Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайный словарь

Интересно
  • Рассказы о Швейцарии
  • Хорватия - страна для путешественников
  • Пабло Пикассо (Pablo Picasso). Современник каждого дня

  • Биография Пикассо
  • Афоризмы Пикассо
  • Маленький гений?
  • Грандиозный мистификатор
  • Пабло Пикассо признается в любви к России
  • Король-ключник и фаворитки
  • Любовь, сжигающая жизнь
  • Замужем за Пикассо
  • Хороший мастер, но плохой человек?
  • Картины Пикассо
  • Пабло Пикассо и Жаклин Рок
  • Новости
  • Французские художники
  • Биографии художников
  • Скорпионы (по знаку зодиака)
  • Кто родился в Год Змеи


  • Добавить отзыв о человеке

    Пабло Пикассо — мастер бескомпромиссности


    Он удостоился многих горячих и страстных эпитетов. История, кажется, не знала художника, творчество которого вызывало бы столько споров, не оставляя никого равнодушным. Не зря 2006-й — год 125-летия со дня рождения выдающегося мастера — по инициативе ООН был Годом Пабло Пикассо. 8 апреля исполнилось 35 лет со дня смерти художника.

    Замечательный русский поэт Осип Мандельштам остроумно заметил, что художник-кубист Пикассо однажды в Париже "разбил" скрипку, и теперь ее кусочки — "святые реликвии" — можно обнаружить по всему миру.

    Его имя известно сотням миллионов людей, однако его искусство понимают немногие. Одни называют его "буржуазным растлителем", другие — "формалистом", третьи — "большевиком в искусстве". Выставки его работ в различных городах мира неизбежно становились событием, которое будоражило не только художественный мир. О нем говорили на улицах, в клубах, метро, словно о самой животрепещущей проблеме — скачке цен или политическом кризисе.

    Республиканская Испания, отдавая дань признания и любви испанского народа к художнику, назначила его директором Музея Прадо. Народная Польша наградила его высоким орденом. А Гитлер приказал удалить его картины из музеев. Трумэн назвал его искусство "развращающим". Черчилль, сам на досуге писавший натюрморты, пренебрежительно отозвался о живописи Пикассо. Вполне возможно, что если бы он остался в Испании, его действительно расстреляли бы: уж больно досадил он режиму Франко. Но главное — он не стал бы Пикассо вне художественной жизни Парижа. Франция неотделима от него, как и Пикассо нельзя отлучить от Франции. Он всегда будет ярким образцом "мастера без ярлыков", национальных или стилистических.

    Сам художник иронизировал над натужным "ранжированием" его творчества: "голубой", "розовый", "негритянский", "кубистический", "классический" периоды. Ища формы, которые могли бы передать его мысли и чувства, он порой резко менял их, возвращался к уже "оставленным". И почти всегда работал одновременно в разных манерах. Начиная работу, художник не всегда знал, как будет создавать полотно или скульптуру: "Так, как лучше смогу выразить то, что хочу...".

    Но, безусловно, самым поучительным для нас может стать знакомство с присутствием в творчестве Мастера весомого "русского следа".

    …В 1908 году молодой Анри Матисс привел видного русского мецената и коллекционера Сергея Щукина в убогую студию, расположенную в подвальчике Монмартра, где ютился безвестный молодой испанец. С тех пор и вплоть до 1914 года Щукин был самым надежным и щедрым заказчиком Пикассо. Всего в коллекции Щукина было более полусотни его картин. Вместе с работами Матисса они украшают теперь залы Московского Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

    Щукин стал своего рода "крестным отцом" художника, без которого будущему мэтру было бы куда тяжелее пробиваться к известности и славе. Неудивительно, что Пикассо испытывал особую привязанность ко всему, что касалось России. Покупал его работы и Иван Морозов, чьи приобретения составили основу эрмитажной коллекции произведений художника. Его творчеством по-настоящему заинтересовались русские искусствоведы и даже философы. Блестящий анализ его работ сделал Николай Бердяев: "Перед картинами Пикассо я думал, что с миром что-то происходит". При этом, как признавался позднее Петров-Водкин, "для нас Матисс, Пикассо, Ван Гог были неожиданными, и мы с трудом и с руганью разбирались в них".

    Молодой испанец посещал выставки русского искусства в Париже, часами простаивал перед полотнами Врубеля, восхищался талантом театрального художника Бакста. Читал Толстого, Достоевского, Гоголя, Лермонтова. Большой интерес Пикассо испытывал и к русскому театру. С легкой руки Жана Кокто познакомился и подружился с труппой "Русского балета" во главе с Сергеем Дягилевым. Пабло стал завсегдатаем труппы Сержа, как называли Дягилева французы. Их первой совместной работой стал балет "Парад" на музыку Эрика Сати в постановке Леонида Мясина.

    Тесные связи с русскими художниками, поэтами, театральными деятелями, естественно, вызывали у Пикассо желание посетить Россию. Художник даже изучал русский язык и вполне прилично изъяснялся на нем. Однако визиту в Россию помешала Первая мировая война. Не состоялась поездка ни в 1928-м, ни в 1937 году. Намерение посетить СССР в 60-е годы также не осуществилось, хотя политическая репутация художника-коммуниста была, казалось бы, безупречной. В послевоенном Союзе его картины впали в немилость — уж больно далеки от соцреализма… О легендарной "Гернике", созданной в 1937 году и вызвавшей отчаянные дискуссии в мире, в нашей стране могли судить только по репродукциям и отзывам тех, кому удалось увидеть ее в оригинале. Для популяризации Пикассо в Союзе много сделал Сергей Эйзенштейн, а также Илья Эренбург, долгие годы друживший с художником.

    …Пикассо и русский театр — отдельная страница в его биографии. Он был хорошо знаком с творчеством гремевших тогда Таирова и Мейерхольда, с которым его связывали дружеские отношения. Современники воспринимали их как художников одного творческого темперамента, одних целей. "Мейерхольд в театре — это Пикассо в живописи". Взаимный интерес к творчеству друг друга увенчался договоренностью Мейерхольда и Пикассо о совместной работе над "Гамлетом". Увы, так и не осуществившейся... А когда Всеволод Мейерхольд в 1940 году был расстрелян, для Пикассо это стало большим ударом.

    Такой же удар он пережил за 10 лет до этого, когда узнал о смерти Маяковского. Встретившись в 1922 году, они сразу нашли общий язык… Когда жизнь поэта трагически оборвалась, Пикассо вместе с российскими художниками, осевшими в Париже, Михаилом Ларионовым и Марком Шагалом, отправил в Москву телеграмму соболезнования.

    …В дягилевской труппе Пикассо встретил свою первую жену — балерину Ольгу Хохлову. Она была родом из Нежина. писаной красавицей Ольга не была, но имела приятную внешность, отличалась хорошими манерами и особым "русским шармом". При этом характер у нее был твердый, решительный, отвергавший компромиссы. Они познакомились весной 1917 года, а через год состоялось их бракосочетание. Свидетелями были Дягилев, Аполлинер, Кокто, Матисс, Гертруда Стайн. Венчались они в русском соборе Александра Невского на улице Дарю.

    Друзья отговаривали его: "Пикассо и покой, семейный очаг — несовместимы!". Но влюбленный художник их не слышал. К сожалению, друзья оказались правы. Пикассо, исповедующий свободу во всех ее проявлениях, так и не смог стать примерным отцом семейства. Не спасло и рождение в 1921 году сына Поля, которого художник при русских друзьях в шутку звал "Павел Павлович". Он говорил: "Ольга слишком много от меня хотела... Это был наихудший период в моей жизни". А она не смогла вынести ни отстраненности мужа, ни присутствия соперниц. Через девять лет супруги расстались (хотя она официально оставалась женой Пикассо до самой своей кончины в 1955 году. В парижском музее Пикассо хранятся более ста писем Ольги, адресованные мужу)…

    Тогда из его жизни ее вытеснила 17-летняя Мари-Терез Вальтер, имевшая вид старательной школьницы. И так — неоднократно... Пылко и всерьез… Художник любил повторять, что жизнь продлевают только работа и женщины.

    …Что ж, художнику, бывшему "гражданином мира", великому "мизантропу в толпе", выпало сполна "пригубить" этих терпких и жгучих, прекрасных и испепеляющих le passion a la russe — "страстей по-русски".


    Андрей ШЕСТАКОВ
    "Киевский ТелеграфЪ" 18 - 24 апреля 2008 №16


    Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2017-02-16. В Москву привезут картины Пикассо
    В Пушкинском музее откроется выставка «Пабло Пикассо и Ольга Хохлова», посвященная творчеству испанского художника и его первой жене, русской балерине. Об этом в среду, 15 февраля, сообщает The Art Newspaper.

    2016-06-22. «Сидящую женщину» Пикассо продали на аукционе за 63 миллиона долларов
    Картина «Сидящая женщина» (Femme Assise) испанского художника Пабло Пикассо ушла с молотка аукциона Sotheby's в Лондоне за 63,4 миллиона долларов, сообщает CNN. Полотно, по информации аукционного дома, стало самой дорогой работой в стиле кубизма, которая когда-либо выставлялась на торги. Первоначальная стоимость произведения составляла 41 миллион долларов.

    2016-04-01. Архангельскую епархию оскорбила эротическая выставка Пикассо и Матисса
    Архангельская епархия осудила выставку «Линия Любви. Эротизм в творчестве великих мастеров XX века», которая открылась 14 марта в Музее изобразительного искусства Архангельска. По словам главы миссионерского отдела епархии протоиерея Евгения Соколова, показ такой экспозиции во время Великого поста оскорбителен и неуместен. Об этом сообщает местное издание FlashNord.




  • Биография Пикассо
  • Афоризмы Пикассо
  • Маленький гений?
  • Грандиозный мистификатор
  • Пабло Пикассо признается в любви к России
  • Король-ключник и фаворитки
  • Любовь, сжигающая жизнь
  • Замужем за Пикассо
  • Хороший мастер, но плохой человек?
  • Картины Пикассо
  • Пабло Пикассо и Жаклин Рок
  • Новости
  • Французские художники
  • Биографии художников
  • Скорпионы (по знаку зодиака)
  • Кто родился в Год Змеи



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru