Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно
  • Рассказы о Риме
  • Маврикий. Барбекю у графа д'Арифат
  • Сергей Филиппов

  • Фотографии Филиппова
  • Смешной, серьезный человек
  • Гениальность на грани безумия
  • Фильмография
  • Биография
  • Российские актеры
  • Люди с фотографиями
  • Раки (по знаку зодиака)
  • Знаменитые Сергеи
  • Биографии актеров
  • Фильмографии актеров
  • Кто родился в Год Крысы


  • 24 июня 1912 года родился великий комедийный актер Сергей Филиппов. Его имя всегда будет ассоциироваться с такими фразами, как: «Масик хочет водочки», «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — это науке неизвестно!» или «Зашел я как-то в ресторан выпить… супу!». За свою долгую жизнь он сыграл более чем в 100 фильмах, обогатил российский кинематограф яркими и незабываемыми образами. Он мог бы стать известным химиком или танцором балета, но судьбе было угодно, чтобы его яркая звезда зажглась именно в кинематографе.


    Анкетные данные


    Сергей Николаевич Филиппов родился 24 июня 1912 года в Саратове, в простой рабочей семье. Отец его был слесарем, а мать - портнихой. В школе Сережа Филиппов учился неважно, а в старших классах считался одним из главных хулиганов. Единственными любимыми предметами у него были литература и химия. В последней науке он преуспел настолько, что учительница стала брать его в качестве постоянного ассистента во время проведения различных опытов. Однако это доверие вышло ей боком. Однажды, в отсутствие учительницы, Филиппов решил провести самостоятельный опыт - он смешал соляную кислоту с железными опилками, добавил в эту гремучую смесь еще пару реактивов, и пошла реакция. В результате по всей школе распространился такой едкий газ, что занятия были тут же прекращены и началась срочная эвакуация. К счастью, обошлось без жертв, однако газ в здании не выветривался в течение нескольких дней и занятия в школе были отменены. Ученики, естественно, были очень довольны, чего нельзя было сказать о преподавательском составе. На следующий после происшествия день состоялся педсовет, который практически единогласно исключил 16-летнего горе-химика из школы.

    После исключения из школы Филиппов устроился учеником пекаря в частной пекарне. Но эта работа его интересовала мало, и в течение последующих месяцев он перепробовал несколько профессий, от токаря до плотника, пока случай не привел его в балетную студию.

    Однажды Сергей Филиппов возвращался вечером с работы и, проходя мимо клуба, услышал, как из его окон доносится музыка. Привлеченный мелодией, он зашел в здание и оказался на репетиции балетной студии. Увиденное там его настолько увлекло, что он попросил педагога принять в студию и его. И он согласился.

    Как оказалось, балет был именно той областью, в которой Филиппова могли ожидать грандиозные успехи. Уже через несколько недель после начала занятий в студии он по праву считался одним из лучших учеников. В конце концов его преподаватель посоветовал ему не терять времени даром, ехать в Москву и там искать счастья в балетном искусстве. Филиппов несколько дней колебался, но затем все-таки решился - он продал свои рабочие инструменты (топор и рубанок) и буквально налегке отправился в столицу. Было это осенью 1929 года.

    Когда С. Филиппов приехал в Москву, экзамены в училище при Большом театре уже закончились. Потолкавшись еще сутки в столице, Филиппов по совету знающих людей отправился в Ленинград, в хореографическое училище. Однако и на эти экзамены он опоздал, поэтому подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум. И, к собственной радости, был принят.

    С первых же дней обучения в техникуме Сергей Филиппов буквально влюбил в себя преподавателей балетного танца П. Гусева и Ф. Лопухову. Они считали его самым одаренным учеником и прочили ему блестящее будущее.


    Трудовая биография


    Между тем, окончив техникум в 1933 году, Филиппов был принят в труппу Театра оперы и балета. Его первой ролью на сцене этого прославленного театра был кочегар в балете «Красный мак». Как гласит легенда, дебют Сергея Филиппова в этой роли прошел под хохот зрителей. Вместо того, чтобы пробежать по сцене с ведром, Филиппов неожиданно повесил его на вытянутую руку одного из актеров и благополучно скрылся за кулисами. Но никаких выволочек молодому актеру делать тогда не стали.

    К сожалению Филиппова, карьера балетного танцора оказалась у него слишком короткой. Во время четвертого спектакля он внезапно потерял сознание и рухнул на сцену. Прибывшие по вызову врачи констатировали сердечный приступ и посоветовали с балетом расстаться: «Иначе в следующий раз вы просто умрете».

    Послушав совета, Филиппов поступил в эстрадный театр-студию. Он много выступал на эстрадных площадках Ленинграда, и во время одного из концертов его заметил Николай Павлович Акимов, предложивший молодому актеру перейти в Театр комедии. У легендарного режиссера актер играл в основном комедийные роли: в амплуа комика он чувствовал себя как рыба в воде и был безмерно счастлив, что одной репликой может заставить смеяться целый зал. Такого артиста не могли не заметить кинематографисты, и в 1937 году состоялся дебют Сергея Филиппова в картине «Падение Кимас-озера», где он сыграл маленькую роль финна. Затем фильмы последовали один за другим: «Волочаевские дни» (1937), «Член правительства» (1939), «Выборгская сторона» (1939), «Яков Свердлов» (1940), «Новые похождения Швейка» (1943), «Беспокойное хозяйство» (1946), «Золушка» (1947). В те годы настоящих комиков было немного, поэтому Филиппов почти безраздельно господствовал на комедийной сцене и пользовался огромной популярностью у зрителей.

    Ярче всего талант Филиппова раскрылся в 1950-е годы. Кто не помнит его Казимира Алмазова в «Укротительнице тигров» и Лектора из «Карнавальной ночи»?.. В 1965 году Филиппов перенес тяжелую операцию по удалению опухоли мозга. Но болезнь, казалось, не повлияла на его работоспособность - он продолжал много сниматься в кино. Чего стоит только Киса Воробьянинов в комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев» (1971) или шведский посол в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)! В 1980-е годы Сергей Филиппов из-за проблем со здоровьем практически перестал сниматься. Однако достойны упоминания такие работы, как роль Хювяринена в комедии Леонида Гайдая «За спичками» (1980) и маленькая роль пациента в «Собачьем сердце» (1988). В последние годы своей жизни Сергей Филиппов был очень одинок. После смерти в 1989 году жены, актрисы Антонины Голубевой, он остался один. Скончался Сергей Филиппов 19 апреля 1990 года.


    Сведения о родственниках


    Отец Филиппова, Николай Георгиевич, работал на заводе слесарем, был необыкновенно силен (запросто гнул руками подковы и рубли), считался мастером золотые руки. На средства владельца завода он в течение года повышал свою квалификацию в заграничной командировке в Германии. В отличие от него, его супруга - Евдокия - работала простой портнихой. В 1914 году Николай Георгиевич ушел на фронт, и за воспитание Сергея взялся брат его матери - дядя Саша. Как вспоминал позднее Сергей Филиппов, дядя был человеком большой души и оставил о себе самые светлые воспоминания.


    Личная жизнь


    Сергей Филиппов был дважды женат. Его первой женой была актриса Алевтина Ивановна Горинович, дворянка по происхождению. В 1936 году у них родился сын, которого они назвали Юрием. Когда мальчику было 10 лет, супруги развелись. Отец и сын продолжали общаться до тех пор, пока Юра и Алевтина Ивановна не уехали за границу. Для Сергея Николаевича это было тяжелым ударом. До конца жизни он не простил им этого поступка, и потому даже не читал многочисленных писем, посылаемых сыном из Америки.

    Была у Филиппова и вторая жена. Ее звали Антониной Голубевой, она была писательницей (правда, написала только одну книгу о детстве Кирова «Мальчик из Уржума»). Говорят, что познакомились они в ресторане, когда в пьяной драке Филиппова кто-то ударил вилкой, а Антонина Георгиевна оказала ему первую помощь. Она была почти на 20 лет старше актера, имела деспотичный и ревнивый характер. Супруга ездила с Филипповым на съемки и гастроли, вмешивалась в его телефонные переговоры, проводила ревизию друзей, поэтому в актерской среде ее, мягко говоря, недолюбливали. Филиппов ее побаивался и за глаза называл Барабулькой.


    Увлечения


    Как любой человек, выросший на Волге, Филиппов любил плавать, и делал он это великолепно. Особенно эти навыки ему понадобились при исполнении его первой роли финна-шюцкоровца в фильме «За Советскую Родину». По сценарию этого фильма актер должен был проваливаться под лед после взрыва гранаты. Постановщики фильма жестоко обошлись с дебютантом. Этот эпизод они снимали несколько раз. Четыре раза Филиппов падал в ледяную воду, четыре раза его извлекали оттуда, переодевали и, совершенно закоченевшего, растирали спиртом. Казалось бы, все эти мытарства способны были отбить у актера охоту сниматься в кино. Однако Сергей Филиппов держался стойко, и желания сниматься он не потерял.


    Враги


    Кровных врагов у Филиппова не было, а вот недолюбливали его многие. Актер был остер на язык и мог запросто обидеть любого. Вот лишь пара примеров его «безобидных шуток». Ленинградский актер Алексей Севостьянов, человек солидный и импозантный, любил, как это ни странно, вышивать гладью. Этому занятию он отдавался всей душой и любил похвастаться своими достижениями. Однажды он показывал свою вышивку артисту Сергею Филиппову. «Вот, погляди, как мне удался лиловый цвет, - басом хвастался Севостьянов, тыча пальцем в шитье. – Вот он начинается с бледно-лилового, потом переходит в фиолетовый, а потом постепенно, мягонько, нежно - в бледно-голубенький...». Филиппов слушал, а потом не выдержал и говорит: «Скажи, а у тебя бывают критические дни?»

    А вот еще один пример его безграничной любви к людям. Однажды после концерта актеры Рудольф Фурманов и Вадим Медведев сидели, ужинали и, конечно, выпивали. Рюмка за рюмкой, рюмка за рюмкой… Тут появился Сергей Филиппов, заметил гуляющих коллег, подсел, выпил, а затем заметил: «Не по таланту пьете!»


    Соратники


    В годы популярности Филиппова его окружала масса людей. В старости же он был очень одинок. Единственными людьми, навещающими пожилого актера, были его старый приятель Константин и актриса Любовь Тищенко. Они кормили беспомощного старика, убирали его квартиру. По их словам, после смерти второй жены Филиппова его дом напоминал помойку: везде лежала «вековая» пыль, окурки, в ванной плавало нестиранное белье...


    Слабости


    Филиппов был очень расточительным человеком, поэтому ничего не скопил себе на старость. А по молодости он даже не знал ценности тех или иных вещей. В советское время он мог достать любой дефицит и постоянно баловал своих знакомых.

    Посторонним людям он казался жестоким. Ведь он мог запросто обидеть совершенно незнакомого человека - нахамить или даже послать матом. Но это был не настоящий Филиппов: таким образом он защищался. Кстати говоря, он крайне негативно относился к собственной популярности и искренне ненавидел своих поклонников. После выхода фильма «Двенадцать стульев» он не мог спокойно пройти по улице - людям хотелось его потрогать, поговорить с ним. Филиппова это страшно раздражало. Зачастую дело доходило до драк.


    Сильные стороны


    Если на афише кинотеатра появлялось имя Филиппова, кассиры вывешивали аншлаги. В большинстве случаев Филиппов не обманывал ожидания зрителей. Ключ к объяснению популярности Филиппова заключен в своеобразии его комического таланта. Один из первых учителей Сергея Филиппова, народный артист СССР Николай Павлович Акимов, видел причину любви к нему зрителей в глубокой человечности его творчества, несмотря на резкие краски, которыми он пользовался. «Юмор Сергея Филиппова, - отмечал Н. П. Акимов, - глубоко психологичен и человечен, в отличие от иных комических актеров, которые строят свой юмор на формальных приемах». Есть, однако, и другая причина. Филиппов обладал редким даром подмечать в людях смешное, уродливое, отживающее.

    Гражданская непримиримость к пошлости, зазнайству, чинопочитанию, ко всякому злу, носителями которого являются его многочисленные «герои», делает творчество Сергея Николаевича Филиппова особенно острым, современным, особенно близким и понятным каждому. Многих режиссеров привлекали своеобразие дарования Сергея Филиппова его легкая эмоциональная возбудимость, яркость и острота комедийных приемов и удивительно органическое существование в образе. Филиппов поражал своей богатой мимикой и пластичностью. Его лицо могло передавать сложные психологические состояния, которые легко угадывались и переводились с языка мимических реплик на словесный язык. В то же время обращала на себя внимание и его невероятная физическая выносливость. Ловкость, смелость, склонность к риску были всегда характерны для Филиппова. Его трудно было удержать от опасных трюков и экспериментов. А их немало выпало на его долю за годы работы. Он, не колеблясь, входил в клетку к тигру Пуршу на съемках «Укротительницы тигров», попадал в объятия недовольного медведя в «Косолапом друге», летел с моста в воду, ломая своим телом перила, в картине «Беспокойное хозяйство». Его поднимали на дыбу в фильме «300 лет тому...». Он был виновником гибели десятков неповинных гусей и уток, когда, не умея водить машину, играл «шофера поневоле».


    Заслуги и провалы


    Одна из самых ярких ролей Сергея Николаевича – это лектор «из Общества» в картине «Карнавальная ночь». В этой роли, почти лишенной текста, особенно убедительно выступают самые сильные стороны дарования актера, его искусство пантомимы. Миллионы зрителей смотрели этот фильм, и уже само появление лектора вызывало неудержимый хохот. Несколько мгновений присутствует на экране лектор «из Общества» - Сергей Филиппов, и перед нами - незабываемый образ живого человека с ясной и подробной биографией, человека, далекого от современности, от науки; жалкого невежды, превратившего свою интересную профессию в унылое ремесло. Он произносит очень мало слов. Но с помощью тонко разработанной мимики и жестов Филиппов передает неизмеримо больше того, что отпущено автором актеру по тексту.

    Не менее яркой работой Филиппова стала роль Казимира Алмазова в фильме «Укротительница тигров». Несмотря на резкие сатирические краски, Казимир Алмазов не изображен злодеем, не превращен в символ или карикатуру.

    Настоящую же популярность Филиппову принес фильм «12 стульев». После него Сергей Николаевич не мог спокойно пройти по улице, поскольку все обращали на него внимание.

    За свою карьеру Филиппов сыграл более 100 комедийных ролей. Режиссеры видели его только в таком амплуа. Сам же актер всю жизнь мечтал о положительной трагической роле. Об этом он признался перед смертью своей подруге Любови Тищенко. «Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы, - вздыхал Филиппов. - Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме «Когда деревья были большие» досталась Юрию Никулину».


    Компромат


    В годы расцвета своей карьеры Филиппов не знал счета деньгам, но с годами ситуация изменилась. Однажды актер Михаил Боярский ехал на своей машине и увидел идущего куда-то Сергея Филиппова. Он предложил подвести коллегу по актерскому цеху. Выяснилось, что народный артист, сыгравший в кино более 100 ролей, ехал на вокзал, чтобы сдать билет стоимостью 19 рублей. Расстроенный Михаил предложил Филиппову посидеть в машине, а сам отправился на вокзал. Зайдя за угол, он выбросил билет, отсчитал деньги и, вернувшись в машину, отдал их Сергею Николаевичу. Смущенный актер спрятал деньги и сказал: «Миша, откладывай сейчас: потом мы никому не нужны».

    Смерть пришла к народному артисту С. Филиппову 19 апреля 1990 года. Для него она, судя по всему, была избавлением. Актер Евгений Моргунов рассказал о том, что «ленинградская общественность бессердечно отнеслась к артисту, который смешил всех, которого боготворили все. Он умер один в своей квартире и лежал две недели. Соседи обратились на «Ленфильм», и там приняли решение: он - пенсионер, вот собес пусть его и хоронит. И только Сашенька Демьяненко, замечательный наш Шурик, собрал по копейкам деньги у актеров, которые были уже на пенсии; сделали гробик и закопали. И слова, совершенно гениальные, написали на могиле: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения». Это были любимые его стихи».


    KM.RU 24 июня 2008


    Добавить комментарий к статье



  • Фотографии Филиппова
  • Смешной, серьезный человек
  • Гениальность на грани безумия
  • Фильмография
  • Биография
  • Российские актеры
  • Люди с фотографиями
  • Раки (по знаку зодиака)
  • Знаменитые Сергеи
  • Биографии актеров
  • Фильмографии актеров
  • Кто родился в Год Крысы



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru