Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайный запрос

Интересно
  • Лазурный берег Франции - отдых для миллионеров
  • Мадейра - ботанический сад Бога
  • Николай Духов



    Гениальный конструктор внес неоценимый вклад, чтобы максимально приблизить День Победы в Великой Отечественной войне. То, что он сделал за свою жизнь, огромно как по количеству и уровню инженерных решений, так и по тому значению, которое его труды имели для укрепления оборонной мощи нашей Родины. Роль Николая Леонидовича в создании первых образцов оружия была чрезвычайно велика. Вместе со своими товарищами он работал, чтобы ликвидировать американскую монополию на ядерное оружие. Научное и творческое наследие Духова даже сегодня, в век высокотехнологичного оружия, продолжает поражать своей оригинальностью и новаторским подходом. Ученики Духова работают в одном из наиболее динамично развивающихся предприятий Минатома — ВНИИА им. Н. Л. Духова. Главная задача НИИ сейчас — сохранить и передать молодежи уникальные знания и опыт, накопленный гениальным конструктором. В праздничный день, 1 мая, этот гениальный человек ушел из жизни.


    Анкетные данные


    Николай Леонидович Духов родился 26 октября 1904 года в селе Веприк Полтавской области в семье Марии Михайловны и Леонида Викторовича Духовых. В семь лет Николай стал учиться в начальной школе Веприка, а в 1914 году поступил в Гадячскую классическую гимназию, где прекрасно преподавали иностранные языки. Благодаря этому будущий генерал в совершенстве знал английский, французский и немецкий. В 1919 году гимназию преобразовали в единую трудовую школу второй ступени, а в 1920 году Николай получил диплом об ее окончании.

    В 1932 году Николай Духов окончил Ленинградский политехнический институт по специальности «конструирование и производство тракторов и автомобилей». В характеристике, выданной на студента Духова, отмечались его способности к самостоятельному мышлению. Уже тогда многие преподаватели сумели разглядеть в сообразительном выпускнике великого ученого, которому совсем скоро придется в буквальном смысле выковать для страны победу в Великой Отечественной войне. В послевоенные годы Духов трудился над секретными проектами, которые дали стране атомную и водородную бомбы. Именно эти изобретения позволили СССР на равных конкурировать с США в рамках биполярного миропорядка, основанного на принципе ядерного сдерживания.

    Николай Леонидович умер 1 мая 1964 года после непродолжительной, но тяжелой болезни — сказалась и работа над ядерным проектом (Духов был свидетелем взрыва первой советской атомной бомбы в Семипалатинске), и перегрузки военного времени. Конструктора похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.


    Трудовая биография


    После окончания института инженер Духов впервые попал на производство — рядовым сотрудником ленинградского завода «Красный Путиловец». Там он оттачивал свои природные навыки на современной технике и за несколько лет сумел пройти путь от рядового инженера до заместителя главного конструктора завода. Среди успешных проектов Духова — легковой автомобиль «Ленинград-I», приспособления для массового выпуска трактора «Универсал» и многое другое.

    Вскоре он вошел в состав группы конструкторов, которые работали над созданием первого отечественного парового железнодорожного крана. Чертежи 75-тонной машины, которая состояла из 23000 деталей, разработчики выполнили за рекордные 23 дня! Идеи Духова, воплощенные в жизнь, дали превосходный результат во время испытаний. Новый кран поднял груз весом 90 т, что было на 15 т больше проектировочной мощности.


    Сведения о родственниках


    Николай Леонидович родился в небогатой семье. Его мать, Мария Михайловна, была дочерью обедневшего помещика. Отец, Леонид Викторович, служил ротным фельдшером и за год до рождения сына поступил на сахарный завод в село Веприк, где жила тогда семья Духовых.

    После гражданской войны, несмотря на скромное положение родителей до революции, Духову пришлось столкнуться с вопросами о «неправильном» происхождении. Когда решался вопрос о зачислении молодого инженера в престижный вуз, выяснилось, что мама Николая была из дворян, а отец принадлежал к сельской интеллигенции. Только благодаря помощи своего земляка, Александра Аркадьевича Полоцкого, который занимал должность замнаркома образования Украины, Духов все-таки сумел попасть в престижный ленинградский политех.


    Личная жизнь


    Всю жизнь Духов прожил с женой Марией Александровной. У Николая Леонидовича была большая и любящая семья — дочь Зоя, внук Игорь и внучка Светлана, с которыми он любил отдыхать в недолгие минуты свободного времени.

    Но работа, призвание всегда были для него на первом месте. Конструктор понимал, как важны для обороноспособности государства его работа над первой советской атомной бомбой или новой моделью танка.

    Жена конструктора, Мария Александровна, рассказывала: «Николай очень любил театр и музыку. Казалось, он внимательно слушает музыку и смотрит балет, но это продолжалось лишь несколько минут. Потом он смотрел на сцену, но я чувствовала, что он в это время пребывает совсем в другом мире, полностью переключился на свои расчеты. Тогда я осторожно прикасалась к его руке и шепотом говорила: «Пошли домой, Коля». Еще в машине он брал ручку и прямо на театральных программках что-то записывал. Писал очень быстро, как будто боялся, что не успеет. Иногда засиживался до глубокой ночи, а закончив работать, бывало, говорил, улыбаясь: «Как хорошо, что мы сегодня оставили театр».


    Увлечения


    Интерес к конструированию и работе с механизмами у Николая проявился с самого детства. Первые «заказы» он принимал не от военного руководства, а от простых соседских ребят, когда ему едва исполнилось семь лет. Те просили его изготовить для уличных «боев» деревянные пистолеты и ружья. Мастерская Коли находилась в тесной каморке дома; там он делал разнообразные игрушки, радуя своих товарищей красивыми и похожими на оригиналы поделками.

    Подростком Николай сам мог без труда починить механические часы, сеялку, простые инструменты. А однажды, уже после окончания Гадячской мужской гимназии, он принес в сельский клуб коробку, завернутую в полотенце, и похвастался, что сумел сконструировать радиоприемник. Долго крутил какие-то ручки, рылся внутри, но «ящик» издавал только треск. Николай ужасно расстроился, побежал домой и пять дней не показывался в клубе. Когда снова появился на людях, радостно сообщил: «Уже не молчит!» и повернул ручку выключателя. Так жители Веприка впервые услышали радио.

    Изобретательность Николая Духова в молодые годы была безгранична. Тяжелая жизнь в первые годы советской власти не мешала ему находить пути для того, чтобы раздвинуть границы привычного мира не только для себя, но и для других людей. Производство радиоприемников он поставил «на конвейер». Многие его знакомые, ранее и не слыхавшие о радио, захотели иметь дома чудо-новинку. Николай раздобыл алюминиевые пластины из конторской картотеки (листового алюминия тогда не было) и приспособил их для изготовления приемников. Из пластин мастер-самоучка вырезал нужные детали и обтачивал их вручную. Изоляционные планки делал из обработанных парафином дощечек, а для постоянного конденсатора использовал фольгу от конфет.

    Позднее, будучи уже разработчиком межконтинентальных баллистических ракет с ядерным зарядом, Духов не перестанет в свободное время мастерить новые «игрушки»: холодильник, компактную электробритву, «умную» катушку для рыбной ловли…


    Враги


    По некоторым данным, многие немецкие офицеры (а, возможно, и сам Гитлер) считали Духова своим личным врагом. Во время войны ходили слухи, что фюрер хотел выкрасть гениального изобретателя и заставить его работать на вермахт. Так это было или нет — сейчас сказать почти невозможно. Однако доподлинно известно, что немецкие танкисты люто ненавидели Духова: машины, созданные по его чертежам, выдерживали немыслимые нагрузки, демонстрировали чудеса в бою и казались противнику настоящими крепостями на гусеницах.

    О врагах Духова лучше всего свидетельствует история, случившаяся в самый разгар военного противостояния. Промышленность СССР уже встала на ноги и могла поставлять на фронт машины, по мощности сопоставимые с западными образцами. Гитлеровцы тогда были вынуждены привлечь на борьбу с новыми танками зенитную артиллерию, имевшую 80-миллиметровые орудия, и выпускать для танкистов инструкции-памятки. Одна из таких инструкций как-то попала в руки конструктора, и он поначалу даже усомнился в своем знании немецкого. В листовке вермахт призывал солдат-пехотинцев храбро встретить «Духов панцер» (то есть танк Духова) и с ведрами, наполненными бензином, вскарабкиваться на танк, обливать его горючей смесью и поджигать. За такую невиданную смелость солдату гарантировался двухнедельный отпуск в Германии. Это была лучшая похвала создателю танка.

    Ну, а немецкие танкисты попросту избегали столкновений «в лоб» с детищами Николая Леонидовича: всему гитлеровскому «зверинцу» («Пантерам», «Слонам», «Тиграм») командование рекомендовало тактику засад, опасаясь за сохранность своей техники.


    Соратники


    Первые успехи Духов разделил со своими соратниками из КБ. После советско-финской войны «…за успешную работу и проявленную инициативу по укреплению обороноспособности страны» были награждены орденом Ленина главный конструктор Ж. Я. Котин, ведущий инженер проекта Н. Л. Духов и водитель-испытатель танков Н. А. Варламов. Важно отметить, что Николай Леонидович никогда не полагался только на испытателей своих машин. Для него главным принципом в танкостроении было понимание особенностей поведения танка на поле боя с точки зрения воина.

    «Я много испытал машин на своем веку, — вспоминал участник испытаний танков 30-х годов офицер И. И. Колотушкин, — но такого коллектива никогда не видел. Иным разработчикам толкуешь, толкуешь о замеченных недостатках в машине, а они с пеной у рта защищают свое изобретение, стараясь доказать безгрешность конструкции. Духову и его помощникам стоит только слово сказать, и они тотчас же постараются выяснить, не конструкция ли виновата».

    Николая Леонидовича можно было часто увидеть на полигоне, в танковом шлеме, увлеченно спорящим с испытателями. В воспоминаниях соратников Духов остался настоящим романтиком «стальных машин, где дышит интеграл». Любой чертеж он видел «насквозь», обладал ясным аналитическим складом ума и брался решать такие задачи, которые другим казались невозможными.

    В 1948 году он был привлечен к работам в советском атомном проекте и стал заместителем главного конструктора КБ-11 (Арзамас-16) Юлия Борисовича Харитона. Возглавляя конструкторский сектор, Духов руководил разработками первого отечественного плутониевого заряда и предлагал высшему руководству варианты конструкции атомной бомбы.

    Во время секретного «атомного проекта» Н. Л. Духов установил тесные деловые связи с большим количеством главных и генеральных конструкторов авиационного и ракетного оружия: А. И. Микояном, В. Н. Челомеем, С. П. Королевым и другими. Роль Николая Леонидовича в создании первых образцов ядерного оружия была чрезвычайно велика. Вместе со своими товарищами по работе он очень много сделал, чтобы под общим руководством Игоря Васильевича Курчатова приблизить день ликвидации американской монополии на ядерное оружие.


    Слабости


    Из обычных человеческих слабостей у Духова можно отметить только его не всегда оправданную тягу к риску, которая возникала из желания как можно скорее поделиться творческим успехом с другими людьми.

    Разработчик автоматики подрыва ядерных боезарядов Николай Леонидович Духов был чрезвычайно везучим и рисковым человеком. Как-то раз, получив большую премию за разработку компонентов к новой атомной бомбе, он поехал в автомагазин на Бауманской, чтобы купить себе «Волгу». Кассир пересчитала деньги и сказала: «У меня мелочи нет. Возьмите на сдачу лотерейные билеты». Духов сразу согласился и купил несколько. Каково же было его удивление, когда через некоторое время он сверил номер одного из билетов и обнаружил, что выиграл… еще одну «Волгу»! А сколько раз он подавал с помощью друзей свои неординарные идеи на утверждение Сталину, не имея ни малейшего представления, чем для них могут закончиться такие «эксперименты»...


    Сильные стороны


    Среди сильных сторон Николая Духова коллеги отмечали в первую очередь высочайший профессионализм и требовательность к себе, выдержку, хладнокровие. В годы Великой Отечественной войны он показал себя вдумчивым аналитиком и кропотливым доводчиком: например, ему ничего не стоило полностью переделать целый чертеж, если вдруг находилось новое, более простое решение.

    В летописи Челябинского тракторного завода о Духове написано следующее: «Николая Леонидовича по силе конструкторского таланта можно было сравнить с такими виднейшими конструкторами страны, как Швецов, Поликарпов, Яковлев. Ни одна ошибка не ускользала от его слегка прищуренного, спокойного взгляда. Духов не только выдвигал новые оригинальные технические идеи, он добивался претворения их в жизнь поистине военными темпами».


    Заслуги


    Перечислять заслуги Николая Духова можно очень долго. Это один из «отцов» отечественного военного машиностроения; человек, внесший огромный вклад в создание первой советской атомной бомбы. За свои заслуги генерал-лейтенант инженерно-технической службы Духов был трижды награжден званием Героя Социалистического Труда. Среди его многочисленных наград есть даже полководческий орден Суворова II степени, которого в годы войны удостаивались только боевые генералы. За разработки в области ядерного оружия и новаторские решения в танкостроении он пять раз становился лауреатом Сталинской премии.

    Память о Духове увековечена в названии одной из улиц Полтавы, в его родном селе Веприк установлен бюст, а в Челябинске на здании, где в годы Великой Отечественной войны жил Н. Л. Духов, установлена мемориальная доска. 15 декабря 2003 года в галерее ученых ЮУрГУ был открыт бюст Н. Л. Духова.

    К 100-летнему юбилею со дня рождения Н. Л. Духова по заказу его родного института издательством «Марка» выпущена юбилейная марка, а на Московском монетном дворе изготовлена памятная медаль «100 лет со дня рождения Н. Л. Духова».


    Компромат


    Николай Духов был настолько увлечен своими конструкторскими проектами, что часто игнорировал сложную политическую обстановку, в которой ему приходилось творить. Сталин постоянно следил за Николаем Леонидовичем, оберегая своего танкового Кулибина как зеницу ока, часто подозревал полиглота Духова в намерении сбежать за границу. Однажды, будучи в Киеве, Духов тайно договорился со своей «охраной», чтобы, как он утверждал, в одиночку съездить на денек-другой на родину в Веприк. Тем временем Иосифу Виссарионовичу стало известно о «сговоре», и он отдал приказ расстрелять охранников Духова. Предотвратить их неминуемую смерть помогла личная просьба известного конструктора, который упросил Сталина не казнить «провинившихся» офицеров.

    C 14 лет Духов работал секретарем Вепричского комитета бедноты, с 1921 года — агентом продотряда. Там он вел перепись, которая служила сельскому совету основанием для определения продналога, который советская власть ввела в связи с переходом от военного коммунизма к НЭПу. Во время продразверстки члены комбедов и агенты продотрядов насильно изымали у крестьян хлеб, в результате чего возникали очаги вооруженного сопротивления. Зажиточные крестьяне и середняки ненавидели обнаглевших от безнаказанности комбедовцев, которые использовали все возможность поживиться за счет других. На местах изымались не только имевшиеся в хозяйствах излишки, но очень часто и весь семенной фонд и сельхозпродукты, необходимые для питания самого крестьянина.


    KM.RU 1 мая 2008


    Добавить комментарий к статье




    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru