Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Франция. Страна вежливых рационалистов
Египет. Коммунизм на отдельно взятой территории

Биография Арнольда Шёнберга (Arnold Schoenberg)


Основатель атональной музыки
Австрийские композиторы
Биографии композиторов
Девы (по знаку зодиака)
Известные австрийцы

Арнольд Шёнберг (Schonberg) - австрийский композитор, часть жизни работавший в США; главный представитель и основатель одного из направлений современной "серьезной" музыки, отличающегося сложностью языка и диссонантностью звучания, - оно известно под названиями "атональной" или "12-тоновой" музыки (применяются также термины "додекафония" и "серийная техника"). Шёнберг родился 13 сентября 1874 года в Вене. До 1925 года жил в основном в Вене. В 1925 году стал профессором композиции в Прусской академии искусств в Берлине и работал там до 1933 года. Покинув Германию, он переехал в США, где преподавал сначала в Консерватории Малкина в Бостоне, с 1935 года - в университете Южной Калифорнии, с 1936 года - в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Умер Шёнберг в Брентвуде (штат Калифорния) 13 июля 1951 года. Шёнберг был замечательным педагогом, что способствовало широкому распространению его идей; он создал целую композиторскую школу (т.н. "новую венскую школу"), которая объединяла столь выдающихся музыкантов, как А. фон Веберн, А. Берг, Э. Кшенек, Э. Веллес и Г. Эйслер. Известный учебник по гармонии, выпущенный Шёнбергом в 1911 году ("Harmonielehre"), произвел тем более сильное впечатление, что излагал традиционное учение о гармонии с точки зрения не школьного педагога, а действующего современного композитора.

Истоки музыки Шёнберга - в позднеромантическом искусстве Вагнера, Брукнера, Штрауса и Малера. Подобные влияния столь очевидны, что критики часто не обращают внимания на три других важных качества стиля Шёнберга, которые противоположны романтической традиции. Во-первых, поздние романтики развивали свои музыкальные мысли в плотной, насыщенной гармонической ткани, в то время как Шёнберг, за исключением нескольких ранних сочинений (например, "Песен Гурре", для солистов, трех хоров и оркестра, 1910-1911), предпочитал лаконичное изложение идеи, без излишних ее повторений, и ясную, насквозь прослушивающуюся фактуру. Во-вторых, Шёнберг обладал позитивным складом мышления, и потому даже наиболее романтические его сочинения (такие, как ранний секстет "Просветленная ночь", ор. 4) отличаются логичностью развития и структурной четкостью. В-третьих, для полифонической техники Шёнберга характерны уверенность и виртуозность, сближающие его не с упомянутыми выше романтиками, а скорее с Брамсом.

Хотя весь путь композитора представляет собой последовательное движение в избранном направлении, принято выделять три периода (или стиля) Шёнберга. Сочинения первого периода (ор. 1-10, 12-14) демонстрируют постепенное усложнение языка, рост диссонантности, но в них все же присутствуют традиционная тональность и, до определенной степени, традиционная функциональная гармония. Начиная с фортепианных пьес ор. 11, написанных позже ор. 14, композитор стремился избегать диатонических последований и применял как равные все двенадцать тонов хроматического звукоряда, т.е. не делает ни один из них тональным центром. Третий период начинается с ор. 23: тяготение композитора к четкой организации музыкального материала вызывает к жизни метод более универсальный и жесткий, нежели средства, использовавшиеся им ранее. Метод состоит в организации двенадцати тонов, составляющих октаву, в мелодическую последовательность, где каждый тон употребляется не более одного раза. Такая последовательность называется "рядом", или "серией". Для каждой композиции обычно избирается один "ряд", он может разрабатываться с помощью разного рода перемещений (транспозиций) и вариаций, но все сочинение обязательно выстраивается на основе заданного "ряда".

Остается перечислить принципиально важные сочинения Шёнберга, кроме упомянутых выше, - симфоническая поэма для оркестра "Пеллеас и Мелизанда", ор. 5; "Камерная симфония", ор. 9; "Пятнадцать стихотворений из книги Стефана Георге "Книга висячих садов"", ор. 15; одноактная опера "Счастливая рука", ор. 18; "Шесть маленьких фортепианных пьес", op. 19; "Лунный Пьеро" ("Pierrot Lunaire") - двадцать одно стихотворение для чтеца и восьми инструментов, ор. 21; "Пять фортепианных пьес", ор. 23; "Фортепианная сюита", ор. 25; квинтет для деревянных духовых и валторн, ор. 26; вариации для оркестра, ор. 31; "Музыкальное сопровождение к киносцене", ор. 34; "Ода Наполеону" для чтеца, струнного квартета и фортепиано, ор. 41; концерт для фортепиано с оркестром, ор. 42; четыре струнных квартета, ор. 7, 10, 30, 37.


Belcanto.Ru - в мире оперы

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Основатель атональной музыки
    Австрийские композиторы
    Биографии композиторов
    Девы (по знаку зодиака)
    Известные австрийцы
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2018
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru