Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Соцветие юбилеев Гарсиа Маркеса


Биография Гарсиа Маркеса
75 лет автору романа "Сто лет одиночества"
Последний оптимист Колумбии
Отзывы о Гарсиа Маркесе
Новости
Лауреаты Нобелевской премии по литературе
Биографии писателей
Колумбийские писатели

Добавить отзыв о человеке

В этом году Габриэль Гарсиа Маркес празднует сразу несколько юбилеев: 80 лет со дня рождения, 40 лет исполнилось роману "Сто лет одиночества" и 60 лет — с момента опубликования его первой книги "Глаза голубой собаки". А еще 25 лет назад, 10 декабря 1982 года, король Швеции Карл-Густав вручил выдающемуся колумбийскому писателю премию Нобелевского лауреата в области литературы.

Такой уж он человек, запутавший всех и вся. Родился то ли 6 марта 1928 года, то ли 6 марта 1927 года. По крайней мере, первое утверждают его биографы, а второе — те, кто близко знаком с самим писателем. Да и сам Маркес как-то заметил, что то ли родился, то ли хотел родиться в 1928-м, в том самом, когда в городе Сьенага, как и на родине писателя, в Аракатаке, произошла так называемая "ужасная банановая расправа".

Как бы то ни было, вся жизнь писателя с момента появления на свет его бессмертного романа "Сто лет одиночества" теперь ассоциируется именно с ним.

Роман "Сто лет одиночества" синтезировал в себе фантастику, фольклор, комедию и трагедию. Реальность в нем плавно переходит в сказку и точно так же возвращается к изначальному этапу. Роман не укладывается в заранее определенные рамки и дает возможность каждому читателю посмотреть на мир, созданный в произведении, своими глазами.

Сам же писатель определяет свое произведение как "всего лишь поэтическое воплощение детства". Картины детства, сказки бабушки, доньи Транкилины, пропахшие порохом рассказы деда, отставного полковника Николаса — участника гражданской войны между либералами и консерваторами, прогулки засаженными миндальными деревьями улицами Аракатаки, бассейны и стройные пальмы за оградой североамериканской банановой компании "Юнайтед Фрут" — это эпизоды из реальной жизни писателя Гарсиа Маркеса. И все-таки нет в этом перечне главного — мечтаний маленького Габо. А он, наделенный неимоверной мечтательностью, рос без друзей, одиноким, и эти мечты стали олицетворением его взаимоотношений с окружающим миром.

Прощаясь с Аракатакой в восьмилетнем возрасте и прихватив из детства ощущение чего-то светлого и неповторимого, Габо-юноша возвратился сюда еще раз, когда мать, идущая продавать отцовский дом, взяла с собой и его. Впрочем, вторая встреча с городком оказалась горестной. Когда-то цветущие миндальные деревья высохли, обезлюдели улицы, исчезла ограда вокруг банановой компании, да и само селение почти что исчезло: изнеможенная земля больше не давала компании прибыли. Жители, казалось, были обречены на гибель и забвение.

Именно тогда, по словам писателя, он решил воспроизвести все, что видел здесь в раннем детстве и во время последней встречи.

Потом Гарсиа Маркес немало путешествовал по родной стране, Латинской Америке, Европе, а роман "Сто лет одиночества" начал писать в Мексике. Своими учителями он считает и трагиков Древней Греции, и творцов эпохи Возрождения, и реалистов XIX века, и писателей-современников. Синтезировав разные стили и жанры, талантливый колумбиец сумел пропустить все это сквозь призму личного мировосприятия и детских воспоминаний. Показательно, что напечатанные издателем-аргентинцем Франсиско Порруа первые 8000 экземпляров книги были распроданы буквально в течение нескольких дней. Потом были еще 100 тысяч. А потом… Сегодня вряд ли возможно воспроизвести точную цифру изданий романа, особенно если учесть, что довольно внушительная их часть — "пиратские".

Писатель присутствует в романе буквально с первых и до последних страниц. Его двойник, предводитель цыганского племени Мелькиадес, баламутящий людей все новыми и новыми чудесами (однажды он даже умер и появился как призрак спустя много лет после физической смерти), и есть отображение детских мечтаний писателя. Реальные вещи Мелькиадеса (магнит, лупа, подзорная труба) становятся сказочными для оторванных от всего мира жителей Макондо, но в то же время и символами, ведущими их по жизни.

Первым, кто подарил макондианцам счастье познавать мир, тайны природы, как раз и стал мудрый цыган, провозгласивший: "Наука стерла расстояния". В его действиях нет ничего невероятного, он лишь демонстрирует зрителям то, что создано людьми, но в их глазах, особенно главы рода Буэндиа — Хосе Аркадио, предстает волшебником, магом. Так реальность воспринимается героями романа как сказка, между тем оставаясь реальностью. К тому же и Хосе Аркадио, и сам Мелькиадес, и повествователь довольно часто употребляют слова "правда", "правдивый", "честный", как бы акцентируя внимание на том, что достоверность изображенных событий не должна вызывать абсолютно никаких сомнений.

Перед смертью Мелькиадес оставляет роду Буэндиа рукопись — жизнеописание этой семьи. Собственно, эта рукопись — не что иное, как роман "Сто лет одиночества". Гарсиа Маркес на протяжении всего романа заставляет потомков этого рода расшифровывать содержание рукописи, но посчастливится осуществить это лишь последнему из Буэндиа, Аурелиано Бабилонье, когда пройдет сто лет и наступит день, ставший последним для Макондо и его жителей.

Удивительно то, что макондианцы, действительно причастные к настоящим чудесам (скажем, полетам на коврах), чудесами их как раз не считают. Это результат их детского, наивного восприятия жизни. Макондо разрастается по неписаному, но вполне справедливому закону, который называется довольно просто — равенство. Каждый дом, построенный в селении, получает одинаковое количество света и равно удален от реки. Никто из жителей не ищет себе преимущества перед другими, все живут как одна большая и дружная семья.

И тогда, когда все вокруг кажется сказочным, в эту самую сказку вплетается реальность. Семьдесят три года, с 1830-го по 1903 год, в Колумбии пылают девять гражданских войн между либералами и консерваторами, и, конечно же, Макондо не может стоять в стороне.

Но Маркес пишет не историю войн в Колумбии, он даже не пытается изложить эти исторические события в хронологическом порядке. Писатель исследует психологическую сторону этого периода в жизни страны. В Макондо представители то одной, то другой партии, стремясь к власти, очень быстро забывают данные народу обещания и ведут себя как жестокие победители, обогащающиеся, захватывающие новые земли, уничтожающие врагов. Жители Макондо, обманутые теми же либералами и консерваторами, убивают друг друга и не могут объяснить зачем. Даже прославленный полковник Аурелиано Буэндиа, не видя смысла в этих войнах, заявляет: "Мы воюем только за власть".

Органично вплетается в историю Макондо—Колумбии и нашествие североамериканских банановых компаний. Увы, уже и следа нет от первоначальной сказки, где господствовало равенство. Наоборот — резкие контрасты: территория на окраине городка, где живут "гринго" — служащие компании, с пальмами, бассейнами, теннисными кортами — и бараки для рабочих, не имеющие элементарных удобств. Рабочие, нещадно эксплуатируемые компанией, начинают забастовку; ее жестоко подавляют. Три тысячи рабочих расстреляны.

Это эпизод из романа. Но ведь Колумбия знает и реальный факт, и даже конкретную дату изображаемых событий: 12 ноября 1928 года — забастовка на плантации "Юнайтед Фрут".

Ливень, обрушившийся на Макондо и длящийся четыре года, 11 месяцев и два дня, снова приближает нас к сказке, которая, впрочем, прерывается вполне жизненными картинами: военное положение, невинные жертвы, поиски убийц и поджигателей. Дождь и время сделали свое дело: дух разрухи господствует в городе: окрашенные стены облупились, бурьян прорастает сквозь пол, гниют подпорки. Но самое страшное: вместе с городом рушится и сознание его жителей, неспособных "противостоять ненасытности забвения", мало-помалу поглощающего все воспоминания. И неудивительно, что мало кто уже помнит человека, которого еще недавно называли национальным героем, — полковника Аурелиано Буэндиа. И тем более неудивительно, что в городе снова появляются цыгане, которые, как и во времена Хосе Аркадио, выдают магнит или лупу за изобретение вавилонских мудрецов. Утрачено главное — память.

В чем же грех макондианцев и, прежде всего, семьи Буэндиа?

В первом поколении рода Буэндиа Хосе Аркадио и Урсула — работящие, мудрые, мечтательные, практичные, честные. Они стремятся принести людям пользу, хотя Хосе Аркадио и ставит перед собой задачи, которых, к сожалению, не в силах выполнить. Их сын Аурелио уже не хочет трудиться, посвятив жизнь борьбе, которая сделала его черствым, безразличным к чужому горю человеком. Он вроде и стремится прекратить войну, но снова воюет, уже против своих бывших соратников. Внуки патриархов рода Буэндиа — Аурелиано Второй и Хосе Аркадио Второй — вообще не хотят работать. Аурелиано Второй обогащается лишь благодаря сказочному дару: в присутствии его и его любовницы Петры Котес их живность и птица начинают плодиться с такой невероятной быстротой, что любовники живут одной лишь любовью, не задумываясь над смыслом ежедневного труда.

Аурелиано Бабилонья — прекрасный человек, но он уже лишен традиций, на протяжении столетия передававшихся из поколения в поколение. Городок разрушен, и его невозможно поднять из руин. Аурелиано открывает тайну пергамента Мелькиадеса: "…прозрачный (или призрачный) город будет сметен с лица земли ураганом и стерт из памяти людей… потому что родам человеческим, обреченным на сто лет одиночества, не суждено появиться на земле дважды". Случайно ли употреблено в скобках слово "призрачный"? Не значит ли это, что на смену реальности снова приходит сказка, которая должна научить нас сопротивляться сетям одиночества? Да и что, собственно, есть одиночество? Затерянное в просторах Колумбии Макондо и его жители? Или каждый из рода Буэндиа, рождавшийся с одиноким видом и остававшийся одиноким до смерти? А может, неспособность сберечь из поколения в поколение привычку к труду, что и есть самый большой грех, караемый природой?

Каждый из читателей ответит на эти вопросы по-своему и, наверное, будет прав, потому что "Сто лет одиночества" — это роман-притча общечеловеческого масштаба. Возможно, кто-то, зачитавшись романом, совершенно забудет о месте его действия и попытается применить сюжет к своей стране и ее истории. Но…

Когда человек забывает о своем прошлом, теряет память, не наследует традиций предков, он обречен на одиночество и забвение. Вот это предупреждение всему человечеству.


Анатолий КОСОГОВСКИЙ
"Киевский ТелеграфЪ" 7 - 13 декабря 2007


Добавить комментарий к статье


Добавить отзыв о человеке    Смотреть предыдущие отзывы      


Последние новости

2017-03-03. В Колумбии снимают сериал о жизни Габриэля Гарсии Маркеса
В 2015 году колумбийский режиссер Серхио Кабрера в соавторстве с продюсером Уго Леоном Феррером начали съемки сериала о жизни и творчестве Габриэля Гарсии Маркеса. Всего будет создано три сезона по 13 серий, каждая продолжительностью 45 минут.

2016-05-23. Прах Маркеса захоронили в Колумбии спустя два года после смерти писателя
Прах писателя Габриэля Гарсиа Маркеса вернули на родину в Колумбию и захоронили в порту Картахена на берегу Карибского моря, сообщает BBC News. Останки прозаика поместили в мемориальный камень, а над ним установили бронзовый бюст.

2015-09-07. ФБР четверть века следило за Габриэлем Гарсиа Маркесом
Федеральное бюро расследований США на протяжении более двух десятилетий осуществляло слежку за колумбийским писателем Габриэлем Гарсиа Маркесом. Об этом сообщает газета Washington Post.





Биография Гарсиа Маркеса
75 лет автору романа "Сто лет одиночества"
Последний оптимист Колумбии
Отзывы о Гарсиа Маркесе
Новости
Лауреаты Нобелевской премии по литературе
Биографии писателей
Колумбийские писатели


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru