Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Самое популярное

Интересно
  • Шри-Ланка. Жемчужина в Индийском океане
  • Русские зовут Хуньчунь 'Чунькой'
  • Алексей Гуськов

  • Биография Гуськова
  • Российские актеры
  • Биографии актеров


  • 20 мая 1958 года родился народный артист России Алексей Гуськов. В нем гармонично уживаются две профессии - актера и продюсера. Миллионам зрителей запомнились как его работы на сцене и в кино, так и спродюсированные им картины, подобно «Границе. Таежный роман», в которой Гуськов сыграл роль Никиты Голощекина, получив за нее Государственную премию РФ. Талант Алексея Геннадьевича признают как у нас, так и за рубежом, о чем свидетельствуют многочисленные награды, полученные им на российских и международных кинофестивалях.


    Анкетные данные


    Алексей Гуськов родился в польском городе Бжеге в семье военного летчика. До шести лет он прожил в Польше, а потом его семья переехала в Киев.

    В первый раз Алексей задумался об актерской профессии в девятом классе. Он вспоминает: «Математичка, очень театральная женщина, так сказала: «Алексей, у тебя хорошая фактура». Я даже затаился: «Что это такое - фактура?» А дальше она сказала: «Ты бы мог попробовать поступить в театральный вуз». Ну и всё. Но это тоже куда-то запало…». Мама отнеслась к выбору сына спокойно. Она вообще старалась не подталкивать сына к выбору какой-то конкретной профессии, действовала по принципу «Уважай выбор детей». Как рассказывает сам актер: «Мама, помню, однажды только, когда я уже в классе девятом учился, произнесла такую фразу: «Сынок, приобрети сначала ПРОФЕССИЮ, а потом уже иди в театр». Но это было не неуважение, а… в общем, понимание нестабильности этого дела, актерского». После окончания школы Алексей поехал в Москву, где поступил в МГТУ имени Баумана. Там он проучился четыре года, одновременно занимаясь в студенческом театре.

    В то время театральная Москва была чрезвычайно богата на премьеры – «Соло для часов с боем» и «Серсо» Анатолия Васильева, «Дон Жуан» и «Женитьба» Эфроса... Алексей под впечатлением увиденных спектаклей (и, особенно, увиденной на сцене игры замечательного актера Алексея Петренко) принял решение бросить учебу в Бауманском училище и сменить профессию. В 1979 году он подал документы в Школу-студию при МХАТ и поступил с первого раза. Алексей Геннадьевич был зачислен на курс В. Монюкова. О своих учителях актер отзывается с теплотой: «У меня были замечательные учителя: Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Кира Головко, Софья Пилявская. Я считаю себя актером «мхатовской школы». У Станиславского написано, что нужно идти от себя, от своих чувств, от своих обид, от своих радостей, от того, что ты пережил в жизни, что тебе знакомо, чтобы не соврать. Но вторая часть его слов звучит так: «От себя и как можно дальше». Я стараюсь дальше идти, чтобы создать, вылепить образ».


    Трудовая биография


    Окончив в 1983 году Школу-студию при МХАТ, Алексей Гуськов пришел в Московский драматический театр им. А.С. Пушкина. Первую роль он сыграл в спектакле «Я – женщина» по пьесе Виктора Мережко. В 1986 г. Гуськов перешел в Театр на Малой Бронной. В том же году он написал пьесу «В лесу» по мотивам произведений Леонида Андреева, по которой был поставлен спектакль. Затем Гуськов работал в театре «Детектив» с 1988 по 1991 годы, Театре им. Н.В. Гоголя с 1991 по 1994 годы. В 1994 году актер вновь вернулся в Московский драмтеатр им. А.С. Пушкина, где начинал свою карьеру, а с 2003 по 2006 годы работал в МХАТе им. Чехова.

    Практически одновременно с дебютом в театре Алексей Гуськов дебютировал в кино, сыграв в мелодраме Ильи Фрэза «Личное дело судьи Ивановой» в 1985 году. Первой же большой работой Гуськова в кино стала роль в драме Натальи Киракозовой «Дикий пляж», вышедшей на экраны в 1990 году. Через год появилась детективно-психологическая драма «Волкодав», где Алексей Гуськов сыграл бандита Шурика Волкова. Этот фильм на какое-то время закрепил за Гуськовым амплуа бандита, что совершенно не устраивало актера.

    В 1995 году Алексей Гуськов в очередной раз сыграл бандита в российско-польском вестерне Марека Новицки «Золотое дно», после чего на три года оставил кинематограф. Алексей Геннадьевич вспоминает: «С 95-го по 98-й годы я вообще не снимался. Меня добил один польский режиссер. Хороший режиссер, не буду его называть, но я играл очередного какого-то бандита типового. После «Волкодава» я никак не мог выкрутиться из этого амплуа. Так вот, он меня просил: сделай «шэлюсть» пострашнее. Я говорю: «Не надо пострашнее». Ну, наверное, назрел у меня уже некий кризис жанра, тупик. «Русская культура, - говорю, - она уж если и пугает, то не страшной челюстью все-таки. Это с душой должно быть связано, с муками героя». А он говорит: «Ничего, не надо мучиться, у нас здесь боевик, а у тебя такая, такая, ну вот…» «Рожа, - подсказываю. - Ну да, я знаю: если я ее сделаю страшной, дети пугаться будут». А он: «Ну вот, мне больше ничего и не надо!» «К сожалению, - отвечаю, - мне надо». А картина получилась ничего, боевичок - его часто показывают...»

    В 1998 году Алексей Гуськов вернулся в кинематограф, снявшись в психологическом триллере Георгия Шенгелия «Классик». «Я только с 98-го года начал понимать, что в кино так же можно создавать образ, как и в театре. Понял, что и в кино можно уходить от своих психофизических данных, а не носить лицо из одного фильма в другой. Я увидел, что могу это делать, - и мне стало необыкновенно интересно работать в кино», - говорит актер.

    В 2000 году на экраны страны вышел многосерийный фильм Александра Митты «Граница. Таежный роман». Алексей Гуськов сыграл в этом фильме офицера-пограничника Никиту Голощекина. Казалось бы, простой сюжет: лучший друг Голощекина Иван влюбляется в его жену, очаровательную докторшу Марину. Но дело происходит в маленьком гарнизоне на границе с Китаем. Разгораются нешуточные страсти…

    Благодаря восхитительной игре Алексея Гуськова его отрицательный персонаж Никита Голощекин для многих стал даже более привлекательным, чем положительные персонажи Марата Башарова и Михаила Ефремова.

    С выходом фильма исполнители главных ролей Алексей Гуськов, Ольга Будина, Марат Башаров и другие в одно мгновение стали необычайно популярны.

    На волне популярности вышел фильм Георгия Шенгелии по мотивам повести Ивана Охлобыстина «Мусорщик», где Алексей Гуськов сыграл главную роль - человека, который поставил крест на своей прежней профессии киллера, переехал из столицы в провинцию (съемки проходили в Ярославле) и стал работать дворником. «Меня больше всего занимало в этой истории то, что главным человеком в городе оказался человек, который убирает мусор, - говорит актер. - Наверное, это так и есть. Представляете, что бы с нами было, если бы у нас грязь на улицах не убирали? К моему герою и отношение окружающих соответствующее. Он вхож в круги городской элиты. С ним общается мэр, здоровается главный банкир города. И это объясняется отнюдь не его устрашающим прошлым».

    В последующие годы Алексей Геннадьевич порадовал своих поклонников не менее яркими работами. В 2002 году на экраны вышли: «Раскаленная суббота», «Вовочка», «По ту сторону волков». В 2003 году появились «Дневник убийцы», «Не привыкайте к чудесам…», «Слова и музыка». В 2004 году – «Рагин», «Узкий мост», «Участок». В 2005 году - «Турецкий гамбит», «Охота на изюбря». В 2006 году - «Русские деньги», «Мошенники», «Заколдованный участок». В 2007 году - «Танкер «Танго», «Отец», «Неверность», «Важнее, чем любовь». В 2008 году на экраны вышел фильм «1814», в котором Алексей Гуськов сыграл роль подполковника Степана Степановича Фролова. На данный же момент в производстве находятся «Государь», «Диверсант-2», «Стритрейсеры», «Дом солнца».

    Также в киноиндустрии имя Алексея Гуськова ассоциируется со словом «продюсер». В эту профессию он попал совершенно случайно в 1993 году, когда были остановлены съемки фильма «Дорога в рай», в котором он был задействован как актер. Гуськову удалось найти деньги, и в итоге фильм вышел в прокат. «Дорога в рай» участвовала в XI Венецианском фестивале, где получила приз ФИПРЕССИ (Международной федерации кинопрессы). Впоследствии Алексей Геннадьевич был продюсером таких фильмов и сериалов, как: «Воровка», «Волшебная свирель», «Мир анимации – анимация мира», «Таежный роман», «Незнайка на Луне», «Носки большого города», «Мусорщик», «Раскаленная суббота», «Рагин», «Узкий мост», «Охота на изюбря», «Отец».


    Сведения о родственниках

    Отец Гуськова, военный летчик, погиб при исполнении военных обязанностей, когда будущему актеру было 7 лет. «От меня скрывали, что он погиб, но я нашел траурную телеграмму. Точно помню, что у меня буковки сквозь слезки плясали, потому что там я прочитал: «тр…гически погиб». И вот эта буква «а» упала, и мне так было обидно!..», - вспоминает Гуськов.

    Воспоминания об отце остались очень обрывочные, эпизодические. Актер помнит, как «отец с друзьями вернулся с охоты и принес домой косулю. Или как отец на пару с командиром эскадрильи гоняли быка, забравшегося в наш огород. Еще помню, что у нас дома в польском городе Бжеге, где тогда служил отец, была собака. Огромная овчарка таскала меня на санках. Все остальное о своем отце я знаю из рассказов мамы. У нас дома всегда были его фотографии, в гости приходили его друзья. Даже на мою свадьбу из Новосибирска прилетел командир отцовской эскадрильи Геннадий Хлыстов. Такое вот братство военных летчиков. Видимо, отец был хорошим человеком и настоящим мужчиной.

    Я родился во время Карибского кризиса. Говорят, его эскадрилья трое суток стояла с включенными моторами, отец спал под крылом своего самолета, а когда узнал о моем появлении, пошел собирать васильки для мамы. Только с годами понимаешь, сколько дают тебе родители...

    Я очень признателен своей маме за то, что мог учиться в двух институтах 8 лет подряд. Сначала - в МГТУ им. Баумана, потом - в Школе-студии при МХАТ. Мама высылала мне деньги, а значит, лишала себя чего-то, вкалывала на двух-трех работах».


    Личная жизнь Настоящее семейное счастье Гуськов обрел в своем втором браке, который длится уже более 20 лет, с актрисой Лидией Велижевой. Вот как произошла их встреча: «С Лешей я познакомилась в театре «Детектив», у Ливанова. Василий Борисович меня долго приглашал, а я все не шла. Потом однажды собралась. А там и Леша оказался. В результате поженились. Так что Ливанов, можно сказать, нас свел и благословил. Свадьба была скромная. Не очень хотели пышную, да и денег особых у нас тогда не было. Кольца делали на заказ, серебряные. Нам почему-то именно такие нравились. Те, кто видел Алексея только в кино, наверное, думают, что он жесткий, напористый. А Алексей в жизни другой - очень добрый, даже мягкий. С детьми любит играть. Они его обожают», - рассказывает актриса.

    Гуськов доволен своей семейной жизнью: «Мы - нормальная семья… Можно и так сказать: у нас очень крепкая семья, мы не так часто видимся, не надоели друг другу… Это тыл мой - я точно могу сформулировать. Ничего другого не приходит в голову умнее, оригинальнее… Мне с ней хорошо… Мы с ней прошли очень много: от общежития до комнаты в коммуналке до двух комнат в коммуналке, до полностью квартиры, первой машины… У нас много совместных радостей. Это - хорошая такая формула: мне нравится, что надо стареть вместе…»


    Враги


    Зачастую непростые отношения складываются у Гуськова с театральными режиссерами. Считать их непримиримыми врагами все-таки не стоит, но близкими друзьями их точно не назовешь. «Я не делю театры на престижные и не очень. Для меня важно, чтобы работа была интересной. Чтобы я как актер интересен был режиссеру. Так я и попал в Театр Гоголя, а потом - и в Театр Пушкина. Когда взаимность между мной и режиссером пропадает, ухожу. И часто - в свободное плавание. В МХАТе я уже три года как числюсь. Правда, в штат за это время меня не позвали. Пригласили в спектакль «Возвращение», еще играю в «Кабале святош». Но, видимо, я не нравлюсь Табакову, поэтому на данный момент наши пути разошлись. Не хочу лягать МХАТ, но сейчас он напоминает супермаркет «Все для всех». Михаил Задорнов в своем выступлении как-то сказал: «Вы «Аншлаг» ругаете, значит, вы во МХАТе не были». Но, видимо, современный зритель нуждается в подобных постановках», - признавался актер в одном из своих многочисленных интервью.


    Соратники


    Есть такое любопытное изречение: «По-настоящему счастливым можно назвать того мужчину, у которого есть любимая работа, верная жена и надежные друзья». Гуськова можно назвать по-настоящему счастливым, у него есть три этих составляющих. Работа, любимая жена и друзья, которые не раз его выручали. «В 1993 году мне предложили роль в фильме «Дорога в рай», но съемки застопорились из-за отсутствия денег. Несколько моих друзей, бывших сокурсников по Бауманскому училищу, предложили: «Открой счет, мы дадим тебе на кино деньги…» Обратился к одному из своих приятелей-актеров, тоже хотевшему в 91-м завязать с миром кино, и предложил: «Давай попробуем поиграть: ты - в генерального директора, а я - в продюсера и президента кинокомпании». Так началось мое продюсирование художественного кино. Это была одна из первых картин режиссера Виталия Москаленко, замечательного ныне оператора Сережи Мачильского… Нашим редактором стал Валерий Семенович Фрид. По тем временам мы сделали очень удачный фильм, учитывая, что создавали его безо всяких связей: не было тех людей, которые бы позвонили куда надо и подстраховали… «Дорога в рай» участвовала в XI Венецианском фестивале, откуда мы вернулись с призом ФИПРЕССИ (Международной федерации кинопрессы)», - рассказывает актер.

    Но это был далеко не единственный удачный творческий союз в жизни Гуськова. Чего, например, стоит «Незнайка на Луне». В Керчи на одной из своих первых больших работ «Дикий пляж» Алексей Геннадьевич познакомился с физиком-ядерщиком Александром Люткевичем. Он делал хорошие рисунки и хотел ехать в Москву учиться к знаменитому режиссеру-аниматору Федору Хитруку. А в 1995 году они встретились с Люткевичем в Москве. Он в тот момент уже защищал дипломную работу по «Незнайке». Они объединили усилия и сделали большой и довольно громкий проект для России «Незнайка на Луне».


    Слабости


    Есть режиссеры, которые снимают картину и обязательно в ней отводят место для себя. Гуськов же - продюсер, который играет в своих фильмах. «В кинопроектах до сих пор остаюсь заложником своего актерского «хочу». Никак не могу сделать кино, в котором бы сам не снимался. Это - просто беда. Вроде бы сначала не хочу сниматься, а потом думаю: и роль хорошая, и режиссер не возражает. Почему бы и нет?», - признается Алексей Геннадьевич.


    Сильные стороны Зависть в актерской среде - дело привычное. Многие не могут перенести триумфа своих более успешных коллег. Но вот за Гуськовым подобного греха никогда не замечали. «Зависти к своим коллегам по цеху не испытывал никогда. Еще в ранней молодости я выжег ее каленым железом. И сейчас только искренне радуюсь за друзей. Например, я с удовольствием несколько раз посмотрел фильм «Свои» с Сергеем Гармашом в главной роли. Отличная работа!», - признается актер.


    Заслуги и провалы


    Российские и зарубежные киноакадемики всегда высоко ценили заслуги Гуськова. В чем легко можно убедиться, взглянув на список наград и призов, полученных им за его карьеру.

    2007 г. 15-й фестиваль актеров кино «Созвездие» - 3 приза за фильм «Отец» (главная мужская роль, мужская роль второго плана, женская роль второго плана)

    2005 г. 40-й Международный кинофестиваль в Карловых Варах (Чехия) в конкурсе «К Востоку от Запада» Гран-при фильм «Рагин». Х Российский кинофестиваль «Литература и кино» - приз за лучшее исполнение мужской роли – фильм «Рагин».

    2003 г. Международный телевизионный фестиваль в Венеции (Италия) - Главный приз фестиваля и приз за лучшую мужскую роль фильма «Мусорщик». III Российский кинофестиваль «Новое кино России»: а) Специальный приз жюри творческих союзов за жанровую точность и профессионализм – фильм «Таежный роман»; б) Приз молодежного жюри за веру в проявление нового героя как ориентира для молодого поколения - фильм «Мусорщик»; в) Специальный приз жюри прессы актеру А.Гуськову – фильмы «Мусорщик» и «Таежный роман». II Фестиваль-смотр российских фильмов «О любви» (г. Москва) – приз зрительских симпатий «Серебряная подкова» за исполнение главных ролей – фильм «Мусорщик». VIII Российский кинофестиваль «Литература и кино» - приз дирекции кинофестиваля за поиск в области современного зрительского кино – фильм «Мусорщик».

    2001 г. ТЭФФИ: а) за лучший телевизионный фильм, б) за лучший сценарий телевизионного фильма, в) за лучшую режиссуру – фильм «Граница. Таежный роман». Фестиваль «Созвездие» - за лучшее исполнение мужской роли – фильм «Таежный роман».

    Х Открытый фестиваль стран СНГ и Балтии («Киношок –Х») – а) Приз жюри кинопрокатчиков, б) Приз за лучшее исполнение мужской роли – художественный фильм «Мусорщик».

    2000 г. Гран-при мультипликационному фильму «Носки большого города» на фестивале анимационных фильмов в г.Штутгарте (Германия).

    Гран-при мультипликационному фильму «Носки большого города» на фестивале анимационных фильмов в г. Афины (Греция).

    Открытый анимационный фестиваль, г.Таруса: а) Приз «Перспектива», б) Приз зрительских симпатий, в) Главный приз фестиваля - м/ф «Носки большого города».

    46-й Международный фестиваль коротких фильмов, г. Оберхаузен (Германия) – а) Приз FIPRESCI, б) Награда управы г. Оберхаузена.

    1999 г. Фестиваль «Созвездие» - приз за лучшее исполнение мужской роли – фильм «Классик».

    Приз «За вклад в мультипликацию» за фильм «Незнайка на Луне» на фестивале «Золотая Рыбка».

    Гран-при фильму «Волшебная свирель» на фестивале «Золотая Рыбка». Гран-при мультипликационному фильму «Волшебная свирель» на фестивале в г.Тарусе.

    Международный фестиваль «Дети и экология: ХХI век» - а) Лауреат фестиваля, б) Приз зрительских симпатий – за фильм «Незнайка на Луне».

    «Второй приз» на фестивале KAFF-99

    Гран-при на фестивале в «Орленке» за фильм «Волшебная свирель».

    Гран-при - фестиваль в г. Кечкемете (Венгрия) за фильм «Волшебная свирель».

    Специальный приз за кукольную мультипликацию - фестиваль Folioscope (Бельгия) за фильм «Волшебная свирель»

    1994 г. Приз ФИПРЕССИ за фильм «Дорога в рай» на XI SIC в Венеции (Италия). В какой-то мере фильм «Дорога в рай», принесший ему первую кинопремию, стал причиной его ухода из кино на 4 года. «С этой картиной связана и печальная история: разорился целый ряд фирм, с которыми мы работали, и в связи с этим к нам пришли «приглаженные» ребята, заявив, что наша продукция принадлежит им. Вспоминать тот период мне очень неприятно… С тех пор я прошел через все фазы бизнеса: и невозвраты кредитов, и разговоры на пальцах… И так это потрясло, что четыре года к художественному кино вообще не обращался, пока меня не реанимировал Георгий Шенгелия, которому я очень благодарен за то, что был приглашен сниматься в картине «Классик», - как-то рассказал в своем интервью Гуськов.


    Компромат


    Судебным разбирательством для Алексея Гуськова закончились съемки фильма «Дом Солнца». Популярный актер Алексей Гуськов обиделся на то, что ему не выплатили гонорар за три съемочных дня, и устроил из-за этого судебную тяжбу. Гуськов подал иск против создателей фильма «Дом Солнца». Актер потребовал через служителей Фемиды около 300 тысяч рублей невыплаченной зарплаты. По утверждению Гуськова, 1 августа 2006 года он заключил договор с создателями фильма о том, что должен отработать три съемочные смены — 31 августа, 1 и 3 сентября 2006 года.

    А 7 сентября 2007 г. Гуськов должен был получить гонорар — 3390 долларов за каждую рабочую смену. Обещанных денег в положенный срок актер не получил, потом подал иск в Останкинский суд о взыскании невыплаченного вознаграждения, а также процентов за пользование чужими денежными средствами. По словам создателей «Дома Солнца», денежная неразбериха произошла из-за сбоя в графике финансирования, так как кино снималось на средства частных инвесторов. «Мы просили актера подождать до очередного транша, но агенты господина Гуськова не захотели с пониманием отнестись к сложившейся ситуации и подали в суд», — пояснили сотрудники кинокомпании. Обещанный гонорар актер в итоге все-таки получил.

    Алексей Гуськов безгранично любит свою жену. Ради нее он готов на все, даже сниматься в сериалах и продюсировать их, как это было с «Воровкой». «А я никогда и не скрывал, что «Воровка» снималась под Лидию, - признается Алексей. - Мне позвонил мой друг Юрий Беленький и заявил, что есть чудный сценарий, написанный специально для Лидии. Я даже продал свое лицо фильму, чтобы привлечь спонсоров с деньгами, и сериал вышел на экран».


    KM.RU 20 мая 2008


    Добавить комментарий к статье



  • Биография Гуськова
  • Российские актеры
  • Биографии актеров



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru