Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайные афоризмы

Интересно

Географическое кафе
10 лучших блюд тайской кухни

Николай Гринько. Талисман Тарковского


Биография
Биографии актеров

10 апреля 1989 года умер Николай Гринько. Этот высокий статный русоволосый актер с чуть виноватой улыбкой стал своеобразным талисманом Андрея Тарковского, сыграв в его фильмах «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало».


Наш папа Карло


Тарковский говорил, что видел в нем своего отца. Образ отца разглядели в нем и создатели «Приключений Буратино» (папа Карло) и «Приключений Электроника» (изобретатель робота-мальчишки с непонятно где расположенной кнопкой). Мягкий, проникновенный голос. Мудрый взгляд. Николаю Григорьевичу хорошо было в детском кинематографе: «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «Не болит голова у дятла»... Если бы он не стал актером, то мог бы быть учителем.

– Или архитектором, или инженером, – считает Георгий Данелия. – Вот только если бы мне сказали, что Гринько – мерзавец, не поверил бы никогда. Мы познакомились на отдыхе в Железноводске, в санатории «Дубовая роща», – рассказал «Собеседнику» режиссер. – Играли в волейбол. Я подавал ему пас, а он гасил. Он любил короткие пасы и этому, помню, меня научил. Играли, гуляли по вечерам. У меня еще затекала шея – голову приходилось задирать, такой он высокий был. После санатория я пригласил Гринько сниматься в свою картину «Афоня». Он был мягкий, интеллигентный – именно такой актер был мне нужен на роль дяди Егора.


Вся его нежность доставалась жене


Так получилось, что у Гринько никогда не было детей. И поэтому вся его нежность доставалась жене – Айше, красивой брюнетке с редким именем. Она и сейчас живет в Киеве. В городе, где когда-то они познакомились с Николаем. Он был уже человек с биографией, за плечами война. А она – юная красотка, на 12 лет младше. Совсем девочка, со скрипкой в руках, Айше после консерватории пришла устраиваться в эстрадно-симфонический оркестр, где Николай Гринько работал конферансье. Он принял ее под свою защиту и покровительство. Влюбился с первого взгляда, ухаживал долго. Гастроли и разговоры, разговоры, разговоры…

– В коллективе давно уже шептали про нас бог знает что, – смеется Айше. – Например, что мы любовники и вместе живем. Но это было не так. Сначала мы просто долго дружили.

Он считал ее самой красивой женщиной на свете. Их парой любовалась даже Любовь Орлова, у которой они однажды были в гостях. Вот уже 19 лет, как муж умер, а Айше говорит, что до сих пор не только помнит его. Она по-прежнему влюблена в Николая!

– Чем зацепил? Ну что вы! Это потом он стал замкнутым и грустным, когда заболел. У него была язва желудка, но он никому об этом не говорил. А поначалу его ведь даже в цирк звали выступать, он был такой заводной. Рубаха-парень! Острохарактерный комедийный актер, он был к тому же музыкально одаренным и пластичным человеком, очень сильным физически от природы, даже машины мог руками приподнимать. Выступал на эстраде в разговорном жанре, легко танцевал, выделывая различные балетные па – батманы и фуэте. Помню, когда мы были в Таллине на съемках «Сталкера», шли как-то с ним по улице. Меня остановили незнакомые люди и спросили: «Кто этот актер с вами? Тот, кто сыграл Чехова в «Сюжете для небольшого рассказа»?» Потом, когда я вернулась к Коле, он поинтересовался:

– Что, спрашивали, не сыграл ли я папу Карло?

– Нет, – ответила я, – тебя вспомнили как актера, сыгравшего Чехова.

Он был так рад!

Популярность Николая Гринько была настолько велика, что в Киеве ему сложно было ходить на рынок – узнавали и предлагали все даром. Он не брал, конечно, и жутко стеснялся.

– Говорили, что Коля чем-то неуловимо напоминает Чехова, – вспоминает Айше. – И не только высоким ростом, даже почерком! Кстати, когда он играл Антона Павловича и примерял шинель писателя, взятую из музея, то она была ему впору. А Чехова он играл без грима – типаж подходил идеально.

– Коля был ростом 1 метр 98 сантиметров. А я буквально ему по пояс – 1 метр 55 сантиметров, – продолжает Айше. – Говорят, муж и жена бывают похожи друг на друга в счастливом браке. И даже при такой разнице в росте мы были похожи! Об этом говорили друзья. Кстати, он подарил мне три сантиметра – ровно на столько я стала выше ростом, живя с ним.


Посланник света


Николая Гринько очень любил снимать в своих картинах Андрей Тарковский.

– После выхода «Соляриса» образ, созданный Колей в этой картине, критики называли символом мудрости, символом земного, – рассказала Айше. – А его самого тогда впервые окрестили так: «талисман картин Тарковского».

Впервые Тарковский пригласил Гринько в картину «Иваново детство». Потом он снимал его почти во всех своих работах: «Солярис», «Сталкер», «Зеркало». Андрей Арсеньевич всегда оставался преданным «своим» актерам – Николаю Гринько, Анатолию Солоницыну, Николаю Бурляеву… И великий режиссер очень не любил «актеров актеровичей», живущих и играющих напоказ. Глубина, сдержанные эмоции и мягкий свет в глазах – Тарковский ценил то, что не выразить словами. – Познакомились мы с Николаем Григорьевичем во время работы над «Андреем Рублевым», – рассказал «Собеседнику» Николай Бурляев. – Он играл Даниила Черного – духовного наставника Андрея Рублева, а я мальчика Бориску, который льет колокол. Общих сцен у нас не было, в основном мы общались после съемок. Он был гораздо старше меня, но вел себя по отношению ко мне не как ментор, а уважительно. Фильм снимался на Днепре, после работы Гринько часто ходил на реку ловить рыбу. Вечером мы собирались у костра, варили из его улова уху, я учился играть на гитаре. Пели Высоцкого: «А тот, кто раньше с нею был…», другие его вещи. Я с удивлением услышал тогда от Гринько песни того самого трепетного Володи, которого Андрей Арсеньевич пробовал в картину «Иваново детство». Мы были молодые тогда совсем. Тарковскому всего 29…

– Николай был посланником света в этом мире, – считает подруга Николая и Айше Гринько актриса Раиса Недашковская. – Он сделал счастливыми миллионы зрителей. А с супругой они жили в Киеве друг для друга. Когда Коле исполнилось 60, жена подарила ему огромный букет белых тюльпанов. В их доме на Новый год постоянно стояла самая красивая елка.

– Коля умер от лейкоза, – говорит Айше. – Мне кажется, что толчком к болезни послужило то, что он упал с лошади на съемках какого-то очередного короткометражного фильма. Он тогда сильно ушибся. И с этого времени начал тяжело болеть.

Он умер в 68 лет. Без него Айше больше не ходит ни в кино, ни в театр. Уже 19 лет.

Николай Григорьевич Гринько сыграл в кино около ста восьмидесяти ролей. И жалел всю жизнь только об одной несостоявшейся в его биографии роли – Дон Кихота Ламанчского. Пусть без лат и шлема, но именно таким – добрым, великодушным и благородным – и будем его помнить.


Суранова Марина
Издательский Дом "Собеседник" №14 / 08.04.2008
Талисман Тарковского


Добавить комментарий к статье




Биография
Биографии актеров


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru