Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Франция. Знакомство перед путешествием
Гейдельберг. Личная история идеального города

Геннадий Бортников. Человек, который ошибся временем


Российские актеры
Знаменитые Геннадии

Геннадий Бортников был актером тонким, романтичным, с внутренним изломом. Он словно ошибся временем. В наши дни его герой остался не у дел. Как и он сам. И он умер… Кто-то говорит – от одиночества, врачи констатируют – от сердечного приступа...


Поклонницы не давали проходу


Он пришел в Театр Моссовета почти мальчишкой, застал Марецкую, Плятта, Орлову. Сразу же стал любимцем публики и режиссеров. Юрий Завадский, Ирина Анисимова-Вульф доверяли ему главные роли в своих постановках. А после спектакля «Глазами клоуна» по Бёллю слава Бортникова перешагнула все мыслимые пределы театрального успеха. Сплошной стеной – «хором Пятницкого» стояли у дверей театра поклонницы, а в зрительном зале уборщицы находили записки с трогательными признаниями в любви.

– Разрешение на постановку в России пьесы по произведению Генриха Бёлля Бортников выпросил лично, – рассказала нам актриса Театра Моссовета Татьяна Бестаева. – Гена прочитал в «Иностранной литературе» роман «Глазами клоуна» и влюбился в него. Автор, к тому времени уже классик немецкой литературы, жил в ФРГ, и с авторскими правами были проблемы. Но на письмо, посланное Геной почти что «на деревню дедушке», ответил, разрешение дал. Мало того, позже он сам приехал посмотреть спектакль. И говорил потом, смеясь, что ему хлопали, будто он космонавт.


Совсем не думал о деньгах


Успех сопутствовал Бортникову с первых же шагов творческого пути. Спектакль «В дороге» по Розову с Бортниковым в главной роли почти случайно попался на глаза французскому театральному продюсеру. «Это феноменально, я беру его!» – заявил продюсер и повез спектакль во Францию, на Фестиваль наций. Чиновники от театра, предлагавшие к просмотру более патриотичные постановки («без этих хипповских вывертов и стихов»), такого никак не ожидали.

– Я всегда жил по принципу «пан или пропал», – вспоминал потом Бортников, – думал, если уж оказался в Париже, должен познать все. С одним русскоговорящим французиком решил обследовать ночью Нотр-Дам. Собор был на реставрации, полуоткрыт-полузакрыт, и по лесам мы забрались внутрь. А в это время ночной дозор – полиция. Хвать нас под локотки! Француз только успел шепнуть: «Молчи, в разговор не вступай!» – и я молчал как рыба, если бы признался, что из Советского Союза да еще и гастролер, был бы дикий скандал. Мой приятель сказал полицейским: «Да он чокнутый, я вам сам все объясню…» Он и в самом деле был немного странным: очень жалел бездомных собак и подкармливал их, был совершенно неприспособлен к быту, совмещал работу актера с профессией художника по костюмам, рисовал картины, которые дарил своим друзьям, – и совсем не думал о деньгах. Говорил: «Бог с ним, сколько получу за фильм, главное, снимусь». А когда на нем закончилось распределение земельных участков, предназначенных под дачи актерам, не очень-то и переживал. Он даже собственную квартиру не приватизировал.

– Помню, Завадский решил, что Бортников зазвездился, – вспоминает актер Игорь Старыгин. – Чтоб Гена «не считал себя в театре самым главным», режиссер предложил мне в дублирующем составе играть вместо него в пьесе Островского «Последняя жертва». Коллеги говорили: «Ой, смотри, придут на спектакль поклонницы Бортникова, они тебе устроят!» Я волновался, конечно, но, помню, больше всего боялся помешать играть Фаине Георгиевне Раневской. И вот спектакль закончился, стук в дверь. Заходит Бортников с огромным букетом цветов. Вручил со словами: «Старыгин, ты молодец!» Для меня очень ценный комплимент, тем более что Бортников был тогда в зените славы. Честное слово, я чуть с ума не сошел от счастья! А коллеги, которые видели Гену с букетом в коридоре, говорили потом: «Мы думали, он Раневскую поздравлять идет!» В этом эпизоде он весь. И ему нельзя было играть бригадира совхоза или слесаря. Может быть, поэтому его не очень-то жаловали в кино.


Его перестали приглашать на роли

Сегодня в Интернете можно найти записи легендарных спектаклей Бортникова – «Петербургские сновидения», «Глазами клоуна». Записи, за которые актер не получил ни копейки, распространялись без его ведома. Они продавались, пользовались популярностью, но Бортников и не подозревал об этом. Когда узнал, говорят, даже не расстроился.

– Я знаю Бортникова с 65-го года. У него был колоссальный, невиданный успех, и тогда он, конечно, потерял голову, – считает известный театральный критик Виталий Вульф. – «Тень Жерара Филипа пролетела над Парижем», – говорили про него во Франции после спектакля «В дороге». Его хвалила даже «хозяйка» Театра Моссовета Вера Марецкая, а она мало кого хвалила. При Марецкой ему даже разрешалось опаздывать на репетиции. И он опаздывал… порой на 40 минут! «Глазами клоуна» с Тереховой, Раскольников из «Петербургских сновидений» (по роману «Преступление и наказание») – слава, казалось, будет бесконечной, но она длилась только то время, пока живы были Орлова, Марецкая, Раневская. Ушли они, ушел Завадский – и все для Бортникова изменилось.

– Он был романтичный. Не понимал, что такое современность, да и не старался понять, – вздыхает Вульф. – Последние 22 года своей жизни почти ничего не играл. Я видел его в спектакле «Прихоти любви, или Капризы Марианны», но это было больше похоже, увы, на провал. В последние годы он не снимался в кино, почти не выступал. Мне кажется, он был никому не нужен – никто им особенно не интересовался. Но он не собирался умирать. Он хотел быть нужным, хотел играть.

Незадолго до смерти Геннадий Леонидович, родившийся 1 апреля, говорил, что очень любит розыгрыши и непременно придумает что-нибудь новенькое и на этот раз. Придумал… 1 апреля стал девятым днем со дня его кончины.


Суранова Марина
Издательский Дом "Собеседник"
Человек, который ошибся временем


Добавить комментарий к статье




Российские актеры
Знаменитые Геннадии


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru