Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Александр Александров


Биография
Российские композиторы
Биографии композиторов
Российские дирижеры

13 апреля родился известный советский композитор, хоровой дирижер, народный артист СССР Александр Васильевич Александров. В 1928 году им был организован Ансамбль песни и пляски Советской Армии, ныне носящий его имя. Именно Александровым была написана музыка к песне «Священная война», под звуки которой первые эшелоны солдат с Белорусского вокзала отправлялись на фронт. Самым же известным произведением композитора является музыка к гимну Советского Союза, которая и сегодня не потеряла своей легитимности.


Анкетные данные


Александр Васильевич Александров родился в Рязанской губернии в селе Плахино 13 апреля 1883 года в обычной крестьянской семье.

Уже в раннем возрасте у Александра Васильевича пробудилась любовь к пению. Еще не понимая смысла песен, он уже бурчал под нос запомнившиеся ему мелодии, пытался изменить их на свой вкус, а также пробовал сочинять частушки, песенки…

Два года Александр учился в начальной земской школе. При этом хор стоял на первом месте в его учебных буднях. Первый учитель закрепил певческие навыки в юном певце. Конечно, Александров мог заниматься и дальше в школе, но судьба уготовила ему другую жизнь. По традиции, все бедные крестьяне должны были отправляться на заработки в Петербург. Однако в тот период Александрова заметил родственник - Петр Алексеевич Заливухин, служивший солистом в петербургском церковном хоре. Посчитав, что у мальчика неплохо поставлен слух, да и голос красив, он уговорил его родителей взять его с собой в Петербург.

Так в 1891 году Александр попал в Хор Казанского собора, в котором пел и Петр Алексеевич. Хором руководил тогда Василий Александрович Фатеев. Он обратил внимание на даровитого мальчика и принял его в свой хор.

Александр проходил под руководством Фатеева элементарную теорию и сольфеджио. Позже Фатеев посчитал, что нужно выдвинуть мальчика в солисты хора, и не прогадал. Хор Казанского собора, который и до этого пользовался успехом в тогдашней столице, увеличил свою аудиторию во много раз, и стал считаться чуть ли не лучшим хором в городе.

А после Александров, по совету Фатеева, решил поступить в Петербургскую императорскую капеллу (в Придворную капеллу). Отбор туда был непростым, но, блестяще сдав экзамены, Александр добился своего. В капелле он усвоил тонкости вокального искусства и регентское дело, чему способствовало творческое общение с выдающимися композиторами той эпохи - Архангельским, Азеевым и другими; углубленно изучал образцы церковного пения и классические хоровые партитуры. По окончании капеллы он получил звание регента и учителя пения.

В 1900 году Александр Васильевич успешно выдерживает трудные испытания в Петербургскую консерваторию. Его экзаменаторами были Анатолий Константинович Лядов, Николай Андреевич Римский-Корсаков и Александр Константинович Глазунов. Каждый экзаменатор имел свое представление о музыке, но, прослушав юношу, они пришли к единому мнению: «Такой талант нельзя загубить!».


Трудовая биография


Проучился Александров в консерватории недолго. Проблемы со здоровьем и постоянная материальная нужда заставили бросить учебу и перебраться на некоторое время (с марта 1902 до лета 1906 года) в небольшой городок Бологое. Там он руководил хоровыми классами в железнодорожном и техническом училищах, и одновременно служил регентом в местном соборе. Сам Александров считал, что это время не было потеряно: наоборот, у него появилось довольно-таки много свободного времени, чтобы заниматься музыкой.

Но мысль о продолжении занятий в консерватории не оставляла его ни на минуту. Он их возобновил при первой же возможности, не бросая работу в училищах, которые давали ему право на бесплатный проездной билет. Александров продолжал жить в Бологом и два раза в неделю ездил в Петербург и обратно.

Но вновь Александру не удалось завершить учебу. В 1905 году нагрянули первые революционные страсти. В знак протеста за смерть невинных людей студенты консерватории решаются на бунт и прекращают занятия. Присоединился к ним и Римский-Корсаков. Боясь правительственных волнений, руководство консерватории решает закрыть учреждение и уволить Римского-Корсакова. Александров, в знак солидарности со своими товарищами, тоже принял в этом участие.

В 1906 году Александров со своей семьей переезжает в Тверь. По конкурсу он становится регентом архиерейского хора, а через некоторое время уже служит в Казанском храме; начинает руководить хорами в семинарии, женском коммерческом училище, на земских курсах и в педагогическом институте, иногда объединяя любителей песен в большой сводный хор. Александров начал ставить оперные спектакли в Твери, собирал хор, искал солистов в Москве и в Петербурге. Впервые в Твери были поставлены такие оперы, как «Пиковая дама», сцены из опер «Иван Сусанин», «Русалка» и другие. Почти все эти оперы Александров ставил один со своим хором.

В 1909 году, после первых революционных волнений, Александров решает продолжить учебу, но уже в Московской консерватории. Он заканчивает учебу в 1913 по классу композиции, а в 1916 — по классу пения. После окончания консерватории он был награжден большой серебряной медалью. Экзаменаторы в лице известных композиторов, таких, как С.И. Танеев, М.М. Ипполитов-Иванов и Н.Д. Кашкин, высоко оценили деятельность Александра Васильевича. Одновременно в эти годы он работает регентом в храме Христа Спасителя, но опять же недолго: после того, как в революции победили большевики, храм был разрушен, и опять Александров остался без работы.

В 1918 году Александрова вновь приглашают в Московскую консерваторию, на сей раз - в качестве преподавателя по музыкально-теоретическим дисциплинам. Четырехлетняя педагогическая деятельность не прошла даром для Александра Васильевича. По рекомендации профессоров консерватории Александрова утверждают в звании профессора Московской консерватории. Помимо музыкально-теоретических дисциплин, он начинает преподавать дирижерское мастерство и ведет специальный хоровой класс, которому уделяет особое внимание. Параллельно он работал хормейстером в ряде московских театров.

Особую страницу в биографии Александрова составляют годы, когда он руководил Московской государственной академической капеллой (1926-1930). Этот хор при Александрове достиг значительных успехов.

В 1928 году Александр Васильевич из членов красноармейской самодеятельности организовал Ансамбль песни и пляски Советской армии. Александров решает оставить академию и организовать свой хор. Но эта идея не пришла ему сразу в голову. Началось с того, что 8 певцов, 2 танцора, баянист и чтец под руководством Александра Васильевича подготовили своеобразное песенно-танцевальное представление. 10 октября 1928 года они выступили в Центральном Доме Красной Армии перед военными начальниками страны. После этого Александров задумался о сохранении группы, более того - начал искать кадры по стране.

Для ансамбля писали музыку все известные современные композиторы, в том числе и участники ансамбля. С первых дней существования коллектив ансамбля поставил перед собой цель воспитать в красноармейской молодежи глубочайшее уважение к славному прошлому нашей армии, желание развивать ее боевые традиции. Ансамбль сразу стал широко известен, прежде всего, благодаря музыкальным композициям, прославлявшим героев Гражданской войны (в т. ч. о Первой Конной армии, Дальневосточной армии, обороне Царицына, о Щорсе и т. д.).

Обработал «народную» песню «По долинам и по взгорьям». Большую известность получили его произведения «Кантата о Сталине», «Песня о Сталине», «Песня о военном комиссаре», «Гимн партии большевиков». Ансамблем Александров руководил 18 лет до своей смерти; после же его смерти ансамбль принимает сын Александрова Борис и называет его именем Александрова. Ансамбль Александрова приглашали в разные концы России: ведь жизнь в стране не была легкой, а песни, исполняемые ансамблем, заставляли забывать людей о своих проблемах. В 1929 году ансамбль выехал во Владивосток, где пел буквально под шквалом огня. «После каждой песни солдаты, заряженные эмоциональным всплеском, шли вперед!», — писал кто-то из офицеров Советской армии. «Снаряды рвались уже рядом, но мы и не намеревались останавливать концерт», — вспоминает о тех годах Александр Васильевич.


Сведения о родственниках


Александр Васильевич воспитывался поистине в музыкальной семье, где постоянно звучала музыка — от русских народных песен до духовных песнопений. Он подолгу мог слушать песни, которые пела его тетка - Анастасия Никитична, признанная мастерица в селе. Отец его, Василий Александрович, был подлинным самородком: он самоучкой постиг грамоту, жадно стремился овладеть разносторонними знаниями. Любил читать, прекрасно пел. Все это, естественно, прививал он и своему сыну с первых минут его жизни, причем делал это достаточно успешно. Маленький Саша с раннего детства проявил незаурядные музыкальные способности, снискав своим пением немалую известность у односельчан.


Личная жизнь


Женился Александр Васильевич достаточно рано. В 1904 году, в период своего пребывания в городе Бологое, он познакомился с юной Ксенией Павловной, которой сделал предложение, и та его приняла. 2 августа 1905 года родился их первенец Борис - будущий продолжатель дела отца. Именно он в 1946 году после смерти Александра Васильевича возглавил созданный им Ансамбль песни и пляски. С самого раннего детства Бориса Александров уделял особое внимание воспитанию и образованию сына. В семь лет началось музыкальное образование маленького Бориса: отец привел его в свой хор. Одновременно он стал посещать занятия по классу фортепиано в организованной отцом музыкальной школе. В 1918 году семья Александровых переехала в Москву, и 13-летний Борис был принят в детский хор Большого театра, который, по его словам, стал его «первым музыкальным университетом». Одновременно он начал заниматься на фортепианном отделении Мерзляковского музыкального училища, затем - в музыкальном техникуме имени А.Н.Скрябина, с 1923 по 1929 гг. — в Московской консерватории по классу композитора Р.М. Глиэра. Борис был не единственным ребенком в семье. Ксения Павловна вскоре подарила Александру Васильевичу еще двух сыновей — Владимира и Александра.


Увлечения


Первая поездка в Петербург открыла новый мир для юного Александрова. Там он впервые посетил театр, который полюбил всей душой. Доходы Александрова в те годы были, мягко говоря, невелики. Но, даже несмотря на это, Александр Васильевич старался экономить на всем, чтобы регулярно ходить в театр, посещать балет и оперу. В те же годы пробудилась любовь композитора к литературе. Особенно Александров ценил и почитал произведения Виссариона Григорьевича Белинского.


Враги


Недолюбливали Александрова многие. Просто не могли простить его успеха, близости к трону Сталина, хорошего расположения к нему вождя. Особенно активизировались его недоброжелатели в тридцатые годы. Откровенно говоря, удивительно, как бывший регент храма Христа Спасителя остался жив в этот период. Один только Лев Мехлис, начальник Политического управления РККА, регулярно отправлял доносы Иосифу Виссарионовичу, в которых писал, что в ансамбле Александрова орудует шпионско-террористическая группа — бывшие офицеры, дети кулаков, антисоветские элементы. Не испытывал особой любви к Александру Васильевичу и председатель Совета Народных Комисаров Вячеслав Молотов. В 1943 году композитор получил звание генерал-майора, и, узнав об этом, Молотов сказал: «Вот Александров палочкой машет - дали генеральское звание. Разве можно? Это ни к чему».


Соратники


Многие эксперты называют Александрова продолжателем традиций Римского-Корсакова. Близкие отношения между Николаем Андреевичем и Александром Васильевичем сложились еще во время обучения последнего в Петербургской консерватории. На его лекциях Александров сидел сосредоточенно, пытаясь запомнить как можно больше информации, ловил даже случайно оброненное слово. Николай Андреевич не стеснялся делиться своими впечатлениями со студентами. Высказывания любимого профессора запоминались студентам и делались предметом споров, оживленных обсуждений. Как после упоминал Александр Васильевич, Римский-Корсаков впоследствии проявлял интерес к его творчеству и пристально наблюдал за его сочинениями.

Не менее теплые отношения у Александрова сложились и с командармом Климентом Ефремовичем Ворошиловым. Столь далекие друг от друга люди легко находили общий язык и умели ценить друг друга. Ворошилов утверждал про Александрова, что «его талантливому руководству Краснознаменный ансамбль песни и пляски СССР обязан тем, что он стал первоклассным музыкальным коллективом».


Слабости


К слабостям Александрова, пожалуй, можно отнести то, что некоторые знаковые решения его жизни были спровоцированы другими людьми. Например, в 1905 году Александров не собирался покидать Петербургскую консерваторию и даже не планировал участвовать в студенческих волнениях, но пошел на это, чтобы поддержать своих сокурсников. Руководить созданным им Ансамблем песни и пляски Александр Васильевич тоже не собирался. Он честно говорил, что лучше бы церковным хором руководил, потому что в армии не служил. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы не вмешался Ворошилов, подтолкнувший Александрова к руководству, о чем впоследствии ничуть не жалел. Несколько лет спустя между командармом и композитором состоялся следующий разговор, во время которого присутствовал Артем Сергеев. Александров тогда сказал: «Как хорошо, что вы оказались таким настойчивым, и как хорошо, что я был недостаточно стойким». На что Ворошилов ответил: «Как хорошо, что вы оказались сговорчивым».


Сильные стороны


«Сколько пережито и какой пройден путь от того времени, когда я был мальчиком в лаптях, до настоящего момента... Много было хорошего и плохого. А жизнь была сплошной борьбой, полная труда, забот, трудностей. Но я не сетую ни на что. Я благодарю судьбу за то, что моя жизнь, мой труд принесли какие-то плоды дорогой Отчизне и народу. В этом — большое счастье», — писал Александров в своих воспоминаниях. И путь, пройденный Александровым, поистине немалый. Именно его сильный характер помог ему вырасти из «мальчика в лаптях» до придворного композитора. Возможно, именно способность тонко чувствовать потребности публики помогала ему шаг за шагом двигаться наверх. Всех поражала его способность писать произведения, находящие отклик у вождя. Бытует мнение, что гимн, написанный Александровым, настолько понравился Сталину, что, прослушав его один раз, он сразу его утвердил и даже не стал рассматривать варианты других композиторов.

Александрова понимали и ценили даже на Западе. В 1937 году он завоевал Гран-при на Всемирной выставке в Париже, где его хор в буденовках с красными звездами просто поразил всех. К слову сказать, несколько песен красноармейцы исполнили на французском языке.


Заслуги и провалы


Так уж сложилась судьба Александрова, что он был поистине востребован во все времена - как в царской, так и советской России. Бог миловал его от оглушительных провалов, при этом даровав ему всеобщее признание и всенародную любовь. Лучшие творения композитора, прозвучавшие в исполнении его артистов, пришлись на годы Великой Отечественной войны. 24 июня было напечатано стихотворение «Священная война», на следующий день композитор уже написал на него музыку, а 26 июня его хор уже пел ее на Белорусском вокзале перед отправкой уходящих на фронт эшелонов. Как вспоминают ветераны, на вокзале, где шли поезда на фронт, после первого исполнения песни «Священная война» народ требовал исполнить ее еще и еще, и с каждым разом все больше людей буквально кидались в вагоны уходящего поезда с целью убить захватчиков! Эта музыка поистине стала символом борьбы СССР с фашистскими оккупантами. Вот воспоминания сына Александрова Бориса Александровича о первом исполнении этой песни: «Все, кто в эту минуту находились там, заслышав первые звуки, поднялись как один и, словно в строю, торжественно и сурово прослушали песню до конца, а когда она окончилась, на какие-то мгновения замерли, завороженные звуками. А затем раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить… Они требовали и требовали повторения, и только после того, как добрая половина присутствующих уже подпевала ансамблю, запомнив мотив и слова, «Священная война» уступила место другим произведениям». В войну появился и написанный им Гимн Советского Союза, за основу которого была взята музыка «Гимна партии большевиков», созданного еще к XVIII съезду партии, но партийный гимн не прижился, а стране, победивший фашизм, пришелся в самую пору.


Компромат


Звание придворного композитора навсегда закрепилось за Александровым. Он был действительно приближенным к Сталину лицом. Иосиф Виссарионович с удовольствием слушал произведения композитора и приглашал Александра Васильевича для разговоров. Вот что пишет о своем деде внук Александрова: «Александр Васильевич напрямую общался со Сталиным. Даже когда у Иосифа Виссарионовича сидели в кабинете генералы, Александров запросто входил без доклада. Он был один из немногих, имевших такое право. Сталин очень хорошо относился к нему…». Принимал Сталин и непосредственное участие в формировании репертуара Ансамбля песни и пляски Советской армии. Об этом писал сам Александр Васильевич. «В репертуаре ансамбля, — вспоминал Александров, — и даже в подборе отдельных песен большое участие принимали товарищи Сталин и Ворошилов… Им ансамбль обязан и появлением ряда народных песен, а также классических произведений. Так, например, ансамбль ввел в свой репертуар песни «Калинушка», «Закувала та сива зозуля», «Распрягайте, хлопцы, кони» по личному указанию товарища Сталина и товарища Ворошилова, причем лично товарищ Сталин посоветовал ввести для народных песен в аккомпанирующую группу хорового состава народные инструменты. Любимая товарищей Сталина и Ворошилова и всех наших слушателей песня «Волжская-бурлацкая», — отличная песня, но концовки в ней нет. «Вы, как композитор, — сказал товарищ Сталин, — должны подумать и сделать ей надлежащую концовку…». Очень много коррективов внесли товарищи Сталин и Ворошилов в наши танцы, отметая в них все ненужное, псевдонародное и псевдокрасноармейское…».

Так до конца и не известно, где же все-таки умер Александр Васильевич. Официальная версия гласит, что он умер в 1946 году в Берлине, где находился со своим ансамблем на гастролях. Но есть также версия, что он умер в Чехословакии, откуда и собирался как раз отправиться в Берлин.


KM.RU 15 апреля 2008


Добавить комментарий к статье




Биография
Российские композиторы
Биографии композиторов
Российские дирижеры


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru