Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайный словарь

Интересно

Интересные факты о странах мира
Бразильский карнавал - праздник жизни

Биография Виктора Николаевича Дени


Биографии художников
Российские художники
Знаменитые Викторы

Виктор Николаевич Дени (настоящая фамилия Денисов) [24.2(8.3).1893, Москва, — 3.8.1946, там же], советский график, один из основоположников советского политического плаката, карикатурист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1932). Учился у Н. П. Ульянова. В 1910-х годах сотрудничал в юмористических журналах "Будильник", "Сатирикон", "Солнце России" и др. С 1921 года сотрудник газеты "Правда". Для плакатов и карикатур Виктора Дени характерны политическая острота, сатирически-жанровое решение темы, чёткий контурный рисунок с заливкой пятнами локального цвета. В числе его произведений: плакаты — "Антанта" (1919), "На могиле контрреволюции", "Капитал", "Под маской мира" (все три 1920), "На Москву! Хох! От Москвы: ох!" (1941); рисунок для "Правды" — "Призрак бродит по Европе" (1924), "На борьбу с беспризорностью" (1926) и многие др.


Большая советская энциклопедия

  • Ссылки на эту страницу


  • Комментарии к статье:

    К биографии
    2015-12-30 23:21:49

    В 1932 году Виктор Дени получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

    К биографии
    2018-03-03 12:51:18

    Виктор Николаевич Дени Творчество Виктора Николаевича Дени получило высокие оценки современников. И. Е. Репин отмечал мастерство художника и отсутствие в его работах распространённой у карикатуристов начала XX века избыточной гиперболизации — «урододельства»:

    Какой талантище!.. и рисовать умеет и сходство схватывает и, вообще, мастер…

    Ф. И. Шаляпин написал на одном из его рисунков: «Браво, браво monsieur Deni! Как быстро и как ловко это сделано!»

    Относивший Дени к художникам-реалистам А. В. Луначарский писал:

    В Дени мы имеем соединение острого политического ума, безошибочно понимающего ситуации и отношения между нами, друзьями и врагами нашими, и сильного художественного дара.

    Энциклопедии и критики конца XX — начала XXI века называют Дени одним из основоположников советского политического плаката, оказавшим влияние на последующие поколения плакатистов. По определению исследователя творчества Дени Ю. М. Забродиной, его художественное дарование характеризуют «неистощимая фантазия и юмор сюжетных построений, острота передачи портретного сходства и выразительность графического образа»

    К биографии
    2018-03-03 13:00:11

    Творчество (1910—1917)

    Творческий путь Дени начинал с юмористических бытовых зарисовок. По оценке искусствоведа И. А. Свиридовой, его ранние работы, публиковавшиеся в 1910—1912 годах в «Будильнике», «не отличались достаточной самостоятельностью и оригинальностью», их стилистика напоминала карикатуры других сотрудничавших с журналом художников.

    Вскоре Дени обратился от бытовых карикатур к содержательным рисункам, создав серию шаржей на известных литераторов — Леонида Андреева, Петра Боборыкина, Ивана Бунина. В этих работах, опубликованных в 1912 году в газете «Голос Москвы», Свиридова отмечает «черты более углублённого отношения к характеру, темпераменту, личности». Отмечая отсутствие единства стиля в ранних шаржах, исследователь творчества Дени Ю. М. Забродина указывает на отличающие их особенности, свидетельствующие «об индивидуальности молодого художника», в числе которых «острая выразительная линия» и умело найденная «мера преувеличения»:

    Шаржи лаконичны, скупые детали не отвлекают внимание от главной задачи — раскрытия особенностей, своеобразия каждой личности. Художник прежде всего стремится создать цельный образ, а не изобразить занимательные подробности.

    В. Брюсов. 1913 В петербургский период Дени продолжает работу над шаржами на деятелей культуры — им выполнены карикатурные портреты поэтов Валерия Брюсова и Игоря Северянина, писателя Алексея Толстого, композитора Александра Глазунова, художника Илью Репина, режиссёра К. С. Станиславского и др., намечается тенденция движения от дружеского шаржа к карикатуре. Работы создавались Дени без предварительных зарисовок, по памяти.

    Дени умело использует линию, добиваясь выразительности силуэта, характерности профиля, нередко сопоставляет контрастные цветовые пятна.

    Сотрудничая с разными периодическими изданиями, Дени освоил различные техники — акварель, тушь, перо, графитный карандаш, постепенно вырабатывал собственный художественный язык.

    К этапным для творчества Дени Забродина относит работы, созданные в годы Первой мировой войны, — карикатуры на политических деятелей: кайзера Вильгельма, султана Магомета, императора Франца Иосифа и др., выполненные с использованием «образов-масок» и «олицетворений» — образы героев и сюжеты карикатур пластически представляют суть отношений между странами. В эти годы работы художника приобретают «общественное звучание».

    После Февральской революции объектами карикатур Дени становятся бывшие правители страны и близкие к императорскому двору фигуры — Николай II, Александра Фёдоровна, старец Григорий Распутин, председатель Совета министров И. Л. Горемыкин, а также министры Временного правительства — Н. С. Чхеидзе, М. В. Родзянко, А. И. Гучков, А. Ф. Керенский. Рисунки часто сопровождаются текстами для усиления «политического звучания». Творческая интонация Дени изменяется от юмора к сатире.

    К биографии
    2018-03-03 13:08:33

    Творчество (1917—1920-е)

    После Октябрьской революции Дени сотрудничает с новой властью, работает над политическими карикатурами и сатирическими плакатами, высмеивающими «классовых врагов» пролетариата. Персонажи его карикатур послереволюционных лет — командующие Белой армии А. И. Деникин, А. В. Колчак, Н. Н. Юденич, П. Н. Врангель, представители Антанты и др.

    В 1920-х годах Дени создаёт работы на злобу дня, герои его карикатур — главы правительств капиталистических стран (Дж. Чемберлен, Ю. Пилсудский, Б. Муссолини, Й. Антонеску), вожди II Интернационала (К. Каутский, Ф. Шейдеман, Э. Вандервельде), «социал-предатели» (Дж. Макдональд, А. Хендерсон). В конце 1920-х годов Дени рисует серию карикатур, представляющих государственных деятелей Европы в виде ёлочных игрушек и марионеток кукольного театра («Игрушки Дени», «Ёлочные украшения Дени»).

    Многие работы созданы им в творческом содружестве с поэтом Демьяном Бедным, писавшим стихотворные тексты к плакатам. Рисунки часто имели многофигурную композицию, художник придавал им объёмность, прорабатывая не только силуэты, но и светотени. Дени использует сюжетное и метафорическое решение темы, создаёт обобщённые «образы-типы» «классовых врагов» — буржуя, кулака, попа. Созданный им образ «буржуя» запечатлён в стихотворении Владимира Маяковского «Лицо классового врага».

    В 1920-е годы окончательно формируется творческая манера Дени, его художественный язык Ю. М. Забродина характеризует как «точный и лаконичный»:

    Очень простая и лаконичная композиция часто строится на противопоставлении, используется контраст чёрного и белого. Линия силуэта подвижна и непрерывна. Интерьер, натюрморт, пейзаж почти всегда отсутствуют. Фигуры чётко читаются на белом фоне листа. Художник концентрирует внимание зрителя на лице и руках. Несколькими штрихами он подчёркивает характерные особенности физиономий своих героев, своеобразие их манеры поведения.

    К биографии
    2018-03-03 13:10:41

    Творчество (1930—1940-е)

    В конце 20-х — начале 30-х годов персонажи карикатур Дени — внутренние враги советской власти: зажиточные крестьяне («кулаки»), «вредители», бюрократы. В ряде карикатур присутствовали вожди коммунистической партии, представленные в образах героев — Ленин, «очищающий землю от нечисти», Сталин, с дымом трубки которого улетают «вредители».

    В работах 1930—1940-х годов в структуру изображения часто вводятся надписи, придающие динамику и усиливающие воздействие плаката на зрителя, в ряде работ используются конструктивистские приёмы — фотомонтаж и коллаж. Часть работ создана в соавторстве с Николаем Долгоруковым и Дмитрием Моором («Раздавим гадину мощным контрнаступлением пролетариата!», 1930; «Долбанём!», 1930; «Ставка интервентов бита!», 1931; «Рот фронт!», 1932; «Есть метро!», 1935; «Слава сталинским соколам — покорителям воздушной стихии!», 1937; «Кто силён в воздухе…», 1938; «Сталинским духом крепка и сильна армия наша и наша страна!», 1939; «Привет великому Сталину…», 1940).

    Работам Дени 1930—1940-х годов свойственны гипербола и гротеск — юмор сменяется на сарказм, персонажи вызывают не смех, а отвращение.

    В годы Великой Отечественной войны главным персонажем карикатур становится Гитлер, основная тема Дени — обличение фашизма и призыв к возмездию («Лицо гитлеризма», 1941; «На Москву! Хох! От Москвы: Ох!», 1941; «Сталинград», 1942; «Молниеносная война», 1942; «Красной Армии метла нечисть выметет дотла!», 1943; «Фашистская ставка. Красноармейская поправка», 1943; «Для немцев страшные вещи „мешки“ и „клещи“», 1943; «Узнал фашистский стервятник, что у нас не ягнятник», 1944 и др.). Плакат, изображающий рабочего, из-под молота которого летят снаряды, врезающиеся в свастику, прикреплялся к станкам на заводах.

    В 1943—1945 годах в плакатах появляется тема предчувствия победы, скупая цветовая гамма работ начала войны изменяется на многокрасочную («С праздником на нашей улице», 1943; «Разная картина — вид Москвы и вид Берлина», 1944 и др.). Одной из последних работ Дени стал плакат «Красной Армии метла нечисть вымела дотла» (1945).

    Добавить комментарий к статье




    Биографии художников
    Российские художники
    Знаменитые Викторы
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2018
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru