Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Дорога Млечная, недорого!
Бейрут. Город пяти имен

Константин Григорьев. Обидчиков своих не проклинал


Биография Григорьева
Российские актеры
Биографии актеров
Знаменитые Константины

Константин Григорьев «Настоящий актер русской театральной школы переживания, – сказал однажды о нем Никита Михалков. – Актер, о котором всегда мечтают режиссеры, и я в частности». 6 апреля – 40 дней, как ушел из жизни Константин Григорьев, заслуженный артист России, человек непростой судьбы и яркого таланта.


Он же Смоллет, он же Серый…


Григорьев стал звездой в середине 70-х. Пришел в кино с легкой руки Михалкова, который утвердил его, никому тогда не известного ленинградского актера, на роль капитана Федотова в картину «Раба любви». И понеслось: «Трактир на Пятницкой» (бандит Серый), «Транссибирский экспресс» (журналист Шнайдер – одна из самых любимых ролей актера), «Остров сокровищ» (капитан Смоллет), «Зеленый фургон» (начальник одесского угрозыска)… О нем говорили: может сыграть все – от налетчика до аристократа. И правда, мог.

В 1981-м Олег Ефремов лично пригласил его во МХАТ, ведущий драматический театр страны. Причем не в массовку, а на главные роли!.. До середины 80-х имя Константина Григорьева не сходило со страниц газет и журналов. И вдруг – тишина, забвение. Человек исчез. Почему?! Публика терзалась в догадках, но узнать правду удалось лишь много лет спустя.

Трагедия произошла в 1984-м году в столичном Доме актера. Константин Константинович отдыхал там со своим приятелем. В какой-то момент ему показалось, что двое мужчин за соседним столом слишком часто на него косятся. Он подошел выяснить, в чем дело, конфликт вспыхнул мгновенно, продолжился на лестнице. Кто-то из обиженных ударил Григорьева сзади по голове металлическим предметом и столкнул вниз… Это все, что вспомнил актер, когда пришел в себя. Две недели комы. Восемь операций. Частичная потеря памяти и дисфункция левого полушария головного мозга.


Найти виновников так и не удалось.


Из больницы Григорьев вышел резко постаревшим. Несмотря на это, Олег Ефремов не уволил актера. Ему предлагали небольшие роли без слов – например, в детском спектакле «Муму» он сыграл глухонемого Герасима. Но вскоре Григорьев повздорил с бухгалтером, выдававшим ему зарплату, и в тот же день подал заявление об уходе…

В 1989-м он вернулся на родину, в Питер, и с тех пор практически не появлялся на публике. О роковой разборке на лестнице вспоминать не любил, обидчиков своих никогда не проклинал.

В последние годы актеру жилось непросто – были серьезные проблемы со здоровьем, с деньгами. Гостей Григорьев принимал неохотно – неважное самочувствие сделало его еще более замкнутым. Впрочем, визиты и так были крайне редки: дочь Константина Константиновича трагически погибла, у сыновей от первого и второго браков отношения с отцом были сложные, бывшие друзья наведывались нечасто – у всех своя жизнь… Единственными родными людьми, посещавшими Григорьева, были сестра и племянница. Также за ним ухаживал молодой человек по имени Михаил – преданный поклонник творчества актера. Время от времени оказывал финансовую поддержку интернет-фонд Pomogi.org…

26 февраля этого года Константин Григорьев умер от рака. Похороны состоялись 1 марта на Большеохтинском кладбище. Как рассказал Михаил, на похоронах присутствовали сыновья актера Андрей и Егор, первая жена Лариса, а также сестра и племянница. По информации, поступившей от родственников, помочь с деньгами на похороны вызвался Никита Михалков.


Пропал потрясающий комический дар


Александр Павловский, режиссер фильма «Зеленый фургон»:

– Костя был совершенно неординарной, но при этом довольно трудной личностью. В нем как будто уживались два человека. В узком кругу, среди друзей, он был невероятно трогательным, душевным. Но должен признать, что трагедия, произошедшая в Доме актера… Понимаете, Костя шел к ней. Как у Лермонтова: «А он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой». Эти строчки очень хорошо характеризуют Григорьева. Он бывал и агрессивным, особенно под градусом, мог резануть правду-матку в глаза.

Думаю, во многом Костя не успел раскрыть свой талант, потому что некоторые режиссеры просто боялись с ним работать из-за сложного характера. А ведь по актерскому типу, страсти, привносимой им в образ своих героев, Костя был очень близок к Высоцкому. Да, не досталось ему соотносимых с его мощью ролей… Также не был реализован и его комический талант. Может быть, это покажется странным, ведь внешность у Григорьева была совершенно не шутовская, но в этом-то вся прелесть! Никто на моей памяти не мог сыграть юмор так серьезно. Именно поэтому я сразу же утвердил его на роль начальника уголовного розыска в моем фильме «Зеленый фургон».


Писал стихи, играл на гитаре, вязал


Актер Борис Щербаков, коллега по МХАТу:

– Талантливый человек талантлив во всем – это про Костю. Он ведь был не только артистом, в свободное время писал картины маслом, публиковал в толстых журналах рассказы и сценарии, виртуозно играл на гитаре… Написанную на его либретто музыкальную комедию «Аленка и алые паруса» ставили многие театры страны. А песня на его стихи «Дождь на Неве» долгое время была любимой среди ленинградцев:


Дождь по асфальту рекою 
струится, 
Дождь на Фонтанке, и дождь 
 на Неве… 
Вижу родные и мокрые лица, 
Голубоглазые в большинстве… 

Григорьев и сам ведь был голубоглазый.

А еще в 80-е годы у нас во МХАТе все актрисы были почему-то помешаны на вязании. Так вот, представьте себе, вовсю тогда вязал и Костя Григорьев! Он поднимался со спицами на так называемый женский третий этаж и сидел в коридоре с нашими дамами, обсуждая количество петель…


Готов был побить даже режиссера


Актриса Тамара Семина, партнерша Григорьева по фильму «Трактир на Пятницкой»:

– У нас на съемках «Трактира» вообще была блестящая команда, но Григорьев в ней особенно выделялся своим профессионализмом, просто патологическим. Да и как человек он произвел на меня потрясающее впечатление – общительный, легкий, с чудесным чувством юмора… Хотя при этом у него был довольно взрывной характер. В какой-то момент съемок «Трактира на Пятницкой» произошел конфликт. Дело в том, что режиссер Александр Файнциммер, приглаживая образ ЧК и пытаясь обойти цензуру того времени, выбрасывал из фильма некоторые идеологически «неудобные» сцены. Костя вместе с Колей Еременко хотели даже побить Сашу за это, особенно был возмущен Григорьев: «Кого вы боитесь?! Это же правда! История!» И режиссеру приходилось уступать…

Я до сих пор считаю, что совместная работа с Григорьевым была для меня большой творческой удачей.


Трофимова Анна
Издательский Дом "Собеседник" №15 / 09.04.2007
Обидчиков своих не проклинал


Добавить комментарий к статье




Биография Григорьева
Российские актеры
Биографии актеров
Знаменитые Константины


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2019
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru