Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Самое популярное

Интересно

Франция. Знакомство перед путешествием
Обзор курортов Малайзии

Адмирал Макаров. Флотоводец, ученый, изобретатель


Биография Макарова
Путешественники
Биографии военных
Биографии путешественников
Великие мореплаватели
Российские полководцы

Степан Осипович Макаров прошел путь от мичмана до вице-адмирала, был полярным исследователем, океанографом, изобретателем новых видов вооружений. Уже при жизни его называли последним выдающимся адмиралом Российского флота. Неизвестно, как сложился бы ход русско-японской войны, если бы не его трагическая гибель…

27 декабря 1848 года в городе Николаеве Херсонской губернии в семье прапорщика флота (такой чин имели офицеры, служившие только на берегу) Осипа Федоровича Макарова родился очередной ребенок — Степан. Семья будущего адмирала была простой. Отец — фельдфебель суровых времен Николая I, ставший офицером только за девять месяцев до рождения Степана. Мать, Елизавета Андреевна, была дочерью унтер-офицера и образования не имела. Кроме Степана, в семье было два сына — Иван и Яков — и две дочери — Анна и Елизавета.

В возрасте девяти лет Степан теряет мать. Осип Федорович был суров нравом и держал детей в строгости. При случае мог и выпороть… В 1858 году отец получает назначение в Николаевск-на-Амуре. По дороге Макаровы заехали в Санкт-Петербург, где настойчивый Осип Федорович с большим трудом определил сыновей в морские учебные заведения на "казенный кошт". Младшему — Степану — выпало ехать в Николаевское штурманское морское училище, которое находилось в Николаевске-на-Амуре. Семья добиралась туда долгих пять месяцев, и девятилетний Степан под строгим присмотром отца смог блестяще подготовиться к экзаменам. Училище было маленькое — два класса по шесть человек в каждом. Книги становятся главными друзьями детства кадета.

В свое первое морское плавание двенадцатилетний кадет Макаров вышел в мае 1861 года на клипере "Стрелок" из Николаевска-на-Амуре в залив Де-Кастри и военный пост Дуэ. Затем последовали более длительные плавания по Охотскому морю к берегам Камчатки и Сахалина. Исключительные способности Макарова на пятом году учебы были замечены командующим Тихоокеанской эскадрой контр-адмиралом Казакевичем. Он назначает кадета для прохождения морской практики на боевых судах эскадры, а не на "штатских" судах, как других кандидатов в штурманы. Эскадренный командир адмирал Андрей Попов, познакомившись с Макаровым лично, переводит его на свой флагманский корвет "Богатырь" и приказывает столоваться у себя в адмиральской каюте.

В июле 1863 года эскадра совершает девятимесячное плавание к берегам Америки, посетив город-порт Сан-Франциско и Аляску. Штурманский кадет приобретает в плавании по Тихому океану знания и навыки флотской службы. Во время долгого похода Степан по своей инициативе усиленно изучает английский и французский языки, что дает ему возможность свободно общаться с американцами, удивляя всех грамотным произношением. Эскадра простояла в Сан-Франциско несколько месяцев, и Макаров успевает отличиться при тушении берегового пожара, а также… влюбиться в одну американку. Здесь же, на флагманском "Богатыре", Степан начинает вести свой подробный личный дневник. После поступившего приказа о возвращении в училище для продолжения занятий следует трогательная сцена прощания с экипажем "Богатыря". Адмирал Попов дарит Макарову свою фотографию в парадном мундире с орденами и надписью: "Моему молодому другу С. Макарову на память о приятных и в особенности неприятных днях, проведенных со мной. А. Попов. 18 мая 1864 года".

Прибыв в училище, Макаров переходит в старший класс и назначается фельдфебелем, что говорит о примерных знаниях и безукоризненной дисциплине. Также, ввиду недостатка преподавателей, ему поручено заниматься с младшими воспитанниками. 23 апреля 1865 года 16-летний Макаров оканчивает училище первым и в ожидании производства отправляется в плавание на пароходе "Америка". Макаров становится свидетелем снятия этого парохода с мели, что в дальнейшем послужило поводом для написания первой в жизни научной статьи под названием "Описания работ по снятию с мели парохода "Америка".

14 июля 1867 года Макаров производится в гардемарины с назначением на Балтийский флот. В это же время в редакции журнала "Морской сборник" появляется и вторая статья Макарова "Инструмент Адкинса для определения девиации в море", которая на этот раз вышла в свет. После последнего морского похода по просторам Атлантики, 20-летний Макаров 24 мая 1869 года становится офицером Российского флота. Молодого мичмана назначают вахтенным начальником на броненосную лодку "Русалка" Балтийского флота.

Свое первое отличие по службе Макаров получает за победу в шлюпочных гонках, а одна из аварий рождает новую статью "Исследования по непотопляемости судов", которая была напечатана в трех номерах "Морского сборника" в 1870 году. Макаров предложил для заделки подводных пробоин свой знаменитый впоследствии пластырь и сконструировал водоотливную систему. Это было уже больше, чем изобретение, — целая научная система. Мичман Макаров впервые в истории мировой науки дал понятие непотопляемости корабля как одного из главных его боевых качеств. Статья наделала много шума даже в кабинетах Морского министерства. На обсуждении в Кораблестроительном отделении все проголосовали за внедрение изобретений Макарова, а молодой мичман получил поздравление с большим научным успехом. Так в морской толковый словарь вошел термин "пластырь Макарова".

А далее — новое плавание на шхуне "Тунгус", где Макаров получает практику хозяйственника на должности судового ревизора. 1 января 1871 года Макаров совершенно неожиданно для себя и сослуживцев производится в чин лейтенанта "за отличие" и получает 200 рублей наградных за мореходные труды в кругосветном плавании. Столь быстрое повышение в мирное время было случаем из ряда вон выходящим.

Декабрь 1872 года — новый поворот в судьбе Макарова. Его вызывают в Петербург в распоряжение адмирала Попова для строительства нового броненосного флота. В течение последующих четырех лет лейтенант Макаров разрабатывает водоотливные системы для броненосных кораблей и в совершенстве осваивает кораблестроительное дело. Его очередные статьи в "Морском сборнике" привлекают не только специалистов и широкую читательскую аудиторию, но и пристальное внимание иностранных военных агентов. Мундир Степана Осиповича уже украшен орденами Св. Станислава и Св. Анны 3-х степеней. Лейтенант командируется в Вену на Всемирную промышленно-техническую выставку, где с успехом экспонирует "пластырь системы Макарова".

В те годы Степану Осиповичу приходилось очень много плавать на различных судах Балтийского флота. Сослуживцы поражались его работоспособности и самоотдаче. На вопросы о личной жизни и чрезмерной занятости своим делом он отвечал: "А если оно любимое? А если дело спорится? То тогда как мне поступать?".

Грянула русско-турецкая война 1877—1878 годов за освобождение Болгарии от турецкого ига. 27-летний лейтенант Макаров хлопочет о переводе на Черноморский флот, который еще только воссоздается, на любую корабельную должность. Он так и сказал: "Быть военным моряком и оставаться в стороне от большой справедливой войны — не самая яркая строка в офицерском послужном списке". Макаров предлагает невиданные до того "партизанские" приемы борьбы на море — атаковать броненосные суда противника малыми и быстроходными судами с минами, действуя по ночам и возле берегов противника. Окончательное одобрение своих проектов Макаров получил от Великого Князя Константина Романова, генерал-адмирала и главы Морского ведомства. Степан Осипович получает в командование коммерческий пароход "Великий Князь Константин", который быстро превращается в военный корабль.

Первая минная атака на турецкие корабли, несмотря на всю лихость, закончилась неудачей — подведенная под борт мина не взорвалась по техническим причинам. Однако Макаров не падает духом. 29 мая 1877 года "Великий Князь Константин" спускает на воду свои катера возле порта Сулин и производит атаку турецкого броненосца "Иджалие". Взрыв мины вывел из строя корабль противника до конца войны. Подрыв броненосца вызвал откровенную панику на многочисленной турецкой эскадре, которая стала спешно сниматься с якоря. За блестящую атаку лейтенант Макаров удостоился своей первой высокой боевой награды — ордена Св. Владимира 4-й степени с мечами. А дальше победы следовали одна за другой.

В ночь на 16 декабря 1877 года впервые в мире была произведена торпедная атака на броненосец "Махмудие". Атака не была успешной — одна торпеда прошла под днищем и застряла в береговом песке, а вторая раскололась от удара о цепь бонового ограждения и взорвалась под водой. Однако уже 13 января следующего года быстроходный турецкий корабль "Интибах" пошел ко дну, оказавшись первой жертвой торпедного оружия в мировой истории. К тому времени уже 28-летний капитан 2-го ранга Макаров получает чин флигель-адъютанта и причисляется к Гвардейскому экипажу. Российские газеты в боевых сводках с полей войны много писали о славных делах бесстрашного командира минного парохода. Пройдет совсем немного времени, и его назовут "дедушкой минного флота", а наиболее восторженные почитатели — "отцом миноносного флота". К мнению капитана 2-го ранга уже прислушивались высокие чины из Морского ведомства России…

Уже после войны Макаров перевозит на своем пароходе части Русской армии с Балкан в порты Черного моря. В один из рейсов его пассажиром был художник Василий Верещагин, который возвращался с войны вместе с войсками. Они тепло расстались, не подозревая, что встретятся через 16 лет… Здесь же он знакомится и со знаменитым генералом Михаилом Скобелевым. Но это было не последнее знакомство Макарова на борту своего судна. Увидев одну из своих пассажирок — красивую, элегантную девушку с прекрасными манерами — Капитолину Якимову, — 30-летний капитан влюбляется уже безнадежно. В ноябре 1879 года аристократка Якимова становится женой Макарова.

За немалые труды по перевозке войск Макаров получает орден Св. Станислава 2-й степени и получает назначение начальником отряда миноносок 3-го и 4-го флотских экипажей Балтийского флота. Однако долго командовать не пришлось. Макаров едет на Каспий и принимает предложение генерала Скобелева возглавить всю морскую часть Ахалтекинской экспедиции. Операция блестяще закончилась взятием крепости Геок-Тепе. При расставании Скобелев и Макаров обменялись самыми дорогими для офицера наградами — орденами Св. Георгия, став боевыми побратимами.

Макаров поступает в распоряжение посла России в Константинополе и становится командиром парохода "Тамань". Он полностью посвящает все свободное время океанографии и вскоре разгадывает старую загадку наличия двух течений пролива Босфор. Более того, изобретает прибор — флюксометр для изучения скорости течений и выпускает в свет получивший большую известность не только в России трактат "Об обмене вод Черного и Средиземного морей". Что же касается труда "Об изучении постоянных морских течений", то Макаров получает от Российской Академии наук неполную премию митрополита Макария в размере 1000 рублей. Премия давалась раз в два года за лучшую работу по физико-математическим дисциплинам.

Теперь Степану Осиповичу не дают "засидеться" ни на одной должности. Его новаторство и активная деятельность необходимы повсюду. В мае 1886 года Макаров уходит в кругосветное плавание на только что построенном быстроходном корвете "Витязь". Пройдено 59 269 миль по Атлантике, Тихому и Индийскому океанам. Летом и осенью 1887 года — плавания по Японскому, Охотскому и Берингову морям. Научным итогом "кругосветки" стал двухтомный труд по океанографии "Витязь" и Тихий океан", удостоенный Российской Академией наук полной Макарьевской премии и золотой медали Российского Географического общества.

В январе 1890 года Макаров становится самым молодым контр-адмиралом Российского флота. Недолго пробыв в должности младшего флагмана Балтийского флота, Макаров назначается главным инспектором морской артиллерии. Именно он становится автором знаменитого изобретения — "макаровского" бронебойного колпачка, который приняли на вооружение все флоты мира. Это изобретение выявило и полное бескорыстие Степана Осиповича. Он имел право по всем международным законам взять патент на уникальное изобретение в артиллерийском деле и нажить миллионы. Что ему и советовали окружающие. Макаров ответил, как всегда, просто: "Пусть мое изобретение достанется Отечеству, ведь я его служивый человек". Вскоре следует заграничная поездка для осмотра заводов, изготовляющих корабельные орудия и броню. Макарова везде принимают с исключительным почетом и уважением. Строевые должности сменяются научными исследованиями, публикации новых статей в "Морском сборнике" — экспедицией в Средиземном море и плаванием на Дальний Восток. Здесь "покоритель брони" с головой уходит в дело повышения боевой готовности военного флота России. Он налаживает боевую повседневную учебу, готовит инструкцию на случай военного конфликта. Мысли о русско-японской войне еще не витали в кабинетах Морского министерства, но вечно "беспокойный" Макаров уже активизирует сознание флотской общественности на этот счет. Его знаменитые "Рассуждения по вопросам морской тактики", вышедшие в 1897 году, актуальны и по сегодняшний день. В скором времени последовали переводы этого труда на английский, японский, испанский, итальянский, турецкий языки. В авторском предисловии есть такие необходимые и современным офицерам строчки: "…Но войны теперь бывают редко и продолжаются недолго, между тем мир преобладает, и его условия отодвигают войну на второй план. Поэтому каждый военный или причастный к военному делу человек, чтобы не забывать, для чего он существует, поступал бы правильно, если бы держал на видном месте надпись: "Помни войну, принятую нами в девиз настоящего труда". Макаровское творение стало настольной книгой не одного поколения моряков и вызвало самый бурный интерес у офицеров флота. Под этим же девизом проходили и его лекции по тактике в 1896 году в Кронштадском морском собрании и их последующие обсуждения.

Многолетняя военная служба выработала у Степана Осиповича приверженность к строгому распорядку дня. Засыпал он сразу, как только ложился, — всегда, в любых условиях. Он считал это совершенно необходимым условием для военного человека, сон которого в любую минуту может прервать сигнал тревоги. В половине двенадцатого ночи Макаров пил чай и ложился спать ровно в час ночи. Писал он только в копировальную тетрадь и только остро отточенным карандашом. В такие часы его мог беспокоить лишь один человек — старый денщик из матросов, Иван Хренов, служивший у адмирала еще со времен кругосветки на "Витязе". В распорядке дня обязательно присутствовала и физкультура. Степан Осипович обладал от природы большой силой, регулярно занимался гимнастикой, хорошо плавал, любил грести на шлюпке. На всех кораблях, где он служил, организовывались шлюпочные гонки, стрельбы, фехтование и гимнастика. Всеобщую любовь к себе он заслужил благодаря поистине отцовской заботе о здоровье и питании нижних чинов. Степан Осипович мог покурить с матросами махорку и никогда не садился за офицерский стол, не сняв пробы с пищи для рядовых. Матросы иначе как "Борода", "Наш старик", "Отец наш" не называли его. Можно ли пожелать больше любому командиру? Вместе с тем Макаров слывет строгим, суровым и даже придирчивым во всем, что касалось службы, дисциплины, внешнего вида подчиненных.

Макаровская школа воспитания являлась, по сути, продолжением традиций Суворова, Ушакова, Скобелева. Хорошо зная военную историю России и понимая ее огромную роль в воспитательном процессе, Макаров прививает любовь к ней у матросов и офицеров. Пребывая на своей хлопотливой должности, Макаров продолжает печататься. В 1901 году выходит немалым по тем временам тиражом в 2000 экземпляров его книга "Ермак" во льдах", доклад "О непотопляемости судов и ее обеспечении", научные работы "Броненосцы или безбронные суда?", "Без парусов". Как всегда, публикации вызывают немало дискуссий на флоте и профессиональную заинтересованность за рубежом.

Приближался 1904 год. Еще за десять лет до начала русско-японской войны 1904—1905 годов Макаров обращал внимание Морского министерства на приближение военного конфликта на Дальнем Востоке. Он указывал на необходимость усиления боевой мощи русского Тихоокеанского флота, слабость его базирования, неподготовленность к войне порта и крепостных укреплений Владивостока. Но к макаровским предостережениям не прислушались ни тогда, ни в преддверии самой войны… С началом войны общественное мнение было единодушным: "Адмирала Макарова — в Порт-Артур!". Сам Степан Осипович говорил с горечью своему окружению: "Сегодня я предпочел бы служить не в Кронштадте, а в Порт-Артуре…".

1 февраля 1904 года вице-адмирал Макаров специальным нарочным из Зимнего дворца получает высочайшее уведомление о том, что государь Николай II назначил его командующим Тихоокеанским флотом. Сборы были короткими, прощание с семьей непродолжительным. Через три дня новый командующий уже ехал сибирским экспрессом на Дальний Восток. Командовать он начинает уже в поезде — по телеграфу Макаров добивается улучшения снабжения порт-артурской крепости углем, боеприпасами, а также перевода хорошо зарекомендовавших себя на других флотах офицеров. Утром 24 февраля флаг командующего взвился на мачте быстроходного крейсера "Аскольд" в Порт-Артуре. На боевых кораблях эскадры такой жест оценили по достоинству — жди активных наступательных действий.

Соотношение сил на море было явно в пользу японцев, и решиться на наступательные действия мог флотоводец, который твердо верил в боевой дух экипажей, их выучку и свой талант. Уже на второй день после прибытия Макарова в Порт-Артур в море выходят шесть миноносцев и в артиллерийском бою с миноносцами противника одерживают первую победу! Макаров сам выходил в море на крейсере "Новик". В порт-артурской крепости и прежде всего в корабельных экипажах заговорили: "Сам пошел в бой. Не убоялся. Есть теперь кому эскадру в бой вести…". После перекидного огня кораблей противника по внутренней гавани Порт-Артура Макаров срочно организует ответные меры. Когда броненосная эскадра адмирала Того вновь появилась с расчетом безнаказанно нанести очередной урон, она неожиданно подверглась обстрелу с дистанции 15 километров. В самом начале огневого боя один из русских тяжелых снарядов угодил в эскадренный броненосец "Фуджи". Командир корабля погиб. Японская эскадра отошла… Матросы говорили: "Значит, не боится наш Дедушка японской армады. Хорошо придумал вести огонь через гору".

В последние февральские дни 1904 года в Порт-Артур прибыл в творческую "фронтовую" поездку художник-баталист Верещагин. Произошла теплая встреча давних знакомых, и Верещагин принял предложение Степана Осиповича быть его гостем на "Петропавловске".

В ночь на 31 марта 1904 года по приказу командующего флотом в море вышли восемь миноносцев с задачей осмотреть стоянки на островах Эллиот и в случае обнаружения десантных сил японцев — атаковать. Осмотрев стоянки, русские корабли взяли обратный курс на Порт-Артур. Однако ночью из-за сильного ливня один из кораблей отстал и, встретив группу японских миноносцев и приняв их за своих, встал в общий строй. Утром миноносец поднял Андреевский флаг, и обнаружилась ужасная ошибка из тех, что иногда случаются на войне. Миноносец "Страшный" принял бой один против шести кораблей противника. Получив известие об этом, Макаров немедленно высылает помощь, а затем на внешний рейд стала выходить вся эскадра. "Петропавловск" вышел на внешний рейд в 7 часов 15 минут. В 8 часов 40 минут стала видна эскадра противника. Соотношение сил было не в пользу русского флота, и Макаров принимает решение дать бой под прикрытием сильных береговых батарей Порт-Артура. В 9 часов 30 минут русские корабли находились в двух милях от берега и выстраивались в боевую линию. Все ожидали приближения неприятельской эскадры и начала боя. Адмирал Макаров был полон решимости дать в этот день генеральный бой флоту адмирала Того.

9 часов 43 минуты. У правого борта "Петропавловска" раздался взрыв. Над броненосцем мгновенно вырос громадный, раза в два превышающий его высоту, столб черно-бурого дыма и пламени, который совершенно окутал корабль. Затем под мостиком корабля раздался еще один взрыв — более мощный и звучный. Из середины "Петропавловска" выплеснулась масса огня с желто-зеленым и бурым дымом. Фок-мачта всей тяжестью обрушилась на развороченный мостик, где ничком лежал в крови вице-адмирал Макаров. В 9 часов 45 минут броненосец начал быстро уходить под воду объятый пламенем…

Погиб и Василий Верещагин, так и не успев закончить начатый портрет Макарова и унеся на дно моря все свои порт-артурские работы… По заключению Морского технического комитета, броненосец коснулся мины (или минной банки — нескольких мин сразу), что привело к первичному взрыву и последующей детонации в снарядах и минах самого корабля. Россия потеряла будущее своего флота и уже 31 марта проиграла русско-японскую войну…

В 1913 году Степану Осиповичу Макарову в Кронштадте был возведен памятник работы замечательного скульптора Шервуда, который изобразил его в качестве былинного ратоборца Ильи Муромца. На памятнике начертано: "Помни войну!".


Игорь РОДИН, представитель РОВС в Киеве
"Киевский ТелеграфЪ" 23 - 29 сентября 2005


Добавить комментарий к статье




Биография Макарова
Путешественники
Биографии военных
Биографии путешественников
Великие мореплаватели
Российские полководцы


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru