Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Самое популярное

Интересно
  • Женева: столетия шарма и независимости
  • Прага - настоящий рай для любителей шопинга
  • После этого фильма Тарковский стал этим самым Тарковским

  • "Я свеча, я сгорел на пиру..."
  • Ностальгия по Тарковскому
  • Смерть Тарковского
  • Легенда своего времени
  • Забытый гений
  • Биография
  • Хорошо, что он не дожил до нынешних времен...
  • Новости
  • Овны (по знаку зодиака)
  • Российские режиссеры
  • Знаменитые Андреи
  • Биографии режиссеров
  • Кто родился в Год Обезьяны


  • Добавить отзыв о человеке

    Фильмы Андрея Тарковского можно любить или не любить, принимать или не принимать, приходить от них в дикий восторг или просто спокойно уважать. Но величину, уровень, так сказать, никто не отрицает. Первый фильм, который заставил говорить о талантливом выпускнике ВГИКа как о самобытном режиссере, — «Иваново детство», вышедший на экраны страны в июне 1962 года, 45 лет назад.


    Доделать? Переделать?


    Экранизация повести В. Богомолова «Иван» досталась Андрею Тарковскому, можно сказать, с барского плеча. Вернее, с абаловского плеча. Фильм начинал снимать Эдуард Абалов, тоже молодой режиссер. Но молодые режиссеры бывают разные, отснятый материал был признан неудачным — фильм получался слишком простоватым, даже бесчеловечным в своей простоте. В годы войны взрослые люди посылали пацаненка в разведку, на верную гибель — вроде бы все идеологически правильно, но как-то уж слишком прямолинейно, безжалостно-равнодушно.

    Работу над картиной приостановили. Фильм надо было спасать. В качестве спасителя известный кинорежиссер Михаил Ромм порекомендовал своего ученика Андрея Тарковского, хорошо зарекомендовавшего себя короткометражным фильмом «Каток и скрипка». Кинематографическое начальство согласилось — оно не подозревало, какого джинна выпускало из бутылки. Так что Тарковский быстро попал под каток советского кинематографа, а зазвучит ли в таких обстоятельствах скрипка — было непонятно.

    Тарковский сразу же попытался сделать картину поэтичной — он ввел в будущий фильм сны Ивана. Главным в фильме оказалась не война сама по себе, а хрупкий поэтичный мир чудесного мальчишки, для которого война нечто абсолютно противоестественное. Как удалось начинающему режиссеру убедить автора сценария В. Богомолова внести в сценарий изменения, ума не приложу. Богомолов всегда сверхтрепетно относился к вмешательству в свои произведения, он много лет не разрешал экранизацию своего знаменитого романа «Момент истины» («В августе сорок четвертого»), невзирая на маячившую большую славу и большие деньги. Потом фильм все-таки вышел, но тоже с грандиозным скандалом. А в случае с «Иваном» все как-то сложилось более или менее. Может, чутье Богомолову подсказало: в этом парне по фамилии Тарковский что-то есть.


    Мальчик Коля, друг Андрон и девушка Маша


    Выбор мальчишки на роль Ивана тоже был революционен. Если у Абалова снимался вполне типичный мальчишка да и пробы режиссер проводил среди самых обычных, типичных, расхожих, то Тарковский выбрал подчеркнуто нетипичного. У него был уже мальчик на примете, звали его Коля Бурляев. Приметил его Андрон Кончаловский, когда работал над короткометражкой «Мальчик и голубь». В будущем мальчик Коля станет Николаем Бурляевым, известным актером и режиссером, мужем Натальи Бондарчук, поставит фильм о Лермонтове и сам сыграет поэта, будет истово отстаивать русскую идею. Вызовет всеобщий интерес главной ролью в «Военно-полевом романе» П. Тодоровского. Сыграет Иешуа в «Мастере и Маргарите» Юрия Кары — фильме, который зрители так и не увидели.

    Тарковский привел в свой фильм не только Бурляева. Помогал работать над сценарием друг Андрея, Андрон Кончаловский (он, кстати, мелькнул в одном эпизоде картины, сыграл солдатика в очках, который спрашивает у героини В. Малявиной: «Простите, вас зовут не Маша?»). Кончаловский вспоминает, что работали они очень быстро, создали сценарий чуть ли не за две недели, писали буквально то, что приходило в голову.

    Однако фамилии Кончаловского-сценариста нет в титрах, да и денег Андрону Сергеевичу не заплатили — эта работа для него была как практика.

    Пригласил Тарковский для совместной работы и замечательного оператора В. Юсова, и мощного композитора В. Овчинникова.

    И актеры были на своих местах — и Владимир Зубков (капитан Холин), и Евгений Жариков (Гальцев). И конечно же, Валентина Малявина, которая сразу же стала героиней поколения. Малявину перехватили, когда она приходила на фотопробы «Войны и мира», пытаясь стать Наташей Ростовой. Эта девушка совсем не походила на медсестру, описанную Богомоловым, но была по-своему неотразима — неслучайно в нее были влюблены не только Тарковский и Кончаловский (и сильно ссорились из-за этого), но и актеры Александр Збруев, Александр Кайдановский, режиссер Павел Арсенов. Она действительно была особенной, казалась незащищенной, хрупкой, ни на кого не похожей. Дальнейший взлет Малявиной («Король-олень», «Красная площадь») закончился трагической развязкой: актриса получила срок по обвинению в убийстве очередного любовника, актера Стаса Жданько, отсидела, практически ослепла…

    Съемки «Иванова детства» проходили в Каневе, на Днепре, в местах подлинных событий. Только лишь один эпизод фильма — березовая роща, где проходило свидание Холина и Маши, — был снят под Москвой, на Николиной горе, недалеко от «имения» Михалковых. Атмосфера влюбленности и поэзии витала над этим фильмом, в роще появлялись Михалковы — Андрон и Никита, вечером все кинематографисты гостили на Николиной горе…

    Николай Бурляев, вспоминая работу с Тарковским, говорил, что тот требовал правды в каждом эпизоде, заставлял лежать в мартовской грязи, ползать в холодных осенних болотах, переплывать в одежде и ботинках студеный Днепр. Вместе с тем невозможно было забыть юмор режиссера, юмор, который легко снимал любое напряжение.

    Но иногда Тарковского заносило. В последней части голова Ивана должна была катиться целых шестьдесят метров. С огромным трудом монтажер Ева Ладыженская убедила режиссера в том, что это будет комбинированная клюква. В результате в картине остались всего три метра, и это было действительно страшно, и этого с головой хватило.


    Львиная улыбка Венеции


    45 лет назад «Иваново детство» ожидал огромный успех. Фильм получил первую категорию, было отпечатано 1500 копий, а еще создателей картины похвалили за экономию денежных средств.

    В августе 1962 г. на фестивале в Венеции «Иваново детство» ждал «Золотой лев». Только подумайте, какие были времена. Мы сейчас носимся с какой-нибудь персоной, чудом отмеченной в Венеции или в Каннах, а 45 лет назад на престижнейшем Венецианском фестивале были отмечены одновременно Андрей Тарковский — за «Иваново детство», Андрон Кончаловский — за короткометражку «Мальчик и голубь» и Юлий Карасик — за детский фильм «Дикая собака Динго». Вот это была мощь!

    В Венеции надо было, конечно, соответствовать. Малявину торжественно наряжала Тамара Макарова — супруга Сергея Герасимова. У Тарковского был смокинг, но не было бабочки, а без нее никуда. Тарковский обратился за помощью к другу Кончаловскому, но у него бабочки тоже не было. Однако чего не сделаешь для друга — Андрон «раскрутил» на бабочку своего известного папу, Сергея Владимировича. Когда же в Венеции бабочка понадобилась самому Кончаловскому, Тарковский отказался отдать ее Андрону — он дулся тогда на приятеля из-за того, что Валя Малявина оказывала какие-то знаки внимания Кончаловскому. Пришлось Андрону Сергеевичу тратить на бабочку последнюю валюту.

    Венеция рукоплескала. Золотая творческая советская молодежь в лице Тарковского, Кончаловского и Малявиной вовсю веселилась. Мэтры Герасимов и Кулиджанов взирали на все это со снисходительной улыбкой. Слово «эмиграция» еще не витало над головой Андрюши Тарковского. Однако нимб некоторой гениальности уже начинал сиять, тут ничего не скажешь.


    СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ
    Первая крымская N 177, 8 ИЮНЯ /14 ИЮНЯ 2007


    Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2017-02-08. Режиссер «На игле» назвал Андрея Тарковского богом кинематографистов
    Британский режиссер и продюсер Дэнни Бойл заявил, что считает Андрея Тарковского божеством кинематографистов. Об этом сообщает ТАСС в среду, 8 февраля.

    2016-04-20. «Солярис» Тарковского покажут на Каннском фестивале
    Дирекция 69-го Каннского фестиваля объявила состав ретроспективной программы «Каннская классика». В нее вошел фильм Андрея Тарковского «Солярис». Об этом сообщает официальный сайт киносмотра.

    2014-08-27. Дом Тарковского под Рязанью станет объектом культурного наследия
    Деревенский дом в Рязанской области, в котором в 1970-е годы жил советский режиссер Андрей Тарковский, станет объектом культурного наследия. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на региональное министерство печати. Отмечается, что дом был сохранен родственниками Тарковского, в него также перевезли часть его личных вещей.




  • "Я свеча, я сгорел на пиру..."
  • Ностальгия по Тарковскому
  • Смерть Тарковского
  • Легенда своего времени
  • Забытый гений
  • Биография
  • Хорошо, что он не дожил до нынешних времен...
  • Новости
  • Овны (по знаку зодиака)
  • Российские режиссеры
  • Знаменитые Андреи
  • Биографии режиссеров
  • Кто родился в Год Обезьяны



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru