Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Ивар Калныньш. Красавец и последний прибалт эпохи


"Мы попали под один молоток"
Биография
Биографии актеров

Актер Ивар Калныньш, отметивший нынче свое 60-летие, до сих пор не сходит с экранов. Правда, теперь он снимается все больше в проходных фильмах, но их достаточно много, и благородное лицо его с мужественными морщинами по-прежнему с нами. Он никуда не делся, умудряется лавировать между Латвией и Россией, да и Украину не забывает — регулярно наведывается сюда с антрепризами.


Правильный выбор Вии Артмане


За то, что Калныньш стал тем, кем он стал, мы должны благодарить знаменитую актрису Вию Артмане. Телевизионный фильм «Театр» по роману Сомерсета Моэма снимался к ее 50-летнему юбилею, и режиссер Янис Стрейч предоставил примадонне кинематографа полную свободу в выборе партнеров. Властная Вия приехала на Рижскую киностудию, взглянула на претендентов… и выбрала Ивара Калныньша. Почему именно его? История об этом умалчивает. А злые языки, болтавшие по этому поводу, вскоре умолкли. Калныньш не просто сыграл Тома Феннела, любовника стареющей примадонны Джулии Ламберт, он прочно занял в кинематографе место, так сказать, «советского прибалта №1», никому не отдал это место вплоть до развала СССР, продолжает занимать его и сейчас.

У него были в этом плане блестящие предшественники, по-настоящему мощные актеры — Донатас Банионис, Юозас Будрайтис, Гунар Цилинский, Региминтас Адомайтис, а еще Лаймонас Норейка, Бруно Оя, позднее Арнитис Лицитис и другие. Царствование прибалтийских мужчин, взошедших на советский кинематографический престол после выхода на экраны фильма Витаускаса Жалакявичуса «Никто не хотел умирать», продолжалось довольно-таки долго. Никто не хотел умирать, но все умирали от восторга, видя Баниониса в «Мертвом сезоне» или Адомайтиса в сериале «Мираж».

Вместе с тем Ивар Калныньш отличался от своих предшественников — он был таким же, как они, загадочным, но при этом красавцем мужчиной чистой воды, что не могло не нравиться многочисленным зрительницам. Хотя в первых своих фильмах на мачо он никак не походил.


Его музыка звучала в теплицах и конюшнях


Мог ли Калныньш не стать актером? Конечно, мог. Вполне мог стать слесарем, мастером по ремонту вычислительной техники, даже музыкантом (об этом ниже). Не стал. Наверное, потому что рядом с его домом был кинотеатр, ставший не только местом знакомства с достижениями кинематографа, но и местом первых свиданий.

По воскресеньям именно здесь проходили танцевальные вечера. Среди музыкантов-битломанов неоднократно был замечен и Ивар Калныньш. Так что неудивительно, что после школы поступать он решил все-таки «на артиста». Мама ужаснулась: «Но они же так громко разговаривают, Ивар!». Тем не менее о другой профессии Калныньш и думать не мог. Он учился на театральном отделении Латвийской консерватории, играл в театре им. Я. Райниса, снимался в кино. Он узнал кинематограф и театр, но до «Театра», по существу, был никем. Поэтому снова, когда было трудно и актерской зарплаты не хватало, обращался к спасительной гитаре. Ивар и его друзья, организовав квартет (наверное, более талантливый, чем в басне Ивана Андреевича Крылова), ездили по городам и селам, выступали в теплицах и конюшнях, несли, так сказать, искусство в массы. Кто бы мог подумать, что пройдет немного времени, и прибалтийский хлопец, окучивающий своей музыкой родные просторы, станет настоящей кинозвездой. Но музыку не оставит — она пройдет с ним через всю жизнь, он и сейчас выпускает диски, балуется вокалом.


Главное, чтобы мундирчик сидел


После фильма «Театр» появились новые проблемы. Артист был востребован, но роли ему стали предлагать как под копирку. Казалось, поголовно все красавцы аристократы требовали, чтобы их играл исключительно Ивар Калныньш. Актер, конечно, пытался сопротивляться, но куда уйдешь от собственного амплуа, от той маски, в которой ты понравился зрителям? В результате Калныньш стал покорно и дежурно играть лощеных красавцев.

Конечно, всем запомнился его Эдвин в телевизионной оперетте «Сильва». Это роль, где и играть-то не нужно было. Разговаривал за него один актер, пел другой, а ты, Калныньш, ходи красиво, выгляди статно, смотри страстно, в общем, главное, чтобы мундирчик сидел, — и образ готов, и Сильва Вареску твоя, и не только Сильва, но и все зрительницы огромной советской страны.

Были роли в картинах «ТАСС уполномочен заявить», «Капитан Фракасс», «Личной безопасности не гарантирую», даже в «Маленьких трагедиях» у Михаила Швейцера Калныньш сыграл несколько ролей. В том числе и дона Карлоса, которого убивает герой Владимира Высоцкого — Дон Гуан. Очень запоминающейся стала роль Герберта из фильма, вызвавшего стон по стране, — «Зимняя вишня». Страдания Елены Сафоновой и переменчивость героя Виталия Соломина прекрасно оттенял очередной принц из сказки, на сей раз не на ковре-самолете и не на корабле с алыми парусами, а на белом «Мерседесе». Кто должен играть такую цацу? Конечно же, Калныньш. Он и сыграл. Причем сам и озвучил роль. Ох и намучился режиссер Игорь Масленников с прибалтийским акцентом Калныньша! А зрительницы возмущались — нет, не тем, что героиня Сафоновой променяла в конце фильма Калныньша на Соломина. Нет, она «Мерседес» на «Жигули» променяла — вот что было кошмарно и неправдоподобно.


Актера понесло в политику и антрепризы


Был ли актер в жизни таким же прекрасным принцем? Это надо спросить у его принцесс, его дам сердца. У первой жены Илги, с которой он прожил 20 лет. У второй — Аурелии, которая годилась ему в дочери, но через семь лет совместной жизни перестала годиться ему в жены. У новой его жены, у многочисленных его пассий, во время романов юных и, конечно же, прекрасных. Можно спросить у его двух дочерей (от первого брака), и сына (от второго), и еще одной дочери (от третьего) — им, наверное, тоже есть что рассказать. Впрочем, зачем спрашивать, мы ведь и так знаем, что реальность и искусство — два разных мира.

Конечно, Калныньш растерялся, когда наступило новое время и он, прибалтийский артист, в одночасье оказался чужим для огромной части благодарной аудитории. Но он все равно остался своим, хотя, конечно, пометался в растерянности. Побывал даже депутатом латвийского сейма, что для Калныньша, никогда не состоявшего ни в какой партии (он даже комсомол в свое время проигнорировал), было довольно-таки странно. Долго он депутатство не выдержал — не смог до бесконечности сидеть и обсуждать какие-то законы.

Тем более что Россия и Украина не отдали никому своего последнего прибалта. Калныньш снимался в сериалах «Дронго», «Салон красоты», «Время любить», «С новым счастьем!». И хотя артист продолжает играть в латвийских театрах, главное для него нынче — антрепризы. И в Крым он неоднократно приезжал — с «Дракулой», «Мастером и Маргаритой», «Сказками старого Арбата». Многих зрителей, пришедших на эти спектакли, ожидало разочарование. Все-таки кино делает чудеса, в кино Калныньш совсем другой. Сцена же обнажает многие недостатки, особенно когда артист пыжится в роли Понтия Пилата или завывает с явным прибалтийским акцентом, играя грозного графа Дракулу. Да и в роли стареющего кукольного мастера в «Сказках» он выглядит странным плейбоем в кимоно, на которого молоденькие девушки все еще клюют с удивительной легкостью.

Впрочем, фанатки Калныньша не обращают никакого внимания на некоторые недостатки его сценического существования. Ведь перед ними Ивар — по-прежнему красавец мужчина, неотразимый Ивар, наплевавший на разделение когда-то союзных республик, чувствующий себя своим и в Риге, и в Москве, и в Киеве, далее везде.


СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ
Первая крымская N 236, 8 АВГУСТА/14 АВГУСТА 2008


Добавить комментарий к статье




"Мы попали под один молоток"
Биография
Биографии актеров


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru