Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно
  • Информация о Японии для путешественников
  • Город в городе. Прага еврейская
  • Биография Арнольда Шёнберга (Arnold Schoenberg)

  • Основатель атональной музыки
  • Австрийские композиторы
  • Биографии композиторов
  • Девы (по знаку зодиака)
  • Известные австрийцы


  • Арнольд Шёнберг (Schonberg) - австрийский композитор, часть жизни работавший в США; главный представитель и основатель одного из направлений современной "серьезной" музыки, отличающегося сложностью языка и диссонантностью звучания, - оно известно под названиями "атональной" или "12-тоновой" музыки (применяются также термины "додекафония" и "серийная техника"). Шёнберг родился 13 сентября 1874 года в Вене. До 1925 года жил в основном в Вене. В 1925 году стал профессором композиции в Прусской академии искусств в Берлине и работал там до 1933 года. Покинув Германию, он переехал в США, где преподавал сначала в Консерватории Малкина в Бостоне, с 1935 года - в университете Южной Калифорнии, с 1936 года - в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Умер Шёнберг в Брентвуде (штат Калифорния) 13 июля 1951 года. Шёнберг был замечательным педагогом, что способствовало широкому распространению его идей; он создал целую композиторскую школу (т.н. "новую венскую школу"), которая объединяла столь выдающихся музыкантов, как А. фон Веберн, А. Берг, Э. Кшенек, Э. Веллес и Г. Эйслер. Известный учебник по гармонии, выпущенный Шёнбергом в 1911 году ("Harmonielehre"), произвел тем более сильное впечатление, что излагал традиционное учение о гармонии с точки зрения не школьного педагога, а действующего современного композитора.

    Истоки музыки Шёнберга - в позднеромантическом искусстве Вагнера, Брукнера, Штрауса и Малера. Подобные влияния столь очевидны, что критики часто не обращают внимания на три других важных качества стиля Шёнберга, которые противоположны романтической традиции. Во-первых, поздние романтики развивали свои музыкальные мысли в плотной, насыщенной гармонической ткани, в то время как Шёнберг, за исключением нескольких ранних сочинений (например, "Песен Гурре", для солистов, трех хоров и оркестра, 1910-1911), предпочитал лаконичное изложение идеи, без излишних ее повторений, и ясную, насквозь прослушивающуюся фактуру. Во-вторых, Шёнберг обладал позитивным складом мышления, и потому даже наиболее романтические его сочинения (такие, как ранний секстет "Просветленная ночь", ор. 4) отличаются логичностью развития и структурной четкостью. В-третьих, для полифонической техники Шёнберга характерны уверенность и виртуозность, сближающие его не с упомянутыми выше романтиками, а скорее с Брамсом.

    Хотя весь путь композитора представляет собой последовательное движение в избранном направлении, принято выделять три периода (или стиля) Шёнберга. Сочинения первого периода (ор. 1-10, 12-14) демонстрируют постепенное усложнение языка, рост диссонантности, но в них все же присутствуют традиционная тональность и, до определенной степени, традиционная функциональная гармония. Начиная с фортепианных пьес ор. 11, написанных позже ор. 14, композитор стремился избегать диатонических последований и применял как равные все двенадцать тонов хроматического звукоряда, т.е. не делает ни один из них тональным центром. Третий период начинается с ор. 23: тяготение композитора к четкой организации музыкального материала вызывает к жизни метод более универсальный и жесткий, нежели средства, использовавшиеся им ранее. Метод состоит в организации двенадцати тонов, составляющих октаву, в мелодическую последовательность, где каждый тон употребляется не более одного раза. Такая последовательность называется "рядом", или "серией". Для каждой композиции обычно избирается один "ряд", он может разрабатываться с помощью разного рода перемещений (транспозиций) и вариаций, но все сочинение обязательно выстраивается на основе заданного "ряда".

    Остается перечислить принципиально важные сочинения Шёнберга, кроме упомянутых выше, - симфоническая поэма для оркестра "Пеллеас и Мелизанда", ор. 5; "Камерная симфония", ор. 9; "Пятнадцать стихотворений из книги Стефана Георге "Книга висячих садов"", ор. 15; одноактная опера "Счастливая рука", ор. 18; "Шесть маленьких фортепианных пьес", op. 19; "Лунный Пьеро" ("Pierrot Lunaire") - двадцать одно стихотворение для чтеца и восьми инструментов, ор. 21; "Пять фортепианных пьес", ор. 23; "Фортепианная сюита", ор. 25; квинтет для деревянных духовых и валторн, ор. 26; вариации для оркестра, ор. 31; "Музыкальное сопровождение к киносцене", ор. 34; "Ода Наполеону" для чтеца, струнного квартета и фортепиано, ор. 41; концерт для фортепиано с оркестром, ор. 42; четыре струнных квартета, ор. 7, 10, 30, 37.


    Belcanto.Ru - в мире оперы

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье



  • Основатель атональной музыки
  • Австрийские композиторы
  • Биографии композиторов
  • Девы (по знаку зодиака)
  • Известные австрийцы

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru