Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно
  • Информация о Японии для путешественников
  • Гонконг - рай для туристов
  • Виктор Васнецов (Viktor Vasnetsov)

  • Биография Васнецова
  • Виктор Михайлович Васнецов
  • Новости
  • Художники-передвижники
  • Биографии художников
  • Российские художники
  • Тельцы (по знаку зодиака)
  • Знаменитые Викторы


  • Добавить отзыв о человеке

    15 мая 160 лет назад родился замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Перу этого выдающегося живописца принадлежат такие известные картины, как «Аленушка» (1881), «Богатыри» (1881-98), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). На полотнах Васнецова легенды и мифы древней Руси приобретают почти историческую достоверность. «Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки и повествования бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности», - писал Васнецов о своем творчестве. А это и есть показатель по-настоящему великого произведения.


    Анкетные данные


    Виктор Михайлович Васнецов родился в многодетной семье сельского священника. «Происхождение моей фамилии совершенно русское, как и я сам, от имени живущего в нашей стороне Василия… Васи — Васины дети, Васинцы, Васнецовы», — так рассказывал о своей семье Виктор Михайлович.

    Все детство будущий художник провел в селе Рябово Вятской губернии. Васнецов рано начал рисовать, ведь в Вятской губернии тогда жили мастера народных промыслов, у которых начинающему живописцу было чему поучиться. «Я жил среди мужиков и баб, - вспоминал Васнецов, - и любил их не «народнически», а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». С юных лет Виктор интересовался фольклором, эпическими сказаниями, историей родной земли. Васнецов участвовал не только в отечественных, но и в зарубежных выставках: в Лондоне, Париже (1900 г.), в Риме, в Мальмё (Швеция). За работы по украшению Владимирского собора художник был удостоен звания профессора живописи, а в 1893 году Васнецова избирали действительным членом Императорской Академии художеств.

    Умер Виктор Михайлович 23 июля 1926 года от разрыва сердца. Смерть его была тяжким ударом для всех ценителей русского искусства. Художника похоронили на Введенском кладбище.


    Трудовая биография


    Васнецов как сын священника по сложившемуся обычаю сам также должен был стать священником, поэтому в 1858 году он поступил в Вятское духовное училище, а в 1862 - в Вятскую духовную семинарию, откуда ушел в 1867 году из предпоследнего (философского) класса. Проучившись девять лет в духовных школах, куда детей священников принимали бесплатно, Виктор Михайлович глубоко изучил православную традицию и символику, однако священником так и не стал. Молодого семинариста все больше увлекает живопись с натуры. Его можно часто увидеть в людных местах, в городе, на рынках рисующим бесконечные наброски, «типы», характеры. Васнецов использует каждую свободную минуту, чтобы совершенствовать свои навыки, рисует с увлечением.

    Художника даже приглашают поработать над украшением вятского кафедрального собора. А в 1866-1867 годах Васнецов выполнил 75 рисунков на темы русских народных пословиц и поговорок для «Собрания русских пословиц» этнографа Николая Трапицина. Книга так и не вышла, но Васнецов бережно сохранил свои рисунки. В 1912 году они были изданы в роскошном альбоме под названием «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М.Васнецова» и имели большой успех.

    Тогда же он написал свои первые работы маслом - «Молочница» и «Жница». Картины успешно были проданы на аукционе. Молодой автор получил за них 60 рублей и с разрешения отца отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Чтобы заработать денег на жизнь, Васнецов дает частные уроки рисования, иллюстрирует различные издания.

    В 1867-1868 годах Васнецов занимался живописью в школе при петербургском Обществе поощрения художеств под руководством И.Н.Крамского. Первые картины Васнецова – «Нищие», «Чаепитие», «Рабочий с тачкой», «Старуха кормит кур», «Дети разоряют гнезда» - были впервые показаны в 1872-1874 годах на выставках Общества поощрения художеств. В конце 1860-х с Васнецовым произошел курьезный случай - после сдачи экзаменов в академию художник просто не понял, что был принят по результатам экзамена, и пропустил целый год учебы.

    Поступив в академию, Васнецов учится у известных живописцев: П.В.Басина, В.П.Верещагина и П.П.Чистякова. С 1875 года живописец, вынужденный зарабатывать себе на жизнь, покидает стены академии. Позднее он так объяснял причину своего ухода: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались».

    С 1878 года начинается новый этап в жизни Васнецова. Теперь он становится членом знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок. Передвижники выступали за свободное искусство, отличались особенным вниманием к деталям быта. В картинах этого периода можно увидеть горькую иронию, а подчас и негодование художника реалиями современного ему общества. Среди героев его картин — петербургская беднота, мещане, люди, не нашедшие себя в жизни.

    Постепенно в творчестве Васнецова намечается переход от своеобразной приземленности передвижников к прообразу стиля модерн с его монументальным размахом. Здесь живописец обращается к историческим и былинным сюжетам. Васнецов пишет свои ставшие классическими полотна «Витязь на распутье» (1882), знаменитую «Аленушку» (1881), «Иван Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898).

    Война 1914 года для Виктора Васнецова стала глубоким потрясением. Он неустанно создавал в военные годы произведения патриотического характера. Написал картины «Архангел Михаил» и «Один в поле воин». Принял активное участие в базаре «На помощь жертвам войны», выполняя рисунки для плакатов и открыток (открытых писем). Участвовал на выставке 1914 года в Москве «Художники — товарищам воинам».

    После Октябрьской революции 1917 г. Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кащей Бессмертный» (1917—1926). Фасад Третьяковской галереи выполнен по его рисункам.


    Сведения о родственниках


    Отец художника, Михаил Васильевич, происходил из древней вятской фамилии Васнецовых. По традиции в семье священника было много детей. Семья Васнецовых жила скромно, по деревенским меркам их можно было назвать середняками. Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей, из которых Виктор был вторым. Бабушка Ольга Александровна в молодости увлекалась живописью и сумела передать свой интерес внуку. Будущий художник просто не мог отвести глаз, когда бабушка открывала крышку старого сундучка, где хранились старые краски, перья и кисти.

    Позднее Виктор Михайлович часто говорил: «…Первые настоящие картины мы с Аполлинарием увидели в доме нашей бабушки, к которой наш отец возил «на поклон», чуть только приедем из семинарии… все под стеклом, в золотых рамах, висели чинно в несколько рядов, заполняя стены гостиной… Мы гордились талантом бабушки».

    Младший брат Виктора Михайловича - Апполинарий также стал известным художником. В 1866 году скончалась его мать, а в 1870 – отец. После смерти родителей Виктор Васнецов некоторое время вынужден был бороться с нуждой, чтобы заботиться о своей большой семье. Виктор был на восемь лет старше Аполлинария, и, когда не стало родителей, он уже учился в петербургской Академии художеств. Приехав на родину по случаю похорон, Виктор увидел талантливые рисунки брата и понял, что и его брата в будущем ожидает слава настоящего мастера. «Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки! - вспоминал о братьях-художниках выдающийся певец Федор Иванович Шаляпин, лично знакомый с семьей Васнецовых. - Выходят из Вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри. Такими именно были братья Васнецовы. Не мне, конечно, судить, кто из братьев, Виктор или Аполлинарий, первенствовал в живописи. Лично мне был ближе Виктор».


    Личная жизнь


    Личная жизнь Виктора Михайловича сложилась удачно. Как-то раз во время поездки в родные края он познакомился с курсисткой Сашей Рязанцевой, которая принадлежала большому вятскому роду фабрикантов на Косе. Она закончила вятскую гимназию и первые врачебные курсы в Петербурге. После нескольких лет знакомства, в 1878 году, Виктор Михайлович Васнецов обвенчался с Александрой Владимировной Рязанцевой. Семью художник строил по подобию отцовской, патриархальной семьи. Целых полвека прожил Васнецов в счастливом семейном согласии.

    Семья у Васнецовых всегда была большая. Современники художника часто вспоминали, как на первом этаже в гостиной его московского дома-терема собирались супруги Васнецовы, все пятеро детей, гости, друзья и многочисленные родственники.


    Враги


    Многие полотна художника критики восприняли очень недоброжелательно. Слишком велик были масштаб работ. Так, когда в 1880 году художник завершил свою первую картину на историческую тему – «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), на него обрушился целый шквал негативных отзывов.

    Рецензент в «Московских ведомостях» писал: «Картина производит с первого раза отталкивающее впечатление, зрителю нужно преодолеть себя, чтобы путем рассудка и анализа открыть полотну некоторый доступ к чувству. Это потому, что в нем слишком много места отведено «кадаверизму» (то есть воспеванию трупов)».

    В начале 20-го века имя Васнецова приобрело широкую известность. Росло количество его подражателей, и создался так называемый «васнецовский стиль», мало имеющий общего с истинным направлением художника и глубоко его огорчавший. Васнецову было неприятно видеть, как подражатели превращают его творческий метод в примитивный «лубок» по мотивам народных сказок. Васнецов также выступал резко против радикальных «западнических» тенденций, которые набирали силу в русском обществе начала века.


    Соратники


    Одним из близких соратников художника стал известный меценат, богатый промышленник Савва Иванович Мамонтов. В его имении под Москвой Абрамцево сложился кружок русской творческой интеллигенции. Благодаря помощи Мамонтова Васнецов написал множество замечательных картин, многие из которых сейчас можно увидеть в собрании Третьяковской галереи.

    Ценителем творчества Васнецова был писатель Максим Горький. «Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта… А сколько у него еще живых, красивых, мощных сюжетов для картин! Желаю ему бессмертия», - восторженно писал он о художнике, в творчестве которого видел подлинное выражение народного духа.


    Слабости


    Знакомые художника отмечали, что в молодости Васнецов был очень застенчив, если не сказать боязлив. Например, после вступительных испытаний в академии он даже не стал искать свою фамилию в списках зачисленных абитуриентов, так как был уверен, что его художества не произведут никакого впечатления на именитых профессоров. Каково же было его удивление, когда на следующий год он вдруг выяснил, что уже давно стал студентом!


    Сильные стороны


    Гениальные способности художника проявились уже в раннем детстве. «Начал я рисовать с самого раннего детства, — вспоминал Виктор Васнецов впоследствии, — и в самом первом детстве рисовал больше корабли и морские сражения — это за тридевять-то земель от всякого моря. Потом пейзажи и людей (крестьян и проч.) по воспоминанию…»

    Не оставался художник в стороне и от социально-политических проблем. Его очень беспокоило распространение бездумного подражательства Западу в среде российской интеллигенции. «И не страшна была бы подлинная иноземщина, – писал он, – если бы наши иноземствующие головотяпы всеми силами, до безумства, не поддерживали ее! Да, бедняги и сами не замечают, что лезут в рабскую петлю... С этим помрачением русских умов надо бороться без устали и всеми силами!..»


    Заслуги и провалы


    Среди других крупных свершений Васнецова — роспись Владимирского собора в Киеве (1885-1896 гг.). Здесь художник выступает как новатор, во многом обновляя канонические изображения. В религиозных образах отчетливо проступает своеобразный «васнецовский» стиль, в котором точная реконструкция древнерусского декоративного искусства причудливым образом сочетается с оригинальными разработками художника.

    «Противоположения жанра и истории, — писал Васнецов, — в душе моей никогда не было, а стало быть, и перелома или какой-либо переходной борьбы во мне не происходило... Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах... в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим... Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».

    По чертежам Васнецова исполнены некоторые архитектурные работы, в том числе церковь в Абрамцеве, фасады Третьяковской галереи, Музея Цветкова.

    Некоторые исследователи обращают внимание, что работы Васнецова на религиозную тему далеко не во всем соответствуют выработанным за тысячелетия канонам, что, конечно, ни в коей мере не умаляет их огромную художественную ценность.


    Компромат


    Васнецов был членом ультраконсервативной организации «Союз русского народа».

    В ответ на предложение вступить ее ряды он писал: «По существу я не имел бы ничего против; но дело в том, что на моей ответственности на долгие годы лежит столь серьезная художественная задача, что я все свои духовные и физические силы обязан сосредоточить на выполнении ее. Кроме того, работы эти, мне кажется, вполне соответствуют тем задачам, выполнение которых поставило себе целью «Русское собрание…».

    Основными целями этой массовой партии были противодействие революции и распространению либеральных взглядов среди широких слоев населения. Пропаганда черносотенцев способствовала росту антисемитских настроений, что в конце концов привело к волне погромов и террористических актов.

    «Черная сотня» заслужила печальную репутацию погромами 1905 года. Справедливости ради следует отметить, что вспышки массового насилия произошли еще до образования «Союза русского народа», хотя многие будущие его члены принимали в погромах активное участие. В последующий период орудием черносотенного террора стали боевые дружины «Союза русского народа» и других крайне правых организаций.


    Досье подготовлено по материалам СМИ
    KM.RU 15 мая 2008


    Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2014-03-13. Бронзовый портрет Ильи Репина выставят на торги в Нью-Йорке
    Выполненный из бронзы «Портрет И.Е. Репина» Виктора Васнецова выставят на аукцион Christie’s, посвященный русскому декоративно-прикладному искусству. Как сообщается в поступившем в «Ленту.ру» пресс-релизе, работа станет топ-лотом торгов, которые пройдут в Нью-Йорке 9 апреля 2014 года.

    2012-05-17. В столичном храме нашли фрески кисти Васнецова
    В Церкви Рождества Иоанна Предтечи под слоями поздней живописи были обнаружены фрески, которые, предположительно, принадлежат кисти художника Виктора Васнецова. Об этом сообщил представитель пресс-службы Мосгорнаследия.

    2011-11-28. Неизвестная картина Васнецова установила рекорд на аукционе
    Картина Виктора Васнецова "Богатырь" продана за рекордные 1,718 миллиона долларов, сообщается в пресс-релизе аукционного дома Christie's, поступившем в "Ленту.ру". Картина была написана в 1920 году и ранее никогда не попадала на аукционы. Более того, она не выставлялась на публике и с момента написания хранилась у одного владельца.




  • Биография Васнецова
  • Виктор Михайлович Васнецов
  • Новости
  • Художники-передвижники
  • Биографии художников
  • Российские художники
  • Тельцы (по знаку зодиака)
  • Знаменитые Викторы



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru