Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайная статья

Интересно
  • Информация о Испании
  • Чехия. Хоббитания в центре Европы
  • Наталья Гундарева. Самая любимая

  • Биография Гундаревой
  • "Сладкая женщина"
  • И жизнь, и слезы, и любовь...
  • Женщина, не успевшая постареть
  • "Мне лучше муки адовы. Я к ним привыкла"
  • Горький привкус жизни сладкой женщины
  • Фотографии Гундаревой
  • Российские актеры
  • Биографии актеров
  • Люди с фотографиями
  • Девы (по знаку зодиака)
  • Знаменитые Натальи
  • Кто родился в Год Крысы


  • Утром 15 мая в больнице святого Алексия в возрасте 56 лет умерла Наталья Гундарева - актриса театра и кино, народная артистка России. Она не была ослепительной красавицей, затмевающей всех одним своим появлением на экране. Но именно ей удалось занять в сердцах советских и российских кинозрителей безусловное место "народной любимицы", потому что ее героини никогда никого не оставляли равнодушными. Она не появлялась на публике с 2001 года, с тех пор, как перенесла тяжелый инсульт. Казалось, болезнь отступила, и все надеялись, что Наталья Гундарева вернется в театр. Но надежды не сбылись.


    Театральная порода


    Наталья Георгиевна Гундарева родилась в обычной московской семье. Отец - инженер, мать - инженер-проектировщик. Любовь к театру передалась дочери от матери - та в свободное время играла в самодеятельном театре своего института. Сначала Наталья Гундарева играла в школьном драмкружке, а в 8-м классе записалась в театр при городском Дворце пионеров. Но в качестве актрисы никогда себя не рассматривала, считая, что театр - это не для нее, вроде, мол, и весело, но внешность особых надежд не внушает, так что будем реалистами.

    В 10-м классе она перешла в вечернюю школу и устроилась работать чертежницей в конструкторское бюро, готовясь пойти по стопам матери и стать проектировщиком. В 1967 году начала сдавать вступительные экзамены в МИСИ и, скорее всего, поступила бы. Но как это порой бывает, вмешался случай. В результате СССР потерял будущего инженера средней руки, но вместо этого обрел в полном смысле слова народную артистку.

    Друг Натальи Виктор Павлов, знавший Гундареву по любительской сцене и считавший, что у нее настоящий драматический талант, уговорил девушку бросить мысли о карьере проектировщицы и вместо этого пойти в актрисы. Уговаривал он ее долго, но в итоге своего добился - она долго отмахивалась от его предложений, но потом согласилась "пойти попробовать", скорее из любопытства, нежели всерьез.

    В том 1967-м году конкурс в "Щуку" (Театральное училище имени Щукина) был огромен - 250 человек на место. Но из множества претенденток комиссия все же отобрала Гундареву, смотревшуюся, по сравнению с писаными красавицами, несколько невыигрышно. Комиссия, правда, долго сомневалась - а стоит ли? И крупновата она, и пластики в ней особой нет... Но председатель комиссии, любимый всеми детьми СССР Джузеппе из "Приключений Буратино" Юрий Катин-Ярцев, поставил точку в споре - да, полновата, но это не главное. Внимательный глаз представителя старинного дворянского рода моментально распознал то, что другим редко дано увидеть - породу.

    У него на курсе Гундарева и училась. Среди ее однокурсников были будущие звезды - Юрий Богатырев, Наталья Варлей и Константин Райкин. А прогноз Катина-Ярцева подтвердился еще в училище. На втором курсе Гундарева блестяще сыграла Донну Платоновну из "Воительницы" Лескова. После чего, как рассказывают, ректор Щукинского Борис Захава воскликнул: "Гундаревой уже нечему учиться - пора на сцену".

    В 1971 году, когда она окончила училище, ей предложили работу сразу четыре московских театра: МХАТ, "Современник", театр имени Вахтангова и театр имени Маяковского. Гундарева выбрала последний и осталась в нем на всю жизнь, о чем никогда не жалела. Сначала играла эпизоды и небольшие роли: дочь Ванюшина Катю в "Детях Ванюшина", Василису Одинцову в "Марии", Варьку в "Думе о Британике".

    К началу 1970-х годов относится и ее дебют в кино. Сначала она снималась в массовках, позже ее друг, все тот же Виктор Павлов, помог ей с ролью буфетчицы Надюшки в фильме Виталия Мельникова "Здравствуй и прощай". Затем последовали роли в фильмах "Ищу человека" и "Осень".

    В 1974 году в театре имени Маяковского состоялась премьера спектакля "Банкрот", где Гундарева сыграла роль Липочки. Премьера сразу стала театральной сенсацией и произвела фурор. Затем последовала роль в телеспектакле "Трактирщица", а далее звездная роль Ани Доброхотовой в фильме Владимира Фетина "Сладкая женщина". В 1977 году фильм занял десятое место в советском прокате и собрал аудиторию в 32 миллиона зрителей. Тогда же журнал "Советский экран" провел опрос, по результатам которого Наталья Гундарева была названа лучшей актрисой года - это звание она будет получать еще трижды, в 1981, 1985 и 1990 годах.


    Самая любимая женщина


    В 1977 и 1978 годах она одновременно снялась в трех лентах на "Мосфильме", в двух кинофильмах на "Ленфильме", в одном фильме на "Беларусьфильме" и сразу в пяти телевизионных лентах. Можно сказать, что в 1970-е годы в кино наступила эпоха Гундаревой.

    В 1981 году на экран вышел фильм Юрия Егорова по сценарию Аркадия Инина "Однажды двадцать лет спустя". История о встрече одноклассников, каждый из которых добился своего места в жизни, настолько "зацепила" страну, что на фильм ходили не по одному разу. И в первую очередь - из-за Гундаревой. Как и в другом фильме, появившемся приблизительно в то же время, "Москва слезам не верит", страна увидела на экране одновременно и себя нынешнюю и свои мечты. Но "Москва" была все же современной сказкой о Золушке, с фирменной меньшовской чертой - обилием мелких реалий-деталей, типа варенья в тазу, "Бэсамэ мучо" из радиолы и томика Ремарка на коленях в метро. Историей про строгую даму с красавицей дочкой, которая любила-любила, да и нашла свое счастье, эхом отозвалась в душе представителей советского среднего класса больших городов, потому что этот класс именно такую сказку и хотел видеть - чтоб все как в жизни, но чтоб и все как в кино.

    А вот "Однажды двадцать лет спустя", несмотря на некоторую "сказочность" названия, оказалось больше жизнью, чем сказкой. Да, в реальности таких классов, в которых были бы военные моряки с орденом, завхозы секретных космических институтов, актрисы детского театра и ведущие телепередачи, было маловато. В большинстве своем половина выпуска 1960-го года растворилась на просторах великой родины: кто-то уехал на Дальний Восток и не писал, кто-то - на Ближний (и не писал тем более), кто-то сел или спился, и только единицы выбились в люди, купили "Жигули", надели кожаные пиджаки и обросли новым кругом знакомств из ресторана ВТО или Дома Актера - об одноклассниках как-то не вспоминали.

    Не сыграй в этом фильме Гундарева - про ленту помнили бы только историки кино. Но роль старосты класса Наденьки - про которую все думали, что она добьется гораздо большего, чем все из ее класса, а оказалась на самом деле самой обычной женщиной - превратила немного ходульную "сиропную" историю из разряда "От всей души" в маленький шедевр. Умница Наденька не достигла ничего - не стала ни ученым, ни актрисой. Зато она стала просто мамой.

    Слова "мать-героиня" в эпоху застоя, когда власть говорила одно, а в жизни вела себя по-другому, воспринимались с легкой, едва заметной усмешкой. Строчки из стихотворения Сергея Михалкова "А этот орден носит мать, спасибо скажем ей" поколению, которому в 1980 году было 37, на душу ложились не очень. Во-первых, хотелось пожить для себя и как-то реализоваться. Во-вторых, глухая статистика разводов, порой выплескивавшаяся на страницы "Комсомольской правды", свидетельствовала о том, что в стране грядет новое поколение - дети с "воскресными папами". Куда ближе и понятнее в те годы была песенка "У меня сестренки нет, у меня братишки нет".

    И тут на экране появилась настоящая, без фальши, мать-героиня. Просто мама. Наталья Гундарева с ее ямочками на щеках и смешинками в глазах. С кучей рыжих (непременно рыжих!) сорванцов и дочек. С мужем, который внешне не орел, но зато мужик. И просто с любовью. Мама, замотанная постоянной стиркой и глажкой, мама, делающая из своего нового платья костюм для дочки, мама, спокойно информирующая папу, что дочка скоро выйдет замуж. И в глазах у мамы светилось не яркое 18-летнее счастье, а понимание нехитрой истины - была бы любовь, остальное приложится.

    Страна оторопела. Женщины украдкой в полутьме зала смахивали слезу, мужчины скептически ухмылялись, но втайне завидовали. Половина населения СССР была в нее просто влюблена. Не в ослепительный блеск Алферовой, не в хрупкую юность Симоновой, не в симпатичные глаза Яковлевой, а в осанистую красу и невозможное обаяние Гундаревой.

    Эта нежность, непосредственность, теплота и понимание, приправленные смешинкой, проходили сквозь все ее фильмы. Будь это история про селянку Катю, которую судьба не раз обманывала, но все же сделала ей подарок, или про ткачиху Веру Голубеву, которая дарит подругам счастье - где бы ни появлялась на экране Гундарева, зритель верил ей безоговорочно, потому что первой, неосознанной реакцией было изумление - я знаю точно такую же!

    Слова Пушкина "Глаза, одни глаза. Да взгляд... такого взгляда уж никогда я не встречал" относятся к Наталье Гундаревой в полной мере. Ее глаза неповторимы и тем более необъяснимы. Они всегда притягивали и завораживали. Гундарева очень тонко чувствовала слезы, боль, страх, слабость и смятение. По мнению критиков, именно эти чувства тайно гнездились в основах ее игры, благодаря чему аудитория ощущала полную сопричастность ее силе, поражениям и победам.


    Кому подвластны любые роли


    Есть разные актеры - одних обожают, другими восхищаются, третьих уважают. А есть те, кого любят, любят не за что-то или почему-то, а просто за то, что они есть. Гундареву любили. Она всегда была человеком публичным и контактным, но одновременно была очень замкнутой, решительно пресекала малейшую попытку журналистов узнать что-либо о ее личной жизни. "Моя личная жизнь никого не должна интересовать, - говорила она часто. - Я актриса, и меня должны судить по моей работе". Именно поэтому она была настоящей звездой - не из тех, что вспыхивают ярко и озаряют небо, а той, что ровным светом светит всегда.

    Она была великой актрисой, бесподобно умела выразить узнаваемость типажа, точно передать образ, подробности характера и малейшие нюансы чувства. В фильме Эльдара Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово" ей досталась небольшая роль Жужу - и она украсила ее, гениально сыграв эпизод, в котором ее предупреждают, что не пустят на квартиры полка. "Это меня не пустят?", - искренне удивляется Жужу, и зритель удивляется вместе с ней - действительно, как же может быть иначе?

    У Карена Шахназарова в фильме "Зимний вечер в Гаграх" Гундарева сыграла властную и капризную звезду - полную противоположность тому, чем она была в жизни. Прототип героини Гундаревой узнавался достаточно легко. Но, как рассказывают, сама примадонна советской эстрады, посмотрев фильм, одобрительно усмехнулась. Даже в эту, не слишком положительную роль Гундарева сумела внести свое обаяние, разыграв сцену с Евгением Евстигнеевым так, что у обоих героев на мгновение возникло друг к другу не только профессиональное уважение, но и теплое человеческое чувство.

    На театральной сцене в тот же период Гундарева сыграла Люську в "Беге" и Катерину Измайлову в "Леди Макбет Мценского уезда". Последняя роль считается лучшей работой Гундаревой на театральной сцене. В 1986 году актрисе присвоили звание заслуженной артистки РСФСР, а в 1989 году наградили государственной премией СССР.

    18 июля 2001 года Наталья Гундарева была доставлена в Институт имени Склифосовского. Обширный ишемический инсульт поразил дыхательный центр коры головного мозга, что привело к нарушению дыхательной и сердечной деятельности. Две недели актриса находилась в коме. Ее состояние было крайне тяжелым, и врачи просто опасались делать какие-либо прогнозы. После первого, самого тяжелого периода, появилась надежда на выздоровление, но недуг не отпускал ее. Чуть оправившись после болезни, Гундарева взялась за работу над книгой. Актриса хотела вернуться на театральную сцену и в кино, но врачи временно запретили ей играть.

    Судьба отмерила Наталье Гундаревой очень мало: она не дожила до 57 лет. Когда с ней случилось несчастье, то страна приняла боль актрисы как свою. Люди звонили, писали письма, присылали деньги, молились за ее выздоровление. И объяснимо это было только одним - инстинктивной потребностью помочь силой народной любви актрисе, которая несколько десятилетий дарила с экрана любовь всем зрителям без исключения.


    Сергей Карамаев
    Lenta.ru 16.05.2005
    Самая любимая


    Добавить комментарий к статье



  • Биография Гундаревой
  • "Сладкая женщина"
  • И жизнь, и слезы, и любовь...
  • Женщина, не успевшая постареть
  • "Мне лучше муки адовы. Я к ним привыкла"
  • Горький привкус жизни сладкой женщины
  • Фотографии Гундаревой
  • Российские актеры
  • Биографии актеров
  • Люди с фотографиями
  • Девы (по знаку зодиака)
  • Знаменитые Натальи
  • Кто родился в Год Крысы



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru