Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Самое популярное

Интересно
  • Мальта. Гозо. Остров великанов
  • Хорватия. Тысяча волшебных островов
  • Сальвадор Дали. Сюрреализм - это я!

  • Биография Дали
  • Последний шедевр
  • Король сюрреализма
  • Таинственные часы Сальвадора Дали
  • Фотографии Дали
  • 105 лет со дня рождения
  • Отзывы о Сальвадоре Дали
  • Новости
  • Испанские художники
  • Биографии художников
  • Люди с фотографиями
  • Тельцы (по знаку зодиака)
  • Кто родился в Год Дракона
  • Известные испанцы


  • Добавить отзыв о человеке

    «Я не сюрреалист, я – сюрреализм», – говорил о себе Сальвадор Дали. Точнее, пожалуй, и не скажешь, ведь одним из главных произведений сюрреализма в итоге оказались не его картины, а он сам.


    Если оценивать поступки художника с позиции обычного человека, то самое мягкое, что можно о нем сказать – «сумасшедший». Но именно такой реакции он и ожидал: «Мои товарищи восклицали «Он сумасшедший!» Я наслаждался этими словами, – описывает он свои школьные годы. – Я стал предметом дискуссий: «Может, он чокнутый только наполовину? Необыкновенный он или ненормальный?».

    Дали оставил после себя сотни картин, книги, фильмы, бесчисленное множество интервью, но при этом остался человеком совершенно закрытым. У нас есть факты: даты рождения и смерти, годы проведения выставок; есть многочисленные рассказы современников, но все это лишь внешняя оболочка. Его выходки, его эксцентричность часто были защитной реакцией на окружающий мир, а что было внутри? Бытует мнение, что внутренний мир Дали – это его картины. Мысль о том, что и картины могут быть этой оболочкой, что целью их создания было ошарашить публику, повергнуть ее в шок, многим просто не приходит в голову. Вместо этого критики принимаются подробно анализировать, что означает вот эта обнаженная женщина, а что – этот гниющий фрукт.

    «Как вы хотите понять мои картины, – говорил Дали, – когда я сам их не понимаю… Их смысл настолько глубок, сложен, связан, непроизволен, что ускользает от простого логического анализа». Можно долго говорить про игры с подсознанием, про толкование сновидений, учитывая то, с каким уважением сюрреалисты относились к Фрейду, но любое рациональное объяснение их творчества попахивает шарлатанством. Мало того, что толкование «образов подсознания» само по себе довольно спорно, так еще практически невозможно отделить образы, возникшие в результате бессознательных ассоциаций, от образов, сознательно помещенных на полотно.

    «В шесть лет я хотел стать поваром. В семь – Наполеоном. Да и позднее мои притязания росли не меньше, чем тяга к величию», – так начинает Дали свою автобиографию. Но цитируя его, важно помнить, что вряд ли он здесь перестал быть самим собой и вместо сюрреалиста, постоянно эпатирующего публику, предстанет перед нами реалистом, честно и беспристрастно фиксирующим факты собственной жизни. Его автобиография столь же далека от реальности, сколь и его картины, и при этом ничего более верного о Дали не написано и написано быть не может.

    Родился Дали 11 мая 1904 года в городе Фигерасе в Каталонии. Его назвали так же, как и брата, умершего за несколько лет до этого. Сальвадор. Спаситель. «Мы были похожи с братом как две капли воды: та же печать гениальности». Свои собственные воспоминания Дали начинает с периода внутриутробной жизни, который помнился ему «так отчетливо, как вчерашний день». По его словам, уже тогда он понял и «сущность мироздания», и свое великое предназначение. Рисовать он начал в раннем детстве и еще подростком брал в родном городе уроки рисования.

    «С малых лет я безотчетно делал все, чтобы отличаться от других. В юности я делал то же, но нарочно. Стоило сказать «нет» – я отвечал «да», лишь бы передо мной почтительно склонялись, а я смотрел свысока». Неосознанно совершая безумные поступки в детстве и часто страдая от этого, Дали пришел к выводу, что только такое поведение способно привести к славе и известности. Всегда делать то, чего от тебя не ждут.

    Дали было всего 16 лет, когда умерла его мать. Это был страшный удар: мать была для него олицетворением безграничной любви. Чтобы он ни делал, чтобы ни случилось, он знал, что мать все равно любит его и никакое событие не может даже уменьшить этой любви. С отцом отношения складывались сложно. Требовательный и строгий отец долгое время противился увлечению сына живописью, считая, что это не то занятие, которым можно заработать на жизнь. Сальвадор же никак не мог смириться с властью отца и всеми силами хотел вырваться из-под его опеки. В «Дневнике одного гения» эпиграфом он помещает слова Фрейда: «Герой тот, кто восстает против отеческой власти и выходит победителем».

    В 1921 году Сальвадор Дали поступает в мадридскую Школу живописи (Академию Сан-Фернандо). Правда, уже в 1923-м он был временно отстранен от занятий, а в 1926-м и вовсе отчислен из Академии: на экзамене по истории искусств он заявил, что знает не меньше, чем трое профессоров вместе взятых, и поэтому отказывается отвечать.

    В Мадриде Дали знакомится с поэтом Федерико Гарсиа Лоркой и режиссером Луисом Бунюэлем. Именно здесь он окончательно понимает, что всеобщее внимание привлекают только самые неординарные, подчас сумасшедшие выходки и что скандал – лучшая реклама.

    В 1925-м проходит первая персональная выставка Дали – в галерее Далмау (Барселона). Не каждый удостаивается персональной выставки в 21 год. 27 картин и 5 рисунков. В этот период он увлекается кубизмом, в частности сильное влияние на него оказывает Пабло Пикассо. В следующем, 1926 году после отчисления из Академии Дали уезжает в Париж. А в 1929-м он вместе с Луисом Бунюэлем снимает первый сюрреалистический фильм «Андалузский пес». «Мы написали сценарий меньше чем за неделю, придерживаясь одного правила: не прибегать к идеям или образам, которые могли бы дать повод для рациональных объяснений – психологических или культурологических. Открыть все двери иррациональному», – пишет Бунюэль.

    В этом же году Дали влюбился. До 25 лет он фактически не имел ни одного сколь-нибудь серьезного романа. И вот он встречает Галу Элюар. «В ту пору я возымел интерес к элегантным женщинам, – пишет Дали. – А что такое элегантная женщина?.. Элегантная женщина, во-первых, вас презирает, а во-вторых, чисто выбривает подмышки... Я никогда не встречал женщины одновременно красивой и элегантной – это взаимоисключающие характеристики». Гала была на десять лет старше Дали. В ту пору она была замужем за известным поэтом Полем Элюаром. Список ее поклонников впечатляет: Макс Эрнст, Луи Арагон, Андре Бретон.

    Елена Дмитриевна Дьяконова – так на самом деле ее звали – родилась в Казани, а детство и юность провела в Москве. Она была болезненным ребенком, и в 1912 году родители направили ее на лечение в Швейцарию. Там она познакомилась с юным поэтом Эженом Гренделем, взявшим впоследствии псевдоним Поль Элюар. Именно он первым назвал ее Гала, с ударением на последний слог. «Я никогда не буду просто домохозяйкой, – писала Гала. – Я буду много читать, очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду, как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки». Женщин, которые обладали способностью влюблять в себя мужчин, история знает немало, но Галу воспринимали не только как любовницу – к ее мнению прислушивались.

    В 1929-м Дали пригласил Поля Элюара погостить в Каталонии, в любимом им Кадакесе. Элюар поехал туда с женой и дочерью. Дали сразу влюбился в Галу. А что же она? Был ли это брак по расчету или их чувства были взаимными? Понять это сейчас, пожалуй, уже невозможно. Но она твердо решила бросить Элюара и связать свою жизнь с Дали.

    Интимная жизнь пары, которая все время была под прицелом камер журналистов, так и осталась загадкой. Известно, что Гала часто изменяла Дали, причем с возрастом становилась все ненасытнее, но это никак не сказывалось на его отношении к ней, он по-прежнему боготворил ее. В 1969 году Дали купил ей замок, где она проводила время, развлекаясь с молодыми людьми. Сам же Дали мог попасть в этот замок только после письменного разрешения.

    Смог бы состояться тот Дали, которого мы знаем, без Галы? Наверное, нет. Да, он был уже достаточно популярен и до их знакомства, но именно Гала сделала его имя всемирно известным. Она занималась составлением договоров, организацией выставок, она решила, что Дали нужно ехать в Америку, что именно там его ждет успех. Гала-Чума – так называли ее сюрреалисты. Именно она сумела сделать экстравагантность и эксцентричность Дали фирменным знаком, тем, что можно продать за деньги. А что еще оставалось? Как говорил Дали: «Наше время – эра кретинов, эра потребления, и я был бы последним идиотом, если бы не вытряс из кретинов этой эпохи все, что только можно».

    В 1940 году Дали уезжает в США. В Европе в это время было не до искусства, а американские толстосумы куда охотнее расставались со своими миллионами, приобретая его полотна. Впрочем, одними картинами Дали не ограничивается, он выступает с лекциями, пишет книги, и все это пользуется огромной популярностью, во многом благодаря умелому менеджменту Галы.

    В 1948-м Дали возвращается в Испанию. В этот период он пишет много картин на религиозные темы. По миру с успехом проходят его многочисленные выставки, но он практически безвылазно живет в родной Каталонии.

    Умер Сальвадор Дали 23 января 1989 года.

    «Трудно привлечь к себе внимание даже ненадолго, – говорил он. – А я предавался этому занятию всякий день и час. У меня был девиз: главное – пусть о Дали говорят. На худой конец, пусть говорят хорошо».


    Владимир Богомолов
    «Глянцевый Журнал» — приложение к деловой газете «Взгляд»
    Сюрреализм – это я!


    Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Смотреть предыдущие отзывы      


    Последние новости

    2017-10-17. «Дочь Дали» подаст в суд еще раз
    Ясновидящая Пилар Абель из Фигераса намерена повторно обратиться в суд по делу о признании ее отцом Сальвадора Дали.

    2017-09-06. Получены результаты ДНК-теста Сальвадора Дали на родство с гадалкой
    Результаты ДНК-теста испанского художника Сальвадора Дали показали, что он не был отцом гадалки Пилар Абель. Об этом в среду, 6 сентября, сообщает La Vanguardia.

    2017-07-21. Усы Сальвадора Дали сохранили форму и вид через 28 лет после смерти
    Усы Сальвадора Дали сохранили форму и вид, рассказали судебно-медицинские эксперты, проводившие эксгумацию тела испанского художника. Об этом пишет The Times в пятницу, 21 июля.




  • Биография Дали
  • Последний шедевр
  • Король сюрреализма
  • Таинственные часы Сальвадора Дали
  • Фотографии Дали
  • 105 лет со дня рождения
  • Отзывы о Сальвадоре Дали
  • Новости
  • Испанские художники
  • Биографии художников
  • Люди с фотографиями
  • Тельцы (по знаку зодиака)
  • Кто родился в Год Дракона
  • Известные испанцы



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru