуалах, произносил заклятия, вызывая силы зла, пел мантры.

    Он признается, что видел во всем только положительные стороны, пытаясь вытащить из себя сверхчеловека, стать сильным и свободным. И зло было для него только великим Бунтом. Но однажды он проснулся, и перед глазами поплыл черный туман, все более сгущавшийся. То же произошло с некоторыми другими участниками секты. Пауло обуял панический страх, он почувствовал присутствие дьявола.

    Автоматически Коэльо сделал единственное, что пришло в голову: раскрыл Библию и поклялся, что с сектой покончено навсегда. Туман мгновенно рассеялся.

    Тогда он понял различие между белой и черной магией: последняя пытается повлиять на судьбы других людей. Но человек может просить только о себе. Секта отпустила Коэльо и его жену. Правда, им говорили, что они дураки, не поняли своего счастья, что это была инициация, которая открывала перед ними как избранными колоссальные возможности. Но все же они ушли.

    При этом Коэльо не перестает считать себя магом, что означает для него развитие способностей, заложенных Богом. "Маг - это обычный человек, но отдающий себе отчет в том, что за поверхностью вещей скрываются другие реальности, другие движения, другие течения".

    Еще в бытность свою в секте, Коэльо познакомился с одним из продюсеров компании CBS. Тот предложил написать несколько текстов песен для известного певца. Коэльо написал их 65 и вскоре начал выбиваться из нищеты. Почти в одночасье у него появилось $ 40 тыс. Он купил квартиру, а затем еще четыре. Черный туман сгустился весьма вовремя, чтобы избавить преуспевающего бизнесмена от подозрительных друзей.

    Трижды в жизни Коэльо сидел в тюрьме. Первый раз, когда ему "посчастливилось" ужинать рядом с местом, где ограбили банк (немытый и нечесаный хиппи показался полицейским подозрительным). Второй - когда на концерте он сказал о своей мечте изменить гнусное общество (поскольку свою идею он озвучил во время военной диктатуры, то некоторым генералам это не понравилось).

    Но самое страшное случилось в третий раз, когда Коэльо с женой похитили люди из полувоенных формирований, везде искавшие партизан. Семья ничего не могла сделать, потому что никто не знал, где похищенные. В тюрьме они пробыли неделю, там их подвергли унизительным пыткам, пытаясь получить сведения о несуществующих связях с партизанами. Затем отпустили.

    После этого начинается как бы новый этап жизни Коэльо. Он разводится со второй женой (с которой его похитили) и уезжает в Англию в качестве корреспондента нескольких бразильских изданий. В 1981 г. вступает в четвертый брак со своей нынешней женой и отправляется путешествовать по Европе. Там его ждало сильнейшее духовное потрясение, которое направило жизнь в сторону католицизма. Это случилось на экскурсии в концлагере Дахау.

    Вдруг зазвонили колокола, и он понял, вспомнив знаменитую фразу поэта Джона Донна, по ком они звонят. В этот момент он увидел незнакомого человека, услышал его голос, а потом все исчезло. Через два месяца в Амстердаме он вновь увидел незнакомца. Тот назвался Жаном и предложил свою помощь. Жан принадлежал к католическому ордену RAM (строгость, любовь, милосердие), который существует уже более пятисот лет, и эта встреча вернула Коэльо в лоно католической церкви.

    Вскоре он совершил паломничество в Сантьяго-де-Компостелла, что утвердило его в правильности выбранного пути. После этого появились "Дневник мага", "Паломник" и "Алхимик". Последний издан на 54 языках тиражом 35 млн. экземпляров. Потом были написаны "Книга воина света", "День седьмой", "Пятая гора".


    Семь дней из жизни...


    Все книги он пишет, основываясь на собственных переживаниях. Каждый герой - это одна из сторон личности автора.

    Большинство читателей Коэльо - женщины, и он, не стесняясь, говорит о том, что в его личности очень важна женская составляющая. Более того, писатель сознательно пытается ее раскрыть. Это является и частью духовной практики RAM, которая называется "женским путем". Здесь человек развивает умение сопереживать, припадает к истокам жизни, находится в состоянии почти постоянной медитации.

    Коэльо практикует именно этот путь. Поэтому, может быть, наиболее удачной в литературном отношении явилась его трилогия "День седьмой", куда вошли "На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала", "Вероника решает умереть", "Дьявол и сеньорита Прим". Это рассказы о женщинах, которые должны решить жизненно важную проблему за неделю. За это время они снова проживают прошедшие годы, начинают обращать внимание на знаки судьбы и оказываются способны принять решение.

    Читатель понимает, что никогда не поздно осмыслить свою жизнь, сделать шаг к ее изменению. Но у Коэльо сохраняется элемент чуда. Кажется, что проблема разрешается в семь дней. И только подразумевается, что предшествующие годы были потрачены на то, чтобы родилась личность, которая способна разрешить проблему.

    Коэльо подчеркивает, что в жизни каждого существуют поворотные моменты, с которых можно свернуть на другую дорогу. Человек проходит мимо них. Но иногда на голову падает событие, не заметить которое невозможно. Именно так и происходит с героинями Коэльо. И тогда надо сделать выбор: жизнь или смерть, сделка с дьяволом или гибель, растительное существование или борьба.

    Женские романы Коэльо пассивны - в том смысле, что героини вовлекаются в водоворот обстоятельств не по своей воле. Иначе обстоит дело с мужскими романами - "Алхимиком" и "Пятой горой". В них герои встают на мужской путь исканий - "дорогу святого Иакова", на которой человек, согласно традиции RAM, развивает силу воли, мужество и упорство в достижении цели.

    Коэльо не слишком изобретателен при формировании сюжета: "Алхимик" - модификация хасидской легенды, рассказанной Мартином Бубером, а "Пятая гора" -фантазия на библейскую тему. Но Библия утомляет, а Бубер вообще остается уделом интеллектуальных маргиналов. Коэльо же читают десятки миллионов.


    Дорога без конца...


    Есть образы, необъяснимым способом объединяющие людей. Они принадлежат к самым древним воспоминаниям человечества, к сфере коллективного бессознательного, как назвал это Юнг. Образ Пути-Дороги идет оттуда. Он заряжен сильными эмоциями, поэтому не оставляет равнодушным. У каждого могут возникнуть свои ассоциации: для кого-то это потерянные в лесу дети, ищущие тропинку домой. Для кого-то - символ опасности с былинным Соловьем-разбойником. Для кого-то - дорога жизни, по которой медленно бредет путник.

    И как хочется услышать что-нибудь типа: "Верной дорогой идете, товарищ!" Ведь все больше людей осознают, что идут по Пути без уверенности в том, правильно ли он выбран. Коэльо своей судьбой и романами показывает, что дорога, в конце концов, сама выведет. Может, поэтому он так и пришелся по сердцу нашему читателю, что строит произведения в парадигме "грешить и каяться", столь милой россиянам.

    Вот посмотрите: простой парень из Бразилии (в которой, как известно, много-много диких обезьян). Родители над ним измывались, в тюрьме и психушке сидел, наркоту курил, баб было немерено - все это для мужской части читателей. Для женской - другое: симпатичный такой, рос без материнской любви и ласки, поэтому и ищет ее повсюду, родимый. Понял он женскую душу, которая готова всем пожертвовать ради слов любви. Есть кое-что для читателей-интеллектуалов: все твои усилия не пропадут зря, ты выйдешь на тот самый собственный путь, станешь самим собой, узнаешь себя настоящего, подлинного. И, наконец, для студентов: борись, ищи, бунтуй, не будь, как все.

    И для всех: не бойтесь признавать свои ошибки.

    Красивые слова в красивой упаковке книг, которые читаются в метро за несколько поездок туда и обратно. Все те люди, что первыми говорили подобные слова, кроме этих главных, сказали еще много второстепенных, через которые никто продираться не будет. Коэльо - талантливая компиляция первоисточников, переведенная на язык художественной литературы. Здесь есть эзотерика, юнгианская психология, йога, мистика, психоанализ, восточные практики.

    Кстати сказать, в Европе книги Коэльо стоят в разделах практической психологии и эзотерики, хотя сам он претендует на художественную литературу и философию. Но читателю все равно, с какой полки снять книгу, в которой говорится о нем, его проблемах, его жизни. В которой автор уверяет, что "все будет хорошо, я это знаю". Да еще называет каждого ищущего, то есть прочитавшего, воином света.

    И тут получается некоторая заминка. Книгу прочитал - гони результат (общество потребления хочет всего сразу). А результата сразу нет. Это только в книге жизнь героя умещается в триста страниц и три дня нашей жизни. Если человек привык ждать, то он почувствует результат своих поисков лет через десять. Если же нет, то толку от этого чтения не будет никакого.

    Сам Коэльо признавался, что пишет все книги для того ребенка, который живет внутри нас. Маленьким детям свойственно ощущение всемогущества, и книги Коэльо досыта насыщают нас этим чувством. Детям свойственно жесткое суперэго, которое олицетворяют родительские фигуры. Именно им адресованы чеканные фразы "Книги воина света". Дети привыкли к родительскому контролю, поэтому они воспринимают прочитанное как долженствование (если у Вероники все получилось, то и у меня получится).

    Постоянно присутствует ощущение чуда, столь свойственное ребенку. А главное - сохраняется чувство безопасности. Читатель не одинок, его всегда поддержат, стоит только купить новую книжку. И какие тиражи у книг! Значит, нас много на этой Дороге. А с кем заключен договор, не столь уж важно. Хотя если с самим собой, то это уже не договор, а разговор по душам. А с кем заключен договор у Коэльо, нас не касается.


    Елена Травина
    Аналитический еженедельник "Дело" 26/7/2004


    Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2015-06-05. Идрис Эльба сыграет главную роль в экранизации «Алхимика» Пауло Коэльо
    Голливудский актер Идрис Эльба исполнит главную роль в экранизации романа бразильского писателя Пауло Коэльо «Алхимик», передает Deadline. Режиссером выступит Лоуренс Фишборн, больше известный своими актерскими работами в фильмах «Матрица» и «Апокалипсис сегодня». Вероятно, съемки начнутся в 2016 году.

    2014-05-27. Пауло Коэльо завел страницу во «ВКонтакте»
    Бразильский писатель Пауло Коэльо завел страницу в российской соцсети «ВКонтакте», подтвержденную знаком верификации — галочкой. Об этом говорится в сообщении компании.

    2013-07-02. О Пауло Коэльо сняли художественный фильм
    В Испании закончились съемки художественного фильма о жизни писателя Пауло Коэльо. Об этом сообщил ресурс Screen Daily. Лента «Пилигрим: Лучшая история Паоло Коэльо» («The Pilgrim: The Best Story of Paulo Coelho») выйдет на экраны в первой половине 2014 года.




  • Воин света
  • Ценой трех инкарнаций
  • Новости
  • Бразильские писатели
  • Кто родился в Год Свиньи



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru