Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Самое популярное

Леонид Быков. Будем жить!


Биография Быкова
Вечный комэск
Фильмография Леонида Быкова
Главный фильм своей жизни снять успел
Российские актеры
Стрельцы (по знаку зодиака)
Биографии актеров
Знаменитые Леониды
Российские режиссеры
Биографии режиссеров
Кто родился в Год Дракона

Великая Отечественная для каждого стала мерилом, высшим экзаменом на прочность, "пробой на излом" человека. Со щемящей грустью мы вспоминаем прозу писателей-"окопников", киноленты о человеческих судьбах на войне. Фильмы "Летят журавли" Михаила Калатозова, "Иваново детство" Андрея Тарковского или "Баллада о солдате" Григория Чухрая стали всемирно признанными эталонами жанра военного кино. В этой связи нельзя не вспомнить о Леониде Быкове, о создании им жанра героической кинокомедии, воплотившейся в незабываемой кинодилогии "В бой идут одни "старики" (1973) и "Аты-баты, шли солдаты..." (1976).

Леонид Быков родился 12 декабря 1928 года. Он — из того поколения, которое "не успело на войну". Подростком он работал на аэродроме, ожидая приема в летное училище. В конце концов — дождался и в 1945-м поступил в летную школу. Но вскоре ее расформировали — война окончилась, а ему остались лишь рассказы и память. Он мечтал снять фильм о тех, кто не вернулся с войны. "Если бы не это проклятущее кино, был бы я летчиком. В небе. Где нет дорог и правил уличного движения. А есть только простор и воля. Летал бы. Как демон..."

"Предчувствие темы" привело его к созданию фильмов, ставших данью благодарности тем, кто подарил его поколению возможность увидеть жизнь такой, какой она стала сегодня. Сценарий "В бой идут одни "старики" написан самим Быковым и Евгением Оноприенко за две недели. Уговаривать же сценариста пришлось три года. Символическим "намеком" судьбы для молодого выпускника Харьковского театрального института стал его приезд в Киев, где он собирался поступить в актерскую школу Киевской киностудии. Не имея возможности устроиться в общежитии, он приспособил для жилища немецкий танк (!), стоявший на выставке трофейного оружия в Пушкинском парке.

Тема войны стала главной в творчестве Леонида Быкова. Собственный опыт научил его, что новые поколения, не видевшие войны, будут смотреть на нее иными глазами, чем их родители. Главный ее урок: наибольшая ценность в жизни — прежде всего человек, борющийся с собственным отчаянием и страхом, а уж затем — герой или подвижник. Быков стремился отыскать в войне то, что делает нас лучше. Его личная правда не только в жертвах и испытаниях ради свободы, а в сохранении в себе человеческих качеств, в "очеловечивании" героики до проблем простых людей. Ему хотелось рассказать о тех, кто шел в бой не с криком: "За Родину, за Сталина!", а шептал: "До тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага...".

Творческий прием Леонида Быкова можно назвать "героическим наивом". Искусство наива затрагивает глубинные архетипы, напоминает произведения для детей. Карнавальность примитива — это нескончаемый праздник, где на смену страху приходит смех. Высмеять страх — это уже победить его. Архаика примитива апеллирует к инстинктам, к самобытной культуре и потому — выше идеологии. Героем такого "альтернативного соцреализма" становится наивный герой, такой себе Иванушка-дурачок, Емеля на печи, который, не напрягая чрезмерно свои нервы, с простецкой ухмылкой "выкаблучивает" чудеса-нелепицы, которые в конце концов оказываются подвигами. Такой наивный герой не несет зла, потому и становится универсальным.

Именно поэтому герои Быкова и не стали "типажами" соцреализма. Они не настолько пафосны, как "нужно", слишком уж полнокровны, переполнены нестреноженной жизненной силой. Их героический порыв вовсе не сдерживает иронию, буффонаду, которая наряду с трагизмом оказывается весьма уместной, даже целительной. Его фильмы стали иллюстрацией сугубо народного чувства юмора — мгновенного перехода от смеха к плачу. Это солдатский фольклор на экране. Тут Леонид Быков играет "самого себя", свою мечту о небе, о свободе. Его капитан Титаренко, командир "певучей эскадрильи", задорный Маэстро — это сказочный Иван-царевич, пересевший с коня на истребитель. А балагур ефрейтор Святкин, Сват — фольклорный персонаж, эпический герой — Илья Муромец в хаки или Вася Теркин, который издевается над всем паскудством жизни, не боится ничего и не теряет чувства юмора, даже идя на смерть. Смех — его оружие, потому он и побеждает — не физически, а духовно. А сам фильм "Аты-баты, шли солдаты..." обретает жанровые черты баллады, становится "сагой о солдате".

Леонид Быков сумел "озвучить" восприятие войны не из глубины окопа. Например, "Смуглянка" появилась в его творчестве как воспоминание о послевоенном поезде, где юноша встретил двух летчиков, уцелевших из целой эскадрильи. Мужественные люди, смеясь сквозь слезы, пели под гармошку песню, которая была одновременно и гимном, и реквиемом.

Увы, судьба отмерила Быкову мало времени, и многие планы ему так и не удалось реализовать. У него был замысел экранизировать "Не стреляйте в белых лебедей" Бориса Васильева и "Последний срок" Валентина Распутина, а также он писал сценарий о судьбе морского десантника. К тому же начал постановку фильма "Пришелец". В 1965 году Леонид Быков получил звание заслуженного, а в 1974-м — народного артиста Украины. Впрочем, вряд ли в будущем его ожидал путь, укрытый неувядающими розами.

Наша память о нем воплотилась в фильме Леонида Осыки "...которого любили все". Автокатастрофа стала жестоким финалом его пути, осиротила всех нас. Его ленты остались духовным завещанием — никогда, ни при каких обстоятельствах не отчаиваться и больше смерти бояться самого страха. В Васильковском авиаполку, где происходили съемки "Стариков", базируется современный МиГ-29, на борту которого нарисован нотный стан — знак "певучей эскадрильи". В кабинете командующего ВВС рядом с портретами прославленных асов Кожедуба и Покрышкина — портрет Леонида Быкова. Памятник всем боевым летчикам на склоне Днепра в Киеве — бронзовый комэск Титаренко...


Андрей Шестаков
"Киевский ТелеграфЪ" 9 - 15 декабря 2005


Добавить комментарий к статье




Биография Быкова
Вечный комэск
Фильмография Леонида Быкова
Главный фильм своей жизни снять успел
Российские актеры
Стрельцы (по знаку зодиака)
Биографии актеров
Знаменитые Леониды
Российские режиссеры
Биографии режиссеров
Кто родился в Год Дракона


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru