Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Самое популярное

Биография Джорджа Беркли (George Berkeley)


Афоризмы Беркли
Биографии философов
Английские философы
Знаменитые люди по имени Джордж

Джордж Беркли (George Berkeley) Джордж Беркли (George Berkeley) (1685-1753), англо-ирландский философ. Родился близ Томастауна (графство Килкенни, Ирландия) 12 марта 1685 года. Учился в колледже в Килкенни, затем в Тринити-колледже в Дублине, где впоследствии преподавал. В 1713 году перебрался в Лондон и благодаря первым философским трудам — "Опыт новой теории зрения" ("An Essay Towards a New Theory of Vision", 1709), "Трактат о принципах человеческого знания" ("Treatise Concerning the Principles of Human Knowledge", 1710) и "Три разговора между Гиласом и Филонусом" ("Three Dialogues between Hylas and Philonous", 1713), а также остроумию и обаянию получил признание в лондонском свете. Стал священником в 1710 году. Путешествовал по Европе в 1713-1721 годах; в 1724 году был назначен деканом в Дерри. Приблизительно в 1723 году Беркли загорелся идеей основать колледж для индейцев на Бермудских островах. Ожидая положительного решения о субсидии на этот проект (который так никогда и не осуществился), он был вынужден оставаться в Ньюпорте на Род-Айленде c 1728 по 1731 год, где написал работу "Алсифрон, или Мелкий философ" ("Alciphron or, The Minute Philosopher", 1732). В 1734 году Беркли получил назначение епископом Клойнским в Дублин, где создал свой последний значительный труд — "Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований" ("Siris: A Chain of Philosophical Reflexions and Inquiries", 1744). В 1752 году он отошел от дел и вместе с семьей переехал в Оксфорд. Умер Джордж Беркли в Оксфорде 14 января 1753 года.

Философия Беркли, имевшая сильную религиозную подоплеку, явилась в то же время выражением нового, быстро вытеснявшего схоластику духа, рожденного трудами Декарта, Спинозы, Мальбранша, Локка и Ньютона. Беркли пытался преодолеть модный скептицизм и атеизм и создать учение, в котором бы гармонично сочетались новая философия и спиритуализм.

Убежденный в способности человека к познанию, Беркли, подобно Локку, подчеркивал значение чувственного опыта как источника знания. Однако, в противовес Локку и материализму, он доказывал, что все качества — не только вторичные (например, цвет), но и первичные (например, протяжение), которые Локк причислял к независимой от сознания материальной субстанции, — суть лишь продукт чувственности; он также доказывал, что идея материи как "реальности", существующей помимо и сверх первичных и вторичных качеств, не может быть выведена из опыта. Главная ошибка всякой философии, согласно Беркли, заключается в неверной абстракции. Например, ложной идеей является "материальная субстанция" Локка. Существовать (т.е. быть реальным), заключал он, — значит быть воспринятым или воспринимать. Чувственные объекты, или, как называл их Беркли, "идеи", не могут производиться инертной бесчувственной материей, они суть следствие бестелесной деятельной субстанции духа; идеи не могут существовать и в "не воспринимающей субстанции". Отсюда: материя вне опыта непредставима и противоречива. Однако "материю как термин можно оставить для обозначения частного случая организации идей". Природа есть упорядоченная последовательность таких идей, порожденных Мировым Духом, а законы природы суть "установленные правила или методы, по которым этот Дух порождает в нас идеи ощущения".

В действительности существуют только "духи", которые бывают двух родов: это конечные умы и Мировой Ум (Бог). О духах мы не имеем никакой идеи, ибо идеи пассивны и бездеятельны, и в них не может быть схвачено то, что действует. Дух познаваем не непосредственно в чувственном опыте, но только через свои проявления. О духе мы имеем только "понятие", но такое понятие, в отличие от понятия материи, не является противоречивым.

В работах позднего периода Джордж Беркли уже не акцентирует значение чувственного опыта. В третьем "Диалоге" он расширяет понятие восприятия до понятия постижения, а в "Сейрисе" уже утверждает, что знание есть понимание. Наконец, оставляя и понимание, Беркли пишет о нашей полной зависимости от духовного мира, в котором мы существуем как конечные существа.



  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Афоризмы Беркли
    Биографии философов
    Английские философы
    Знаменитые люди по имени Джордж
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru