Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Наталья Гундарева. Горький привкус жизни сладкой женщины


Биография Гундаревой
"Сладкая женщина"
И жизнь, и слезы, и любовь...
Женщина, не успевшая постареть
Самая любимая
"Мне лучше муки адовы. Я к ним привыкла"
Фотографии Гундаревой
Российские актеры
Биографии актеров
Люди с фотографиями
Девы (по знаку зодиака)
Знаменитые Натальи
Кто родился в Год Крысы

Наталье Гундаревой в конце нынешнего августа исполнилось бы 60. Она не дожила до этого юбилея, долго и тяжело болела. Неисправимые оптимисты рисовали яркие картины ее возвращения на сцену после нескольких инсультов, а реалистам было понятно, что все это утопия из разряда обывательских пересудов. Кому-то все время хочется превращать человеческую трагедию в пошленький фарс.


Другим актрисам приходилось только отстреливаться


Гундарева властно, по-королевски вошла в искусство. Еще будучи студенткой второго курса Щукинского училища, она удостоилась высочайшего комплимента от ректора, умудренного опытом Бориса Захавы, заявившего, что он уже сейчас выдал бы Наташе диплом артистки.

Столь же победительно заняла она лидирующее положение в Московском театре им. В. Маяковского, где не только была сильнейшая женская часть труппы (а мужская еще сильнее), так еще и царила Татьяна Васильевна Доронина, у которой и талант, и пробивная сила, как танк. Не догадывалась Т.В., что в театре уже накапливал мощь другой «танк» — молодая артистка Наташа.

Именно Доронина была назначена на роль Липочки в спектакле Андрея Гончарова «Банкрот», Гундарева была во втором составе, на подхвате, но во время загранкомандировки Татьяны Дорониной Наталья Гундарева как застолбила за собой Липочку, так в дальнейшем и не отдала лидирующее положение в спектакле и театре. Доронина поэтому и покинула «Маяковку»: почувствовала, что Гончаров сделал ставку на Гундареву. С тех пор и Светлана Немоляева, и Алла Балтер, и Татьяна Васильева, и Евгения Симонова, и другие яркие актрисы, служившие в «Маяковке», вынуждены были согласиться с тем, что играют от случая к случаю, а Гундарева играет всегда и лучшее. Катерина Измайлова в «Леди Макбет Мценского уезда», Люська в «Беге», леди Гамильтон в «Виктории», множество других ролей — она была хозяйкой театра, королевой театра, едва ли не единственной актрисой, на которую грозный и неудержимый Гончаров не кричал на репетициях (а орал Андрей Александрович во время репетиционного процесса виртуозно). Можно представить, как завидовали ей в театре, порой недолюбливали, а порой ненавидели, и эта ненависть была ничуть не меньше, чем зрительская любовь. На репетициях «Жертвы века» Гончаров говорил Симоновой: «Ты не пытайся в сценах с Наташей ей противостоять — не получится. Ты только отстреливайся, отстреливайся…»

Они — худрук и его прима — были связаны невидимыми нитями. Неслучайно тяжелая болезнь Гундаревой по времени совпала со смертью Гончарова. Плодотворный, яркий, даже ярчайший период в жизни театра им. В. Маяковского был, таким образом, исчерпан. Сегодня там другой период, другой худрук, другие примы. Но масштаб явно не тот.


Вас ожидает «хозяйка детского дома»


И в кино все ее роли полюбились народу — все эти «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Одиноким предоставляется общежитие», «Однажды двадцать лет спустя», «Хозяйка детского дома». Конечно, это были киносказки из хорошей советской жизни, но зрители ведь и ходили в кино для того, чтобы на два часа оказаться в сказке, перед тем как вернуться в серое однообразное существование. Гундарева просила журналистов не писать, что она курит, ведь вся страна считала, что она и в жизни «хозяйка детского дома», идеальная женщина.

Гундареву на ура воспринимали и в итальянских ролях, будь то Смеральдина («Труффальдино из Бергамо») или Мирандолина («Трактирщица»), не обращая внимания на то, что по типажу она никакая не итальянка, а наша сладкая женщина. Ей даже прощали так называемые отрицательные роли — капризную примадонну из «Зимнего вечера в Гаграх» или жестокую повариху из «Подранков».

Но, наверное, самые лучшие ее работы — это «Сладкая женщина», где она создала не просто характер, а своеобразный тип, и супруга Бузыкина, Нина, из «Осеннего марафона», где зритель разрывался вместе с героем Олега Басилашвили, думая, кого выбрать ему, зрителю, а заодно и главному мужчине фильма — героиню Гундаревой или героиню Нееловой: обе были узнаваемы и близки, обеим хотелось посочувствовать. Причем зрительницы-жены сочувствовали героине Натальи Георгиевны, а зрительницы-любовницы, естественно, героине Марины Мстиславовны.


Силой она прикрывала свою слабость?


Было ли простое женское счастье у самой Натальи Гундаревой, популярной, обласканной прессой, четырежды признававшейся лучшей киноактрисой страны? Ее любовные романы достаточно известны. Вначале с режиссером Леонидом Хейфецем. Затем с актером Виктором Корешковым, с ним они вместе играли сумасшедшую любовь в «Леди Макбет Мценского уезда». И страсть перекочевала со сцены в жизнь, правда, ненадолго. Корешков и в жизни оказался ветреным и непостоянным. Затем, уже в совершенно зрелом возрасте, странный брак с актером Михаилом Филипповым, брак, в котором муж явно находился в тени супруги, и вряд ли это могло его устроить.

Ходили слухи о ее романах с Сергеем Шакуровым и Александром Михайловым, но это были только слухи, хотя отношения с тем же Шакуровым — ее партнером во многих фильмах и спектаклях — были действительно настолько тесными (возможно, дружески тесными), что Сергею Каюмовичу пришлось развестись с ревнивой супругой и пережить гипертонический криз.

Детей у Гундаревой не было — она считала, что дети мешают творчеству. Хотя, судя по многим ее экранным работам, она была просто создана для материнства — большая, уютная, безгранично добрая. Однако внешнее впечатление было обманчиво. Бесспорно, Гундарева была настоящей примой в искусстве: сильной, когда надо — безжалостной, когда надо — бесцеремонной. Сама говорила, что этой силой она прикрывает природную слабость. Может быть.

Говорят, она хорошо готовила. Вместе с тем праздники предпочитала встречать в театре. Дома — темная мебель, всегда задернутые занавески. По ее собственному признанию, часто летала во сне, поднималась в небо. Свою правую ногу называла «заговоренной» — то ломала ее, поднимаясь по театральной лестнице, то попадала дважды на одном спектакле каблуком в одну ямку на сцене, в результате порвала ахиллово сухожилие, то роняла на больную ногу подарочную большую кружку. Попадала и в автомобильную аварию, ударилась подбородком о руль, получила сквозную дыру изо рта в подбородок. Началось заражение, по лицу пошли синие пятна. Три месяца врачи обкалывали лицо.

Многие говорили, что причина ее инсультов и ранней кончины — неудачная пластическая операция, резкое похудение. Нет оснований этому не верить. Во всяком случае, гипертонические приступы случались у нее и раньше, в том числе и на антрепризных спектаклях, но она все равно работала, пытаясь преодолеть болезнь, стараясь не дать слабину, не подвести зрителей и партнеров.

Зачем-то пошла в члены Государственной Думы — наверное, ей казалось, что она может изменить жизнь к лучшему. А может, совершила этот шаг потому, что в те годы ее реже приглашали сниматься — пошли в ход новые лица, наступило время молодых да ранних.

Во время болезни Гундаревой умерла ее мама — преданная поклонница, не пропускавшая ни одной премьеры, готовая в клочья растерзать того, кто не любил ее Наташу. Гундаревой сказали, что мама просто болеет, лежит в больнице.

Больничная палата стала пристанищем актрисы, домом Натальи Гундаревой, ее темницей, и все разговоры о том, что сильная и мужественная Наталья Георгиевна, несмотря ни на что, вырвется из той темницы на театральную свободу, так и остались разговорами…


СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ
Первая крымская N 239, 29 АВГУСТА/4 СЕНТЯБРЯ 2008


Добавить комментарий к статье




Биография Гундаревой
"Сладкая женщина"
И жизнь, и слезы, и любовь...
Женщина, не успевшая постареть
Самая любимая
"Мне лучше муки адовы. Я к ним привыкла"
Фотографии Гундаревой
Российские актеры
Биографии актеров
Люди с фотографиями
Девы (по знаку зодиака)
Знаменитые Натальи
Кто родился в Год Крысы


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru