Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Олег Янковский. Барон Мюнхгаузен не страдает ностальгией


Лицо Олега Янковского
Четыре послания Олегу Янковскому
Последний народный артист эпохи
Биография Янковского
Он завещал нам мудрую улыбку барона Мюнхгаузена
Фотографии Янковского
Самый честный Мюнхгаузен
Тот самый Янковский
Его зеленые глаза
Две черные розы барону Мюнхгаузену
Янковский работал на износ
Труды и дни Олега Янковского
Интересные факты
Фильмография
Новости
Российские актеры
Биографии актеров
Люди с фотографиями
Рыбы (по знаку зодиака)
Знаменитые люди по имени Олег
Интересные факты о людях
Интересные факты об актерах
Фильмографии актеров
Кто родился в Год Обезьяны

Добавить отзыв о человеке

Олег Янковский Олег Янковский: "Волнение всегда испытываешь перед премьерой — это как новый костюм, все так неловко"


Как-то на съемках своей картины "Полеты во сне и наяву" режиссер Роман Балаян сказал: "Олег Янковский обладает удивительным сочетанием — у него в глазах есть что-то божье и дьявольское одновременно". И это действительно так. Донжуаны, подлецы, обманщики и даже убийцы выходят в его исполнении чертовски привлекательными! Ну а слова волшебника из "Обыкновенного чуда" и барона Мюнхгаузена уже давно разобраны на цитаты и прочно вошли в наш ежедневный словарный обиход. Всего Олег Иванович снялся более чем в 100 фильмах, работал с такими режиссерами, как Михаил Швейцер, Эмиль Лотяну, Роман Балаян, Владимир Басов, Андрей Тарковский и Марк Захаров, в театре под руководством которого он играет уже свыше тридцати лет. Именно здесь мы и договорились встретиться перед спектаклем "Tout paye, или Все оплачено", в котором он играет вместе с Чуриковой и Збруевым. Олег Иванович раскуривает трубку — без которой его сейчас даже сложно представить — и спрашивает: "Ну так что вас мучает?". Честно сказать, вопросов хотелось задать бесконечное количество, но время — увы! — имеет свойство неумолимо двигаться вперед…


- Олег Иванович, вы уже 33 года работаете в Театре Ленинского комсомола. Никогда не было искушения уйти в другой театр?

— У меня вообще в жизни было всего два театра — Саратовский драматический и потом сразу Ленком. Когда я начал сниматься, то работал еще в Саратове, и меня сразу же стали приглашать в разные столичные театры, к Товстоногову даже звали в Санкт-Петербург. Но Москва мне всегда была как-то ближе, да простит меня северная столица — мне там как-то не по себе, климатические условия, что ли? Я люблю там находиться, но чтобы жить и работать — нет! И вот тогда на съемках картины "Служили два товарища" Ролан Быков мне сказал: "Не рвись сразу в Москву, ты будешь сниматься, и много. Но надо въехать сюда на белом коне". Он имел в виду, что мне нужно было найти своего режиссера. И я поверил ему. Я долго не соглашался на предложения, продолжал играть в Саратовском театре, и как раз в это время Марк Захаров принимает Ленком. А в него как в режиссера я уже давно был влюблен, еще по "Доходному месту" в Театре сатиры и по "Разгрому" в Театре имени Маяковского. Евгений Леонов, с которым я как раз снимался в фильме "Гонщики", рассказал обо мне Захарову и уговорил посмотреть меня. Так я и попал в Ленком. Мы настолько привыкли к эстетике Марка Захарова, что, может быть, это даже наша беда. В том смысле, что в театре такая сильная режиссерская рука, что мы, возможно, мало в чем-то развиваемся. Но с другой стороны — мы разговариваем на этом языке, понимаем друг друга с полуслова, и нам легко, поэтому даже не возникает желания что-то менять. Надо сказать, что наши актеры даже в антрепризах не участвуют. Зачем куда-то уходить, если можно все это сделать в рамках театра? Так что от добра добра не ищут.

- В 2001 году вы дебютировали в качестве режиссера, сняв картину "Приходи на меня посмотреть". В спектакле "Tout paye, или Все оплачено", который сейчас идет на сцене Ленкома, вы обозначены как режиссер. Пробуете себя и на театральных подмостках?

— Спектакль поставил эстонский режиссер Эльмо Нюганен и уехал. Но нужен человек, который бы направлял действие, иначе все легко может развалиться. Поэтому я, параллельно играя одну из главных ролей, слежу за этим, держу, что называется, руку на пульсе. Спектакль "Tout paye, или Все оплачено" поставлен по пьесе Ива Жамиака, которая у нас хорошо известна под названием "Мсье Амилькар" или "Господин Амилькар платит". Она написана в 47-м году, была очень популярна где-то в 60-е годы, шла в Санкт-Петербурге, Москве, на периферии, а потом ее как-то забыли. А мы в театре как раз искали такую очень добрую историю, и продюсеры предложили именно эту вещь. Благодаря стечению обстоятельств мы встретились с Ньюганеном, который уже давно мечтал поработать с Чуриковой, Збруевым и со мной. Мы немного переписали пьесу, что-то изменили, убрали некий излишний мелодраматизм, который там присутствовал. Нам хотелось сделать веселое зрелище и в то же время заставить зрителей задуматься о чем-то более серьезном. И получилась история о том, что все мы немножко одиноки и всегда ищем близких людей. Спектакль очень хорошо принимают зрители, да и мы сами получаем от него колоссальное удовольствие, поскольку собралась такая компания. Можно и "дурака повалять", в хорошем смысле этого слова. Спектакль "малонаселен" актерами, негромоздкие, лаконичные декорации, поэтому есть возможность выезжать с ним. Мы уже показывали его в Эстонии, Латвии, два раза в Киеве — кстати, опять просят приехать.

- Где более благодарная публика — в столице или на периферии? Столичная, наверное, как-то больше избалована?

— Более благодарная публика, пожалуй, действительно на периферии. Поскольку столичные театры, за исключением антреприз, сейчас редко выезжают на гастроли, и у провинциального зрителя это единственная возможность что-то увидеть. В Москве публика тоже благодарная, но здесь зрители разделились по своим вкусам и предпочтениям — есть поклонники Малого театра, Вахтанговского, "Современника", и они могут, допустим, не принимать эстетику других театров. Например, когда Владимир Машков на сцене МХАТ осуществил постановку комедии "№13", публика стала возмущаться, что в легендарном театре идет такой легкомысленный спектакль. Нас, кстати, тоже осудили за Жамиака — как это такие актеры позволили себе бульварную пьесу! Но притом что мы играем серьезные вещи, например, "Шута Балакирева" по последней пьесе Горина и другие, то позволили себе такой жизнерадостный спектакль. И я думаю, что сейчас нашему зрителю это нужно. На нас каждый день обрушивается очень много разной негативной информации, и если мы идем в театр, то хотим хотя бы там получать какие-то положительные эмоции. Хотя тут важно, конечно, не опускаться ниже "ватерлинии".

- Что вы делаете перед тем как выйти на сцену? У каждого актера существует какой-то свой ритуал...

— Наверное, кинематограф, где нет длинного репетиционного периода — надо быстро собраться и снять дубль, другой, — дает какой-то определенный опыт в этом смысле и заставляет организм моментально собраться. Поэтому не ждите от меня, что я за кулисами, как спортсмен перед прыжком. Я, наоборот, стараюсь не зажаться, расслабиться, а потом — секунда, и ты на сцене. Определенное волнение всегда испытываешь перед премьерой, поскольку это как новый костюм — все так неловко, не прижилось еще к тебе, не прилипло. Я вот играл во Франции, на французском языке, и поначалу волновался как-то, мне нужно было собраться. А через какое-то количество спектаклей я уже мог отвлекаться, разговаривал с актерами, шутил перед самым выходом на сцену.

- Бывают встречи, которые определяют очень многое в жизни. Скажите, у вас была такая?

— Встречи бывают разные, бывают судьбоносные. Вот если бы Наташа Терпсихорова, ассистент по актерам Мосфильма, не приехала в Саратов за другим актером и случайно не увидела меня, то, может быть, моя жизнь сложилась бы по-другому. (Так же были найдены Евгений Дворжецкий, Владимир Конкин и другие. У нас на периферии очень много замечательных актеров, и не всем им, к сожалению, судьба улыбается.) И я сыграл в фильме "Щит и меч", потом в картине "Служили два товарища" — они снимались почти одновременно. Я сразу попал в такое окружение — Владимир Басов, Станислав Любшин, Алла Демидова, Ролан Быков, Владимир Высоцкий. У меня просто голова кружилась от всего, что происходило вокруг меня.

- Звездной болезнью переболели?

— Нет, тут как-то Господь Бог уберег меня. В том, что я не сломал себе позвоночник, наверное, сыграло роль и мое воспитание. На самом деле это очень тяжелое испытание, не все его выдерживают. Но я как-то сразу решил, что когда судьба дает тебе так много возможностей, то, наоборот, нужно становиться более ответственным. Я до сих пор придерживаюсь таких принципов — человек всегда должен отвечать за то, что делает и как он это делает.

- Вы когда-то сказали, что снимаетесь только тогда, когда вам есть что сказать. Это правда?

— Это, быть может, громко звучит, но я стараюсь всегда появляться на экране по какому-то поводу. Бывают какие-то декоративные роли, в которых можно было бы сняться, ну а зачем, что это даст? Вот Воланда у Бортко я отказался играть, потому что это какое-то знаковое дело, я не захотел. Был бы помоложе, смог бы сыграть Иешуа и сделал бы это неплохо.

А что вы хотели сказать Комаровским в многосерийном художественном фильме Прошкина "Доктор Живаго", который недавно показали на НТВ? — Я согласился сыграть эту роль после того как прочитал сценарий Юрия Арабова. Встреча с Комаровским в таком контексте мне была чрезвычайно интересна. Арабов дал возможность глубже взглянуть на эту непростую личность, на русскую историю сквозь призму уже нашего времени. Мы же очень странные в радости и в созидании. Это ведь только у нас — нигде больше — есть такая поговорка: "Не важно, что у меня коровы нет, главное, что у тебя сдохла". И тогда радость на душе, понимаете? Вот сегодня как раз комаровские преуспевают.

Я лично первый раз читал роман "Доктор Живаго" еще в то время, когда все было запрещено, и помню, что он произвел на меня впечатление. Уже потом, гораздо позже, я увидел фильм Дэвида Лина с Омаром Шарифом в главной роли и английскую телеверсию Джакомо Кампиотти с Кирой Найтли, которые, не скрою, расстроили меня. Разные страны, менталитет, культура. И американцев, и англичан интересовал прежде всего треугольник — Тоня—Лара—Живаго, а все остальное — это как-то уже вокруг да около.

- Недавно в рамках фестиваля "Черешневый лес" проходила ретроспектива итальянского неореализма, на которую приезжал Тонино Гуэрра. Вы с ним дружите?

— Насчет дружить — не могу сказать, у нас все-таки разный возраст, и потом, я не в такой степени владею итальянским языком, но мы в очень хороших отношениях. Во-первых, мы прожили вместе полгода, пока снималась картина "Ностальгия", к которой Гуэрра написал сценарий. К тому же Андрей Тарковский был его большим другом, поэтому как-то так был пригрет и я, и такие добрые отношения у нас остались. Тонино вообще очень любит Россию, может быть, потому что у него русская жена, он часто бывает в Москве. И, несмотря на свой солидный возраст, он легок на подъем. А когда он узнал, что мы делаем в рамках фестиваля ретроспективу итальянского неореализма, то просто задрожал, поскольку причастен к нему. Антониони, Висконти, Феллини, Росселини, Витторио де Сика — они определили развитие всего европейского и американского кино на долгие годы. А в конце ретроспективы мы показали "Ностальгию", и, конечно, для Тонино это был лишний повод встретиться со мной, поговорить с аудиторией и вспомнить Андрея.

Вот сколько лет картине, а ее все еще смотрят и любят. У меня был такой случай. Я, находясь в Париже, решил поклониться могиле Андрея Тарковского и приехал на русское кладбище Сен-Женевьев-дю-Буа. Народу почти нет. Стою со своими мыслями у могилы и вижу — приближается японец. Подходит к могиле Тарковского, стоит, тоже о чем-то думает. Потом оборачивается на меня, смотрит, какая-то пауза. И вдруг резко поворачивается ко мне — глаза буквально на лбу и начинает что-то быстро и громко говорить. То есть поскольку мы все для них, видимо, одинаковы на лицо, он долго осознавал — я это или не я. Париж, русское кладбище, никого нет, только японец и исполнитель главной роли в фильме Тарковского "Ностальгия".

- Вам нравится то, что делает ваш сын?

— Мне нравится. Он пока ищет себя. Наверное, современный режиссер должен как-то попробовать себя в разных жанрах. У него была первая и, мне кажется, очень талантливая картина о своем поколении "В движении", потом "Статский советник", и вот сейчас он заканчивает фильм "Меченосец". Мне ничего не рассказывает, говорит: "Посмотришь в кино". Я знаю приблизительно, что это фэнтези. Как я понимаю, Филипп любит этот жанр, я к нему отношусь осторожно и даже волнуюсь, как я буду воспринимать картину.

- Вы не хотели бы с ним встретиться на съемочной площадке?

— Конечно, хотел бы! Я мечтаю сыграть пожилого Эраста Фандорина в постановке Филиппа Янковского. Борис Акунин нам обещал написать продолжение — пока молчит, но я буду доставать его.

- Как вы вообще относитесь к нынешней кинематографической молодежи?

— Закончив руководить фестивалем "Кинотавр", я, тем не менее, продолжаю внимательно наблюдать за тем, что происходит в кино. И я просто убежден, что в этом смысле у нас есть определенное движение. Сейчас пришли молодые ребята, которые набили руку на рекламе, и они встают на ноги, начинают снимать свое кино, разное, но так и должно быть — разные почерки, стили, это замечательно! Вот, например, девочка Оксана Бычкова сняла сейчас "Питер FM". Стильная, светлая картина, снята за копейки, как и "Возвращение" Андрея Звягинцева. Не все будут снимать блокбастеры, как Федя Бондарчук, хотя "9-я рота" — это тоже замечательно и нужно. Вот "Дневной дозор" — дело спорное, надо ли нам идти по такому подражательскому пути? Если судить по колоссальной кассе, которую он собрал, то, наверное, надо.

- А вы знаете, что повлияли на судьбу очень многих людей?..

— Да?!

- Например, доподлинно известно, что Даниил Спиваковский, посмотрев вашу "Крейцерову сонату", решил стать актером.

— Серьезно?!

- Ну а отдыхать вы успеваете?

— Вот это я не умею, честно! Я так завидую Леониду Ярмольнику и Андрею Макаревичу в этом смысле! У них целая программа, выезды куда-то всем семейством. Саша Абдулов умеет это делать… Может быть, это связано с тем, что я где-то на четвертой скорости с 22 лет, по 6 картин в год, поезда, самолеты, гостиницы… Поэтому когда появляется какой-то маленький отпуск, то я пребываю в каком-то просто инертном состоянии и организовать отдых, тем более для всей семьи, не умею. Но мне это прощается!

- Вы так органичны с трубкой. Давно увлекаетесь? Трубки коллекционируете?

— К трубке я по-настоящему пристрастился лишь в последние годы — с ней как-то уютнее, располагает посидеть, подумать. Трубок, вообще, должно быть много. У меня уже где-то штук 30—40.

- Олег Иванович, вот в вашем понимании, что такое счастье?

— На этот вопрос очень сложно ответить, потому что все так относительно. Я думаю, что сама жизнь — это, наверное, и есть счастье! Вот дается тебе жизнь, другой вопрос, как мы ею распорядимся. Но все-таки жить — это счастье!


Беседовала Раиса Вивчаренко (Москва)
"Киевский ТелеграфЪ" 23 - 29 июня 2006


Добавить комментарий к статье


Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


Последние новости

2022-03-16. Внучка Олега Янковского получила награду на американском фестивале искусств SXSW
Российская актриса Елизавета Янковская получила награду американского фестиваля искусств South by Southwest (SXSW). Об этом сообщает РИА Новости.

2016-06-26. Умер последний из братьев Янковских
В столице Белоруссии скончался народный артист СССР Ростислав Янковский. Об этом в воскресенье, 26 июня, сообщается на сайте Национального академического драматического театра имени Максима Горького в Минске, где служил актер. Янковскому было 86 лет.

2016-05-28. В Саратове открыли памятник Олегу Янковскому в образе Мюнхгаузена
В Саратове открыли памятник народному артисту СССР Олегу Янковскому. Скульптура, изображающая актера в образе барона Мюнхгаузена, расположена в сквере Театра драмы имена Слонова, где служил Янковский. Об этом в субботу, 28 мая, сообщает «Регион 64».





Лицо Олега Янковского
Четыре послания Олегу Янковскому
Последний народный артист эпохи
Биография Янковского
Он завещал нам мудрую улыбку барона Мюнхгаузена
Фотографии Янковского
Самый честный Мюнхгаузен
Тот самый Янковский
Его зеленые глаза
Две черные розы барону Мюнхгаузену
Янковский работал на износ
Труды и дни Олега Янковского
Интересные факты
Фильмография
Новости
Российские актеры
Биографии актеров
Люди с фотографиями
Рыбы (по знаку зодиака)
Знаменитые люди по имени Олег
Интересные факты о людях
Интересные факты об актерах
Фильмографии актеров
Кто родился в Год Обезьяны


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru