Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайный словарь

Интересно

Швейцария: Молочные реки и сырные берега
Египет. Коммунизм на отдельно взятой территории

Феномен Альфреда Шнитке. Выдающемуся композитору современности 70 лет


Биография Шнитке
Российские композиторы
Биографии композиторов
Стрельцы (по знаку зодиака)
Знаменитые Альфреды

Современная академическая музыка в подавляющей массе — явление, к которому тяготеют в основном эстеты, а потому это удел избранных. Причин тому несколько. Во-первых, она отгородилась от широкого слушателя малопонятным для непосвященных языком. Во-вторых, культивирует элитарные жанры и рафинированные чувства. В-третьих, развиваясь по своим внутренним и часто непонятным законам, требует все большей и большей интеллектуальной и эмоциональной отдачи публики.

Творчество наших современников упорно, но не всегда успешно борется за своего слушателя, вкусовые пристрастия которого базируются на академических образчиках. С другой стороны, ему противостоят новые жанры, рожденные ХХ веком (джаз, рок). Наконец, вездесущая попса также стремится вставить свои "пять копеек", паразитируя на всех и вся и предлагая потребителю "легкоусвояемый" музыкальный эрзац.

В сложившейся ситуации популярных современных композиторов, пишущих и академическую, и "легкую" музыку, — единицы. Чем же объясняется успех их творчества: гениальностью, чувством конъюнктуры или простым везением?

Эти мысли навеяны юбилеем одного из уникальных композиторов — Альфреда Шнитке. 24 ноября ему исполнилось бы 70 лет. Этой дате был посвящен традиционный "музыкальный четверг" в посольстве Российской Федерации. Коротким вступительным словом его открыл Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Украине Виктор Черномырдин. Молодые киевские музыканты — воспитанники Национальной музыкальной академии Украины имени Чайковского блестяще исполнили несколько сочинений выдающегося композитора.

В каталоге произведений Альфреда Гарриевича — 70 названий, не считая ранних сочинений и музыки для кино, которой он активно начал заниматься после 1972 года, когда был вынужден выйти из Союза композиторов. Шнитке написал музыку к нескольким десяткам фильмов, в том числе — "Ты и я", "Восхождение", "Комиссар", "Экипаж", "Сказка странствий", "Агония", "Спорт, спорт, спорт" и другим.

В 1980-х годах симфоническая музыка русского немца приобретает широкую международную известность, ее включают в свой репертуар ведущие мировые исполнители — Гидеон Кремер, Мстислав Ростропович, Юрий Башмет, Геннадий Рождественский. В российских музыкальных кругах существовала и стойкая оппозиция Шнитке, считавшая его "ненастоящим" композитором, дутой знаменитостью, поднятой на щит падким на скандалы Западом.

В 1990 году Шнитке на год уехал работать в Берлин. Но вскоре ему предложили работу в Гамбурге, и творческая командировка затянулась. А затем в его судьбу вмешались непредвиденные обстоятельства. В июне 1994 года композитор перенес инсульт, и оказался практически полностью парализованным, после чего его вторым домом стала гамбургская клиника. Медики соорудили специальный аппарат, при помощи которого подвешенной парализованной рукой Шнитке фиксировал звуки, рожденные его сознанием и слухом. Так было создано последнее произведение — Девятая симфония, которая сразу после выхода в свет была отмечена международной премией "Глория".

Творчество Альфреда Гарриевича Шнитке, русского композитора, еврея по крови, предки которого в свое время переселились из Германии в Поволжье, творившего в условиях советской культуры, было во многом нежелательным в застойные времена. И, возможно, ореол запрещенности, окружавший его точно так же, как и имена Эдисона Денисова, Софии Губайдуллиной, Валентина Сильвестрова, Виталия Годзяцкого, стал еще одной составляющей популярности и востребованности его музыки в интеллектуальных кругах, жаждущих свободы и не приемлющих идеологического диктата. Феномен музыки Шнитке — в ее удивительном соответствии мироощущению современного человека уставшей, но живой культуры. В идеологической свободе и необъятности тематического диапазона.


Юрий ЧЕКАН
"Киевский ТелеграфЪ" 26 ноября - 2 декабря 2004


Добавить комментарий к статье




Биография Шнитке
Российские композиторы
Биографии композиторов
Стрельцы (по знаку зодиака)
Знаменитые Альфреды


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru