Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Интересные факты

Игорь Моисеев (Igor Moiseyev). Время танцора


Хореограф большого стиля

6 ноября в Москве прощались с выдающимся хореографом Игорем Моисеевым. Время танцора остановилось, совсем немного не дотянув до 102-го дня рождения. Та самая сцена в Концертном зале имени Чайковского, где именно 6 ноября должен был танцевать его коллектив, в этот день принадлежала только ему. Пришедшие проститься подходили к сцене с цветами, кланялись, а потом рассаживались в зрительном зале.


Мастер


У артистов ансамбля Игоря Моисеева тонко прорисованные, красивые и потерянные лица. Я увидела их в фойе, когда вышла из зала. Они стараются держаться тесно, как будто так теплее. Или спокойнее. Стоит одному-двум отойти в сторону, как туда тут же перетекает вся группа. Рамиль Мехдиев учился в студии при ансамбле, а теперь он артист балета. Я спрашиваю, чем был для него его учитель.


– Бог. Наш бог, наш отец, наш хозяин, наш мастер. Мы обязаны ему всем. Для меня просто видеть его было счастьем. Он был эталоном всего – жизни, творчества. Сравниться с ним не может никто.

Ольга Тетрашвили первый раз увидела выступление ансамбля Игоря Моисеева, когда ей было 8 лет. По ее словам, она сразу поняла, что хочет здесь танцевать.


– Если мы знали, что на занятия придет Моисеев, старались собраться по максимуму и все делать на полную ногу. Он был очень резкий, критичный, и мы знали, что его оценка – это последний приговор и обжалованию он не подлежит.


– У него были любимые выражения?


– Если ему нравилось, как мы танцевали, он говорил: «Это похоже на дело» – высшая похвала в его устах.


Супруг Ольги – Александр Тетрашвили танцевал в ансамбле 25 лет и 9 лет был главным администратором. Недавно перешел на работу в филармонию.


– Когда я поступил в ансамбль, мне было восемнадцать, а Игорю Александровичу шестьдесят два. Я приехал из Осетии с копейкой в кармане, меня приняли, обогрели. Я всем своим внутренним состоянием обязан ему. И коллективу. Моя первая жена тут танцевала. Она погибла, возвращаясь вечером с концерта. Хотели ограбить, видимо, а потом убили. В тот год праздновали девяностолетие Моисеева, перед концертом сказали, что вот такой трагический случай произошел. Сейчас моя маленькая дочка каждый вечер смотрит диск с записями концертов ансамбля. А если приходит на живое выступление, сильно расстраивается, когда все заканчивается. Спрашивает: «А еще будет?» Я стихи написал на его смерть. Показать?

Александр уходит наверх за стихами, а я думаю, что то невыносимо огромное пространство, которое занимал Игорь Моисеев в душах своих учеников, заполнится не скоро. А может, никогда.


Патриарх


Игорь Моисеев стал легендарной личностью еще при жизни. Его отец, киевский юрист, часто бывал по делам в Париже. Там и встретил свою будущую жену. Вскоре после знакомства родители Моисеева переселяются в Москву. Боясь влияния улицы, отец отводит подростка в студию бывшей балерины Большого театра Веры Мосоловой, а уже та, разглядев в воспитаннике значительные обещания, отправляет его в хореографический техникум. С успехом протанцевав на сцене Большого несколько лет, Моисеев покидает ее и создает свой ансамбль народного танца. Это был 1937 год, но у Моисеева получилось. А помогли его удачные постановки физкультурных парадов на Красной площади – они очень нравились Сталину.


– Виталий Яковлевич, – спрашиваю у знаменитого телеведущего, историка театра Виталия Вульфа, – как удалось Моисееву провести свой корабль через столько режимов и сохранить его целым?


– У него интересная творческая биография. Я знаю, что он начинал очень бурно в Большом, а потом и в ансамбле было много блистательных побед. Он сочинил и поставил триста танцев народов мира (эта цифра вошла в Книгу рекордов Гиннесса. – Ред.). В свое время он был обласкан Сталиным, я именно с этим связываю официозность в его поведении…


– В чем это выражалось?


– Ну, к примеру, одни подписывали разные письма, а он не подписывал. Я не говорю, хорошо это или плохо. Уланова, например, тоже не подписывала никаких писем. И Григорович не подписывал. Моисеев был очень гибкий человек и всегда находил выход из любого положения. Что меня в нем восхищало, так это то, что для него не существовало неразрешимых ситуаций. Он был очень умен, очень субъективен, как все большие художники, и очень талантлив. Даже в старости он сумел поставить такую совершенную вещь, как «Греческая сюита». У него был поразительный вкус, и вы всегда могли это видеть в его постановках.


– Какой он был человек?


– Это был очень интересный типаж. Всегда отдельный, всегда особенный и всегда очень определенный. Он все время был в жюри разных конкурсов, и если он вас любил, то любил, и все это видели. А если не принимал, то тоже не скрывал. Эта поразительная человеческая определенность очень нечасто встречается в балете. После смерти Сталина, видимо, обжегшись, он стал вести себя иначе. Я имею в виду, что его позиция художника, с энтузиазмом отвечавшего на предложения власти, как-то утихла. Мало кто знает, что он делал несколько попыток вернуться в Большой. В пятьдесят восьмом году он поставил там «Спартака». Это был неудачный спектакль, он совсем мало продержался в репертуаре. Других подобных попыток уже не было.


– Как вы думаете, ансамбль выстоит без него, сохранится?


– Балет – это такое искусство, которое, помимо большого таланта, требует организаторских способностей и идей. Можно без конца менять костюмы, но если нет идей, то нет ничего. Его смерть – большая беда для ансамбля.


Моисеевцы


В тот день, когда в Москве прощались с Игорем Моисеевым, в древнем городе Муроме проходил конкурс современного танца. Он начался с того, что участники и зрители почтили память Игоря Моисеева минутой молчания. Он перестал быть для Мурома некой абстрактной фигурой после того, как здесь появился артист из его самого первого состава – Виктор Иванов. О том, почему Иванов попал в тюрьму, в Муроме говорят как-то с неохотой. Вроде была какая-то тяжелая драка, он получил срок. После этого о возвращении в ансамбль Моисеева не могло быть и речи. Он осел за сто первым километром. Говорят, он был очень похож на Моисеева и лицом, и статью, и хваткой. Ансамбль народного танца, который он создал с нуля, блистал на всех конкурсах. «А вот звание «Заслуженный работник культуры» Виктору Петровичу так и не удалось выбить», – вздыхают в городской администрации. Видимо, давала о себе знать старая история.

Несколько лет назад Виктора Иванова не стало, но каждый год в феврале во Дворце культуры имени 1100-летия Мурома проходят посвященные ему фестивали народного танца.

Игорь Моисеев продолжился не только в своих учениках и в учениках учеников. Его дочь Ольга – хореограф в ансамбле отца, а внук Владимир танцует в Большом театре. И растет правнук – Игорь Моисеев. Нет, не права я, время танцора не остановилось…


Издательский Дом "Собеседник"
Время танцора


Добавить комментарий к статье




Хореограф большого стиля


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru