![]() |
![]() |
||
![]() |
|||
Александр Городницкий. Зарисовки эпохи • Биография • Барды • Знаменитые Александры • Кто родился в Год Петуха • Биографии бардов Сегодня ему семьдесят. И в это трудно поверить сразу по двум причинам. Во-первых, кажется, что Городницкий, точнее, его песни, были с нами всегда и ставши символом прошедшей эпохи, родились неоткуда – их морской пены романтики, соленых брызг океана, из пространства «вне времени». А во-вторых, не может быть семьдесят человеку, который должен быть всегда молодым – мы же всегда отождествляем лирического героя и просто героя какого-то времени… «И все-таки неинтересных эпох не бывает. И то, чем жило мое потерянное поколение, то, во что мы верили, чем мучились, о чем мечтали, тоже может показаться кому-нибудь интересным.» «Когда на сердце тяжесть И холодно в груди, К ступеням Эрмитажа Ты в сумерки приди, Где без питья и хлеба, Забытые в веках, Атланты держат небо На каменных руках.» Вот такое вплетение в исторический контекст Эрмитажа – зайти с Миллионной, не с Дворцовой площади, подойти к каменным глыбам – на уровне глаз только ступни атлантов и набираться сил от камня и строк, которые всплывут обязательно у 90% населения страны, именовавшейся Советским Союзом. Тогда, когда затухал костер, разожженный шестидесятниками, нужны была именно эта песня – про Атлантов, которые держат небо – вечность, и сколько надо будет держать – никому неизвестно, может быть, тоже вечность, и надо набраться сил на эту бесконечную вечность, чтобы неба не выронить. Ощущение музыки, воздуха, жизни, стиха – бесконечное, органичное – не стихи, шум вечного и уходящего времени, которое течет мимо нас, пенясь на порогах временных сломов. Ощущение – врожденное. «Судя по воспоминаниям отца, читать я научился по газетным буквам к пяти годам, а стихи запоминал со слуха на память довольно легко, и очень любил во время прогулок читать их незнакомым людям. Без тени юмора отец написал дальше: "Алик подходил к какому-нибудь человеку, сидящему на бульваре на скамейке, и спрашивал: "Дядя, вы знаете стихи про челюскинцев?" Если тот говорил -- нет, Алик выпаливал ему это стихотворение с начала до конца Вот откуда появилась у него любовь к публичным выступлениям.» И – какой-то несложившийся образ, тоже размытый, под сурдинку, неяркий, не ассоциирующийся с медвежьим словом «бард». Потому что если бард, то рвутся струны и жилы, если бард – то судьба несложившаяся и признания нет – уж точно при жизни. Если бард – то погибнуть, сгореть умереть, раньше срока, раньше всех сроков – возможных и невозможных. Городницкий шел по жизни такой легкой поступью, что даже не очень было понятно, как он живет – изредка мелькнет афиша – вечер, концерт – никаких потасовок, скандалов, эксцессов, только шум вечного времени в промежутках между концертами. И, судьба – как оказалось – более чем состоявшаяся. «Профессор, академик РАН. Член союза писателей СССР с 1972 г. Лауреат, дипломант, председатель жюри многочисленных фестивалей авторской песни. Более 20 раз ходил в рейсы на научно-исследовательских судах - посетил Канаду, Австралию, Антарктиду, Гибралтар, самые дальние окраины российского Севера: был везде.» Впрочем, эта «пастельность» судьбы – только внешняя, как и в песнях – голос негромкий, мелодия – без эксцессов, а на глубине – такие пласты и такие подводные тени…. «Полундра!» - это было единственное слово, которое осталось на кассете от полуторачасового интервью с Александром Городницким. Наша встреча состоялась в Институте океанологии, где поэт, бард, мэтр авторской песни и академик заведует лабораторией. В вестибюле пахло рыбой - в подвалах института разводили какие-то диковинные ее сорта. Одним словом, романтикой повеяло с самого начала. И вдруг такая неудача - в бракованной таиландской кассете были погребены фантастические рассказы Александра Моисеевича о северных сияниях, морских путешествиях, дальних странствиях, экстремальных ситуациях, когда жизнь поэта, прославившего «жену французского посла», была буквально на волоске от смерти, и о счастливом исходе. Такое интервью пропало...» Эта сдержанность, это все – под сурдинку – издержки ленинградского стиля, высшая интеллигентность поэта и его мастерство – сказать так, чтобы не крикнуть, но чтобы – услышали. «Глеб Сергеевич сказал тогда одну запомнившуюся мне на долгие годы фразу: "Я, конечно, не могу научить вас писать стихи -- это только Господь Бог может. Но если я сумею научить вас отличать плохие стихи от хороших, буду считать, что мы с вами не зря тратили время." С тех пор прошло более сорока лет, но эти слова я запомнил отлично. Действительно, сколько порой одаренных поэтов страдают отсутствием вкуса -- опасной болезнью, становящейся с возрастом неизлечимой, как и другие детские болезни, угрожающие взрослым! А ведь если научиться отличать плохие стихи от хороших, то сможешь и своим стихам, которые каждому автору кажутся замечательными, дать трезвую и правильную оценку, пусть даже самую горькую! И Глеб Сергеевич как мог воспитывал в нас вкус. А мог он многое. Человек с прекрасной памятью, родом из старой ленинградской интеллигентской семьи (мать, Елена Георгиевна, была когда-то актрисой, а отец – известный писатель Сергей Семенов), он обладал тонким и безошибочным литературным вкусом. Прежде всего он читал нам наизусть множество стихов авторов, о которых мы, тогдашние жертвы полуобразованщины и усеченных школьных программ сталинской эпохи соцреализма, попросту ничего не знали. Только спустя много лет я понял, как рисковал Семенов, называя нам многие запретные тогда имена и читая стихи, в ту пору не печатавшиеся. Ведь на дворе был 1947 год. Помню, как-то он прочел нам на занятии строчки неизвестного (так он сказал) автора, которые я запомнил с первого раза наизусть: В глубокой выработке, в шахте, Горю с остатками угля. Здесь смертный дух, здесь смертью пахнет, И осыпается земля. Последние истлеют крепи, И рухнет небо мертвеца, И превращаясь в пыль и пепел, Я домечтаю до конца. Я лишь на миг тебя моложе, -- Пока еще могу дышать: Моя шагреневая кожа, -- Моя усталая душа. "Чьи это стихи?" -- спросил кто-то из нас. Глеб Сергеевич по своей привычке многозначительно поднял брови и ничего не ответил. Только год назад, прочтя подборку в одном из толстых журналов, я узнал, что автор этих "безымянных" полюбившихся мне стихов был Варлам Шаламов, сидевший в то время в колымских лагерях. Как стихи эти добрались до Глеба Сергеевича в то время? Понимал ли он, что играет с огнем -- ведь вход на занятия был практически открытый? Видимо, понимал, но миссионерский свой долг понимал еще лучше.» И отсюда же умение сказать в одной строчке сказать крик эпохи и неумение не сказать, промолчать вовсе. Теперь, когда порносайты выскакивают в виде баннеров, когда «Плейбой» лежит на витрине любого киоска, когда косметика лучших модных домов доступна каждому, кто найдет деньги – а деньги всегда находятся, если желание есть – не понять тем, кто не помнит, как легко и как кардинально была выражена советская мечта о Женщине – не с веслом и с лопатой, а легкой, красивой, свободной, сексуальной… «Мне не Тани снятся и не Гали, Не поля родные, не леса,- В Сенегале, братцы, в Сенегале Я такие видел чудеса! Ох, не слабы, братцы, ох, не слабы Плеск волны, мерцание весла, Крокодилы, пальмы, баобабы И жена французского посла. Хоть французский я не понимаю И она по-русски - ни фига, Но как высока грудь её нагая, Как нага высокая нога! Не нужны теперь другие бабы - Всю мне душу Африка свела: Крокодилы, пальмы, баобабы И жена французского посла. Дорогие братья и сестрицы, Что такое сделалось со мной? Всё мне сон один и тот же снится, Широкоэкранный и цветной. И в жару, и в стужу, и в ненастье Всё сжигает он меня дотла,- В нём постель, распахнутая настежь, И жена французского посла!» Эта песня была написана 18 мая 1970 года. Держать небо оставалось как минимум 15 лет. Городницкий – средостение двух трагедий, кладущих отпечаток на любую судьбу – не Городницкого. Бард и еврей. В его мемуарах - и та, и другая трагедия будут отражены. Но и в мемуарах, в жанре, который можно назвать «Я помню…» этого «Я» Городницкого – совсем нет. Он снова сделал полупрозрачный срез времени, оставаясь в тени, и уходя от действительности – в вечность – под парусами «Крузенштерна»… «Расправлены вымпелы гордо. Не жди меня скоро, жена,- Опять закипает у борта Крутого посола волна. Под северным солнцем неверным, Под южных небес синевой - Всегда паруса "Крузенштерна" Шумят над моей головой. И дома порою ночною, Лишь только раскрою окно, Опять на ветру надо мною Тугое поёт полотно. И тесны домашние стены, И душен домашний покой, Когда паруса "Крузенштерна" Шумят над моей головой. Пусть чаек слепящие вспышки Горят надо мной в вышине, Мальчишки, мальчишки, мальчишки Пусть вечно завидуют мне. И старость отступит, наверно,- Не властна она надо мной, Когда паруса "Крузенштерна" Шумят над моей головой.»1963-2003 годы… «Правда.Ру» 20.03.2003 Александр Городницкий. Зарисовки эпохи. Добавить комментарий к статье • Биография • Барды • Знаменитые Александры • Кто родился в Год Петуха • Биографии бардов Ссылка на эту страницу: |
|
||
©Кроссворд-Кафе 2002-2020 |
dilet@narod.ru |