Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайная статья

Интересно
  • Рассказы о Лондоне
  • Город в городе. Прага еврейская
  • Умер Левченко, который так и не выдал Шарапова

  • Биография Павлова
  • Российские актеры
  • Биографии актеров
  • Знаменитые Викторы


  • «Здорово, ротный». — «Здорово, Левченко». Сколько бы ни смотрел «Место встречи изменить нельзя», в этом месте изменить себе не могу — дыхание хоть чуть-чуть, но перехватывает. Как в «Том самом Мюнхгаузене», когда Коренева говорит Янковскому, что в пушку насыпали сырой порох. Так и здесь, в сериале по братьям Вайнерам, в этой самой сцене — даже Конкин не сильно раздражает, потому что все играет за него Виктор Павлов. Его Левченко в сериале Говорухина — самый сложный, самый противоречивый, самый многогранный, и даже Высоцкий ему уступает — он колоритный, яркий, но одноплановый.

    А ночная сцена Левченко и Шарапова — Павлова и Конкина — отдельный фильм с архизакрученным сюжетом. Выдаст он все-таки горбатому Джигарханяну своего бывшего однополчанина, с которым в войну съел не один пуд соли, или нет? И знаешь, что не выдаст, знаешь, что в конце фильма погибнет сам, но Павлов играет настолько точно, настолько сиюминутно правдиво, что ты все равно волнуешься каждый раз.

    Виктор Павлов умер в конце нынешнего августа. Умер дома, вечером. Смотрел телевизор, потом упал — и все. Не выдержало сердце после перенесенного инсульта. Все, кто хотел откликнуться на эту смерть, — откликнулись. Но вряд ли все понимают, какого артиста мы потеряли.

    Он никогда не играл главных ролей, не был предназначен к этому ни внешне, ни внутренне. Он всегда был как бы во втором эшелоне, на периферии сюжета, звездная популярность ему, казалось, не грозила. Но Павлов умел играть свои маленькие роли так, что их запоминали хорошо и надолго.

    Скажите на милость, какое отношение имеет его герой — нерадивый студент по прозвищу Дуб — к сюжету фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»? Выбросьте из комедии Леонида Гайдая сценку на экзамене — что изменится? Кажется, ничего. Но это только кажется. Малозначимый эпизод оказался эпохальным, больше сорока лет стоит перед глазами Павловский Дуб с перевязанной щекой, наивно хлопающий глазками. А фраза: «Экзамен для меня, профессор, всегда праздник!» стала крылатой, вечной. Шагнувшая из века ХХ, она очень даже пришлась по душе студентам века ХХI.

    Виктор Павлов снимался очень много. Даже в те годы, когда российское кино громоздилось на новые рельсы, становилось на ноги и существовало еле-еле, артист был нарасхват и сыграл за семь лет 37 ролей. Всего же фильмов в его арсенале порядка 150. Снимался в заметных фильмах — «12 стульях» Л. Гайдая, «О бедном гусаре замолвите слово» у Э. Рязанова, «Мастере и Маргарите» Ю. Кары.

    Но все же главная слава Виктора Павлова — телевизионная. И принесли ее, по сути, всего лишь две роли. Хотя и разведчик из «Майора Вихря» тоже памятен. Но это наш человек, хороший парень, а артисту Виктору Павлову всегда нужен был в герое какой-то слом, чтобы было, что играть.

    Одна из его коронных — бандит Мирон Осадчий в сериале Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства». Павлов должен был играть в этой 5-серийной картине красноармейца Сиротина, но ему очень хотелось изобразить именно бандита, который прописан в сценарии действительно куда интереснее безгрешного красноармейца. Час пробил, когда исполнитель роли Мирона А. Петров был где-то занят, и вместо него на пробах репетировал Павлов. Репетировал страстные сцены сильного чувства к героине Людмилы Чурсиной. И так это все получилось убедительно, что режиссер Е. Ташков поменял в результате актеров ролями. Виктор Павлов с удовольствием сыграл своего подлеца, и бандит получился живой, многогранный. И не столько его подлость по отношению к большевикам запомнилась, сколько вселенская тоска в глазах из-за неразделенной любви к Оксане. Этого гада хотелось понять, даже пожалеть — и ничего поделать с собой зрители не могли.

    Левченко в «Место встречи изменить нельзя», по сути, тот же Мирон Осадчий, только с большим жизненным опытом, больше хлебнувший всякого-разного и понявший что-то важное. Вконец запутавшийся человек, сумевший остаться человеком на границе жизни и смерти, свое существование поставить на кон, но не выдать заброшенного в «малину» своего ротного Шарапова.

    Как жаль было, когда Жеглов — В. Высоцкий в конце пятой серии безжалостно убивал бегущего Левченко в святой уверенности, что тот враг. Шарапов — В. Конкин кричал в этот момент что-то невнятное, но железного Глеба разве остановишь? Одна из самых пронзительных сцен сериала. Смерть Левченко я Жеглову так и не простил до сих пор.

    В финале фильма должна была еще погибнуть девушка Варя — возлюбленная Шарапова. Но кинематографическое начальство посчитало, что двум смертям не бывать (слишком мрачно), и предложило режиссеру С. Говорухину выбрать, кого оставить в живых. Станислав Сергеевич оставил Варю, и спасибо ему за это — он дал артисту В. Павлову доиграть свою роль до конца, закончить ее на высокой ноте.

    Очень хорошо удавалось Виктору Павлову передать сложность и двойственность человеческой натуры, причем именно внутреннюю двойственность, внешне его герои вроде выглядели вполне обычными людьми, даже заурядными.

    Зрителей артист убеждал однозначно. Как-то сделал мягкое замечание девушке в магазине, а она ему: «Вы как в кино гад, так и в жизни сволочь» (кстати, и мне случилось в конце 70-х стоять с Павловым в одной очереди в Елисеевском, артист покупал селедку — как такое забыть). В другой раз в поезде Виктора Павлова принял за своего криминальный мужичонка, стал донимать вопросами: «Как там в лагере? Бугор с Купцом все еще держат зону?» Павлов, подумав, ответил: «Да, все путем».

    Было ли «все путем» в его жизни? С женой как познакомился в театре, так и прожил с ней долгие годы. Театрам такую верность сохранить не удалось: отучившись в училище им. М. Щепкина на одном курсе с Олегом Далем и Михаилом Кононовым и будучи, по сути, актером театральным, Павлов скитался по разным театрам, работал в «Современнике», театре им. В. Маяковского, Малом театре. На крыше этого самого Малого театра разводил белых голубей. Любил возиться на огороде. Хорошо рисовал.

    Сумел каждой своей ролью сказать гораздо больше, чем написано автором и придумано режиссером. В каждой его работе на ТВ и в кино, на сцене в пьесах А. Островского, П. Бомарше, А. Грибоедова чувствовалась какая-то тайна, загадка. И еще — бесспорный, редкий на сегодняшний день профессионализм.

    Борис Ельцин называл Виктора Павлова своим любимым артистом. Уверен, не только экс-президент России, но и очень многие люди относились к Виктору Павлову по-особенному, ценили этого актера. Говорят, и человеком он был настоящим, не дешевым.

    «Прощай, ротный». — «Прощай, Левченко».


    СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ
    Первая крымская N 139, 1 СЕНТЯБРЯ/7 СЕНТЯБРЯ 2006


    Комментарии к статье:

    Автор: Аслан
    Дата: 2014-08-26 01:52:55

    Да, со временем в моём списке величайших ролей Мирон Осадчий вышел на 1 место. Такая глубокая и тонкая работа - слов нет. Смотришь на него и всё понимаешь - как человек, несомненно, считающий себя вполне достойным, стал таким мерзавцем. Все ведь по-простому, по-житейски, без надрыва. Человек просто хочет жить, лучше бы хорошо жить, и выкручивается как умеет.

    Добавить комментарий к статье



  • Биография Павлова
  • Российские актеры
  • Биографии актеров
  • Знаменитые Викторы



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru