Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Рассказы о Риме
Магическая Прага. Город исполнения желаний

Георгий Гапон. "Фигура почти библейского стиля"


Кривое зеркало русской смуты
Биография Гапона
Водолеи (по знаку зодиака)
Знаменитые Георгии

Был ли поп Гапон провокатором?


«ОН жил одним расположением духа и чувствами. Он сначала действовал, а потом уже осознавал последствия своих действий. Натура сильная и вместе с тем очень слабая, одаренная и в высшей степени импульсивная! Он мог сделать много ложных шагов и потом раскаиваться в них...»

Так писал о священнике Георгии Аполлоновиче Гапоне известный политический деятель начала прошлого столетия, ярый антисоветчик Борис Савинков. А мы в нашем случае и с самого начала хотим подчеркнуть: конечно, Гапон личность непростая, но Георгий Аполлонович является, кроме всего прочего, и нашим земляком. От этого и оттолкнемся для ретроспективного взгляда на историческую фигуру, которая потрясла устои самодержавия в начале прошлого века.

Родился-крестился он в селе Билыки Полтавской губернии в 1870 году (значит, ровесник Владимира Ульянова-Ленина, и в 1905-м Гапону было только 35). Семья его была приличная, по нынешним меркам даже интеллигентная — отец служил волостным писарем. Георгий закончил духовное училище, потом духовную семинарию в Полтаве. В семинарии восхищался и увлекся в конце-концов толстовством: отказался от стипендии и зарабатывал на жизнь уроками. В 1893—96 годах он — земский статистик, дьячок, дьякон. В 1896 году рукоположен в священники, тогда же женился на дочери купца. В 1898-м после смерти жены выехал в Петербург, где при содействии К. П. Победоносцева поступил в Петербургскую духовную академию. Но в следующем году оставил учение по болезни. Однако в 1902 году сдал экстерном экзамены, а в 1903-м — защитил духовную диссертацию...

Эффектная внешность и ораторский талант обеспечили ему популярность среди прихожан и неплохие места службы в столице. Потом у Гапона возникли проекты по созданию рабочих домов и колоний, которые он отчаянно попытался «внедрить в жизнь». Но это вызвало недовольство руководителей попечительских учреждений, и Георгий Аполлонович был отстранен Синодом в 1902 году от своих обязанностей. Мотив: «за моральную греховность». Это был просто формальный повод, но он имел под собой и определенные основания. В 1902-м воспитанница детского приюта, в котором служил Гапон, некая Анна Уздалева, стала его гражданской женой (православный священник, напомним, даже после смерти жены не мог вступать в брак повторно).

Ораторские и организаторские способности Гапона, его проповеди «о силе рабочего общества» привлекли внимание министра внутренних дел В. К. Плеве. После этого все и началось...

Священник Гапон — агент охранки! Безусловный тезис этот кочует по историческим и популярным текстам уже много десятилетий с тех пор, как на деятельность Георгия Аполлоновича обратили внимание высшие полицейские чины империи. Беднягу Георгия Аполлоновича таким и изображают в исторических романах и фильмах. Типичный его «киношный образ» — распатланный, неопрятный бородач в черной сутане. Горящий фанатичный взгляд в начале фильма и — блудливые глазки, когда поп Гапон убегает от выстрелов солдат на Дворцовой площади... Иначе это историческое лицо мы уже не воспринимаем!

Гапон же на самом деле был красавцем-мужчиной, удивительно тонким и красноречивым оратором... Да, было так: регистрировали его рабочую организацию, разумеется, и в полиции тоже, — а как же иначе могло быть в те времена, кто мог тогда избегнуть сей процедуры? Всех окружающих в этом случае поразил (некоторых — возмутил) факт: вдруг, откуда ни возьмись, в темной России возникает рабочая организация христианско-демократической ориентации!

О Георгии Гапоне говорили, что он имел гипнотический дар. Толпу он действительно мог повести за собой. И даже на баррикады. Но на самом деле он не хотел кровопролития. Священник Гапон был, конечно же, гуманистом — ни одно из свидетельств его современников этого не отрицает.

Кроме того, Георгий Аполлонович по натуре был гедонистом, очень привержен жизненным наслаждениям. Один из его современников пишет: «Гапон любил жизнь в наиболее элементарных ее формах. Он любил комфорт, женщин, роскошь и блеск, словом, то, что можно купить за деньги. Но одного этого, конечно ж, было мало, чтобы Георгий Гапон превратился в предателя...»

Как, каким образом, даже при всем своем организаторском таланте ему удавалось держать дремучую еще тогда пролетарскую массу под твердым контролем? Если бы только не 9 января... Если бы он не оказался между молотом власти и наковальней первой русской революции...

Фактически священник Георгий стал духовным пастырем простого люда Петербурга. Его проповеди о счастье и о том, что счастья не может быть без улучшения условий жизни, сделали его популярным среди рабочих. С ними Гапон проводил практически все свое время. При этом он не стыдился колоть дрова для нуждающихся, раздавать свои средства беднякам и принимать участие в скромных застольях рабочих. С его популярностью не мог конкурировать ни один революционер. Гапоновское «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» было тогда наиболее мощной в столице империи политической силой.

Численность «Собрания» выросла с 30 человек в ноябре 1903 года до 1,2 тысячи в сентябре 1904-го. 9 января 1905 года в полдень Гапон вел мирную демонстрацию, шествие к Зимнему дворцу... Во время расстрела демонстрации сам он был спасен, по свидетельству эсера Савинкова, эсером же Рутенбергом, и некоторое время прятался от полиции на квартире писателя Горького. А вечером того же Кровавого воскресенья с измененной внешностью, коротко остриженный, Гапон на квартире произносил пламенные речи перед многочисленной публикой. Но потом он на некоторое время покинул Россию. После бегства за границу в марте 1905-го Гапон был лишен сана и духовного звания.

За границей тем не менее он пользовался огромной популярностью. Лев Троцкий говорил о нем, что это была «фигура почти библейского стиля»... Гапон встречался с известными политическими деятелями Франции — Ж. Жоресом и Ж. Клемансо. В Лондоне виделся с вождем анархистов князем Кропоткиным. В мае-июне 1905-го продиктовал свои мемуары, которые были опубликованы и имели успех. Гапон встречался за границей также с Плехановым и Лениным и даже вступил в ряды РСДРП!

По поводу слухов о провокаторстве Гапона, будучи в хорошем расположении духа, Ильич писал: «Нельзя, безусловно, исключить мысли, что поп Гапон мог быть искренним христианским социалистом, но именно Кровавое воскресенье толкнуло его на целиком революционный путь. Мы склоняемся к этому предположению, ведь все факты говорят в пользу его честности и искренности, так как в задачу провокатора никак уже не могла входить такая могучая агитация за дальнейшее продолжение восстания» (Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Том 9. С. 211).

До сих пор неясен вопрос: какие конкретные цели преследовал сам священник Георгий Гапон, став вождем стотысячных рабочих масс? Одна из версий и мотиваций его поведения такая. Гапон уже в 1905 году поверил в свою миссию настолько, что думал: вот-вот он сможет стать выдающейся фигурой во всей России и указывать царю...

Георгия Аполлоновича вскоре после первого его фатального провала (расстрела демонстрации рабочих) уничтожили его политические конкуренты. Приговором какой-то очень странной «рабочей комиссии» в небольшом поселке Озерки под Питером 28 марта 1906 года Гапона повесили. Позднее возник миф о его «филерстве» и «предательстве». Кому-то это было очень выгодно. Слухи о «нехорошем, распутном и грешном Гапоне» распустили его же палачи. Но почему же потом многие люди поверили в эту басню? Ведь в тогдашней России, в новых, уже конституционных, условиях, гапоновское «Собрание» имело исторический шанс! И кто знает, какой был бы поворот истории государства Российского, если бы не... Если бы батюшка Гапон не был казнен какими-то, довольно темными лицами. Но история не знает сослагательных наклонений!

А по поводу грустной кончины Георгия Гапона — еще один маленький штришок. Главным свидетелем якобы «предательского сношения» батюшки с охранкой был некий ученый-испанист Дикгоф-Деренталь. Этот субъект, который втерся в доверие не к террористу, а вовсе даже непротивленцу Гапону, на самом деле был членом эсеровской организации боевиков. После Октябрьской революции его арестовала ЧК как контрреволюционера... Но даже при таком страшном приговоре Деренталь в скором времени был выпущен из-под стражи. Как такое могло произойти по отношению к заклятому врагу советской власти? Может, это был акт благодарности, за содеянную ранее услугу? В тридцатые годы этот загадочный субъект занимался в Москве переводами оперетт.

Похожая, довольно благополучная, судьба сложилась в советские времена и у всех других членов «рабочей комиссии», которые казнили отца Георгия в Озерках.


Виталий ЦЕБРИЙ журналист (из Полтавы)
"Киевские ведомости"


Добавить комментарий к статье




Кривое зеркало русской смуты
Биография Гапона
Водолеи (по знаку зодиака)
Знаменитые Георгии


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru