Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Самое популярное

Интересно
  • Рассказы о Швейцарии
  • Прага - настоящий рай для любителей шопинга
  • Хуго Юнкерс (Hugo Junkers). Великий авиаконструктор и антифашист

  • Биография Юнкерса
  • Водолеи (по знаку зодиака)
  • Авиаконструкторы


  • Хуго Юнкерс не разрабатывал бомбардировщики для Гитлера


    «Юнкерсы» летят!» Все старшее поколение россиян, а также французов, поляков, англичан хорошо помнят эти слова. В сознании миллионов они сохранились как один из страшных символов Второй мировой войны. На самом деле к созданию бомбардировщиков для люфтваффе профессор Хуго Юнкерс никакого отношения не имел. Он, убежденный противник нацизма, после прихода Гитлера к власти находился под домашним арестом и не мог посещать свои предприятия.


    СОЗДАТЕЛЬ КАЛОРИМЕТРА И ГАЗОВОЙ КОЛОНКИ


    Хуго Юнкерс родился 3 февраля 1859 года в городе Рейдт (Северный Рейн-Вестфалия) в семье текстильного фабриканта. В 1878 году он поступил в Берлинский университет, но в уже 1881-м переехал в Аахен, где получил диплом инженера-механика в Техническом университете. В конце учебы совмещал занятия с работой на фабрике отца, а затем и в Аахене, и в Берлине дополнительно штудировал электротехнику, термодинамику и экономику, став широко образованным специалистом.

    В ноябре 1888 года берлинский профессор Слаби порекомендовал молодого инженера в Германскую континентальную газовую компанию, начавшую разработку газовых двигателей. В 1890 году Хуго и его старший коллега Оксельхаузер основали свою лабораторию в Дессау, которую Юнкерс возглавил в 1893-м после успешного испытания крупного газового двигателя с противоположно движущимися поршнями. Чуть раньше он создал независимое от лаборатории конструкторское бюро, чтобы самому запатентовать свое первое изобретение – калориметр.

    Горючий газ в Германии в те годы получали газификацией угля, который был и до сих пор остается основным собственным энергоресурсом ФРГ. Продуктами газификации являются четыре разных газа, два горючих и два негорючих. От их соотношения сильно зависит теплота сгорания, то есть ценность получаемого газа. Юнкерс сконструировал простейшее устройство – испытуемый газ в смеси с воздухом горел в трубке, охлаждаемой потоком воды, которая соответственно нагревалась. Точно измеряя нагрев воды (десятки градусов), ее расход и расход газа можно было определить теплоту сгорания. Прибор получил широкое распространение в мире, а автор – премию на международной выставке.

    Юнкерс понял, каким удобством в быту является кран с горячей водой и в кухне, и в ванной. Он получил патент и наладил в Дессау производство колонок для нагрева газом проточной воды с баком-аккумулятором. Вода в баке остывает сравнительно медленно, поэтому небольшой, но постоянный расход газа позволяет выравнять неравномерность потребления горячей воды.

    Вначале даже своего здания для производства этого изобретения не было, но когда продали первую большую партию колонок в Вену, то смогли купить участок земли и построить завод. Компания «Юнкерс», выпускающая газовые колонки, тепловые насосы и кондиционеры, успешно работает и ныне, сохраняя высокую доходность. Она была важным источником средств многочисленных последующих разработок Хуго.

    В сентябре 1898 года Юнкерс стал профессором лаборатории технической механики в Университете Аахена. В этом же году он женился на Терезе Бенхольд. Брак был счастливым, у них родилось 12 детей.

    Семья жила в старинном замке Франкенберг XIII века. Старшие сыновья Клаус и Вернер работали в консорциуме отца, а брат Хуго ведал маркетингом. Консорциум занимался созданием газовых колонок и газовых поршневых двигателей как стационарных, так и судовых. Юнкерс был обладателем всех патентов и фактическим хозяином предприятий.

    Для своих экспериментов он построил во дворе замка Франкенберг аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью диаметром около метра. Вентилятор трубы вращалcя электромотором, питаемым от городской сети. Она была слабая, и при включении вентилятора в окрестных домах снижалось напряжение, происходили отключения. После жалоб соседей в адрес бургомистра Юнкерс установил свой газовый двигатель с электрогенератором и отключился от общей сети. Этот пример увеличил спрос на поршневые двигатели консорциума Юнкерса. В наше время стал популярным термин «децентрализованное электроснабжение», но фактическим его автором был Юнкерс.


    САМОЛЕТОСТРОИТЕЛЬ


    В 1906 году профессор Рейснер просил Юнкерса помочь сконструировать самолет, а в 1908-м оба приняли смелое решение построить свою крылатую машину из металла. Никто и нигде в мире об этом еще не задумывался. После первого успеха братьев Райт (1903 год) все аэропланы были похожи на летающие этажерки, имея деревянный каркас, обтянутый полотном.

    А вот самолет Рейснера и Юнкерса имел крылья из тонких листов стали и фюзеляж из стальной сетки. Машина взлетела в 1912 году. Тогда же Юнкерс запатентовал схему самолета, которая была мечтой всех последующих авиаконструкторов – летающее крыло (бесхвостка). Он показал, что металлическое крыло крупного самолета может быть достаточно вместительным и для пассажирского салона, и для горючего в баках, но для продольной устойчивости должно быть несколько стреловидным. Тогда еще никто не думал о полетах с околозвуковыми и тем более сверхзвуковыми скоростями.

    В 1913 году Юнкерс построил в университетской лаборатории свою вторую аэродинамическую трубу, теперь с закрытой рабочей частью, гораздо более мощную, чем его первая, домашняя, и проводил эксперименты с продувками моделей самолетов.

    Когда началась Первая мировая война, Юнкерс вернулся в Дессау и продолжил разработку металлических самолетов и поршневых двигателей для них на жидком топливе. Так он стал первым и единственным авиаконструктором в мире, создававшим и самолеты, и моторы.

    Металлический военный самолет в 1915 году продемонстрировали в полете кайзеру Вильгельму. Зная, как горят «летающие этажерки», император спросил Юнкерса: «Есть ли в вашем самолете что-либо, что может гореть?» Хуго ответил: «Да, ваше величество, это бензин».

    Нужен был серийный выпуск военных самолетов, но Юнкерс обладал только опытом массового производства газовых колонок. Ему предложили объединиться с голландским конструктором Антоном Фоккером, так возникла фирма Юнкерс–Фоккер в Дессау, серийно строившая самолет Ю-4 в 1917–1918 годах. Одновременно Хуго организовал свою летную школу и школу фоторазведки.


    СОТРУДНИЧЕСТВО С СОВЕТАМИ


    Большевикам, захватившим власть в России, нужно было современное вооружение, особенно авиация, и они предложили в 1922 году Юнкерсу развернуть выпуск современных самолетов близ Москвы, в Филях, в парке на берегу реки. Для концессии Юнкерсу был выделен захудалый автозавод Руссо-Балт. За три года под руководством немецких инженеров и с помощью немецких рабочих-металлистов была создана технологическая оснастка, построено 170 Ю-20 и Ю-21, хотя по планам намечалось выпускать по 300 машин в год.

    Между тем к началу 1925 года на предприятии трудилось 1000 человек – пятая часть персонала всей авиапромышленности СССР. На оплату их работы уходила треть всех ассигнований на авиапромышленность. Но выпуск своих двигателей был отложен на неопределенный срок, и для производимых самолетов моторы закупали в Европе.

    Наряду с острыми финансовыми проблемами в дело вмешалась большая политика. Французы не хотели содействовать развитию немецкого авиастроения не только в самой Германии, но и в других странах, а Юнкерс уже имел заводы в Швеции и Турции. Поэтому Франция прекратила поставку основного самолетного металла – дюралюминия.

    А тут еще поползли слухи, что среди иностранцев полным-полно шпионов, они добиваются свержения советской власти и мешают созданию в СССР собственной промышленности. Моральная атмосфера вокруг завода в Филях была неблагоприятной. В 1925 году Юнкерс вышел из концессии, мотивируя отсутствием металла для самолетов.

    Между тем филевское предприятие превратилось вскоре в один из ведущих советских авиазаводов с самой совершенной технологией. А ныне здесь функционирует Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева.


    ПАССАЖИРСКИЕ ЛАЙНЕРЫ


    С 1924 года и до конца своих дней Юнкерс разрабатывал только гражданские самолеты. В ту пору ему принадлежало девять заводов.

    В 1927 году летчик Чарльз Линдберг перелетел через Атлантический океан из Америки в Европу, что облегчалось постоянно дующим попутным ветром. Уже в следующем году самолет Юнкерса пересек Атлантику, отправившись из Старого Света и благополучно приземлившись в Новом. Машина летела против ветра, что обосновало будущие регулярные авиарейсы в обоих направлениях.

    Многомоторные самолеты Юнкерса в том же 1927-м побили 33 мировых рекорда по скорости и грузоподъемности.

    Важным шагом в авиамоторостроении был первый в мире авиадизель ЮМО 4, что позволило снизить затраты на горючее и соответственно на авиабилеты. А трехмоторный Ю-52 стал самым распространенным пассажирским самолетом в мире.

    В 1929 году впервые взлетел огромный самолет Ю-38 с размахом крыльев 38 м. Это было воплощение давней мечты Юнкерса о большом пассажирском авиалайнере, не требующем бетонированных аэродромов.

    Но мировой экономический кризис в 1930 году не обошел конструктора стороной. Многие предприятия обанкротились, в том числе и должники Юнкерса. Он был вынужден продать производство газовых колонок фирме Роберта Боша, а также и часть моторных заводов. Оставшееся моторное производство в Хемнице получило название «Юкра» и там продолжался выпуск стационарных поршневых двигателей и на газовом, и на жидком топливе. Но скоро и оно было продано. Юнкерс надеялся сохранить за собой хотя бы часть авиационных заводов, но тут пришли к власти нацисты и он сразу же вступил с ними в конфликт.

    Юнкерс был проницательным человеком и в отличие от Круппа, Тиссена и других понимал, что у кормила правления страной оказалась банда уголовников, стремящихся к войне, чреватой трагедией Германии. Он хотел ориентировать свои заводы в Дессау и Магдебурге на производство исключительно гражданских машин. К этому времени уже было произведено 4835 Ю-52, они составляли основной парк пассажирских авиалайнеров в мире и заслужили добрую славу. Но гитлеровцы категорически настаивали на выпуске только военных самолетов и грозились заменить домашний арест на тюремный. Раздавались голоса, обвиняющие в измене родине. Юнкерс был вынужден продать все свои 187 патентов и авиазаводы государству. На них и были построены пикировщики Ю-87 и многоцелевые Ю-88.

    А Хуго Юнкерс скончался 3 февраля 1935 года.


    Евгений Исаакович Янтовский - доктор технических наук, профессор.
    НГ-НВО 25.04.2008
    Beликий авиаконструктор и антифашист


    Добавить комментарий к статье



  • Биография Юнкерса
  • Водолеи (по знаку зодиака)
  • Авиаконструкторы



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru