Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Евгений Шварц. Волшебник, победивший дракона


Биография Шварца
Печальный сказочник
Рыцарь по призванию
Русские писатели
Биографии писателей
Весы (по знаку зодиака)
Знаменитые люди по имени Евгений

21 октября 1896 года родился Евгений Львович Шварц


Этот удивительный писатель, драматург по-новому пересказал для нас старые сказки и сочинил свои собственные, не менее увлекательные.


НА одном писательском собрании Шварц между прочим сказал: «Конечно, никому не возбраняется втайне, в глубине души надеяться, что он недурен собой и что кто-нибудь, может быть, считает его красивым. Но утверждать публично «я — красивый» — непристойно. Так и пишущий может в глубине души надеяться, что он писатель. Но говорить вслух «я — писатель» нельзя. Писатель — слишком высокое слово...» Он так действительно думал и никогда не называл себя писателем.

Евгений Львович Шварц был художником во многих отношениях уникальным в своем роде. Больше всего он писал для театра, был удивительным мастером слова, истинно поэтического, неповторимого в своей жизненной наполненности. Он писал и для взрослых, и для детей. Однако во всех случаях, даже когда обращался к ребятам, к нему внимательно прислушивались и старшие. В свою очередь, все, что Шварц создавал для взрослых, оказывалось, несмотря на свою глубину, доступным детскому пониманию. Он был одним из самых жизнелюбивых писателей своего времени.

Уже не одно поколение юных зрителей выросло на «Золушке», снятой Надеждой Кошеверовой в 1947 году, — с очаровательной Яниной Жеймо, Алексеем Консовским, Эрастом Гариным, Фаиной Раневской. Сегодняшний зритель наверняка вспомнит захаровские фильмы «Обыкновенное чудо» и «Убить дракона», в которых остро отточенное шварцевское слово по-особому заблестело в исполнении звезд отечественного кино.

В большую литературу Евгений Шварц вошел не сразу. Родился он в Казани. Проведя детство в Майкопе, после окончания гимназии в 1914 году поступил на юридический факультет Московского университета. Однако творческая натура жаждала иного вида деятельности. Молодой человек увлекся театром. Его актерская карьера продолжалась недолго — с 1917 по 1921 год.

Первой женой будущего писателя была актриса Гаянэ Халаджиева, в просторечии — Ганя, маленькая женщина, шумная, экспансивная. Она долго противилась ухаживаниям Шварца, не соглашаясь выйти за него. Однажды, в конце ноября, поздно вечером, шли они в Ростове по берегу Дона, и молодой человек уверял девушку, что по первому слову выполнит любое ее желание.

«А если я скажу: прыгни в реку?» — спросила она. Шварц немедленно перескочил через парапет и прыгнул с набережной в воду, как был — в пальто, шапке, в калошах. Она подняла крик, и его вытащили. Этот прыжок убедил Гаянэ — она вышла за Евгения замуж.

В октябре 1921 года Шварц вместе с женой и труппой маленького ростовского театрика из смутных тяготений к культуре покинули родной хлебный Ростов и, захватив свои убогие раскрашенные холсты, перекочевали навсегда в чужой голодный Питер. В годы Гражданской войны каждый город России превратился в маленькие Афины, где решались коренные философские вопросы, без конца писались и читались стихи, создавались театры — самые «передовые» и левые, ниспровергавшие все традиции и каноны. Конечно, театрик, где актером работал Шварц, оказался чрезвычайно неустойчивым и скоро распался.

Тогда Женя потянулся к литературе. Он как-то сразу, с первых дней, стал своим во всех петроградских литературных кружках. Он служил сначала секретарем у Корнея Чуковского, затем сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Еж». В 1923 году в газете «Кочегарка», издававшейся в городе Бахмут, появились первые фельетоны и сатирические стихи начинающего писателя.

Первая отдельная книга Шварца — сборник стихов «Рассказ старой балалайки» — появилась лишь в 1925 году. Вдохновленный этим успешным дебютом, писатель посвятил детям сказку для театра «Ундервуд», пьесу «Клад» о «юных разведчиках народного хозяйства».

В то время Женя Шварц был худощав и костляв, носил гимнастерку, обмотки и красноармейские башмаки. Никакой другой одежды попросту не было, а эта осталась со времен службы в продотряде. У бывшего бойца не хватало двух верхних передних зубов, и это тоже была память о продотряде: ночью, в темноте, он споткнулся, и ствол винтовки, которую он держал перед собой в руках, заехал ему в рот.

В 30-е годы появились переложения сюжетов Андерсена: «Принцесса и свинопас», «Красная шапочка», «Золушка», «Снежная королева». Под пером Шварца персонажи не просто становятся более «живыми». Они органично сочетаются с реальным миром. Автор совмещает сказочную поэтику с какими-то бытовыми деталями своего времени и делает это столь искусно, что зритель, читатель безоговорочно принимает героев, нисколько не сомневаясь в их подлинности. Привычные стереотипы меняются, и все соглашаются с новыми условиями сказочного быта. И в этом плане заслуга Шварца как новатора в пересказе сказочных сюжетов неоценима.

«А еще корону надел!» — возмущается мачеха в адрес короля. Такое поведение «на манер тети Маруси из соседнего двора» не свойственно сказочным персонажам, но зато как подобные детали оживляют действие!

Осталось неизвестным — стала ли толчком гнетущая атмосфера диктаторского строя к созданию замечательной трилогии («Голый король», «Тень», «Дракон») или это было просто продолжение пересказов Андерсена. Да сие и не важно. Вот как сказал о книге исполнитель главной роли в фильме «Убить дракона» Олег Янковский: «Мудрое произведение написал Шварц — проблема осталась, дракон-то в нас сидит. Освобождение от этого — процесс постепенный, и я думаю, что нет совсем свободного общества».

В 1944 году Евгений Шварц начал работать над самым личным, исповедальным произведением, создание которого заняло десять лет. Название менялось несколько раз: «Медведь», «Веселый волшебник», «Послушный волшебник», «Безумный бородач», «Непослушный волшебник»... Пока, наконец, не получилось изящно и просто — «Обыкновенное чудо». Пьесу ставили во многих театрах страны, и каждый раз с неизменным успехом. Некоторые критики обвиняли автора в том, за что сейчас бы его приветствовали — в аполитичности. Да, его герои чаще всего далеки от каких-либо политических идей. И в этом заслуга мастера.

Но, как известно, вечные истины — вне политики, вне времени. Они — те законы, по которым должны развиваться нормальные человеческие взаимоотношения, согласно которым добро всегда побеждает, истина торжествует, а подлецы получают по заслугам. Их соблюдение должно быть нормой жизни.

На последних страницах пьесы про Дракона Ланцелот свергает Бургомистра, как прежде сверг Дракона, женится на спасенной девушке и под занавес говорит освобожденным горожанам и всем зрителям: «Я люблю всех вас, друзья мои. Иначе чего бы ради я стал возиться с вами. A если уж люблю, то все будет прелестно. И все мы после долгих забот и мучений будем счастливы, очень счастливы наконец!»

Так говорил Шварц, который, держа меч в вечно дрожавших руках, двадцать лет наносил дракону удар за ударом.


Наталья ПИКУЛА, журналист
"Киевские ведомости"


Добавить комментарий к статье




Биография Шварца
Печальный сказочник
Рыцарь по призванию
Русские писатели
Биографии писателей
Весы (по знаку зодиака)
Знаменитые люди по имени Евгений


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru