Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Самое популярное

Биография Иоганна Каспара Лафатера (Johann Kaspar Lavater)


Биографии писателей
Швейцарские писатели

Иоганн Каспар Лафатер (Lavater) Иоганн Каспар Лафатер (Lavater) (15.11.1741, Цюрих, - 2.1.1801, там же), швейцарский писатель. Писал на немецком языке. Изучал теологию, был пастором в Цюрихе. Автор сборника стихотворений "Швейцарские песни" (1767). Роман "Понтий Пилат, или Маленькая библия" (1782-1785), драма "Абрахам и Исаак" (1776) и сборники стихов "Двести христианских песен" (1780) и "Поэзия" (1781) носят религиозный характер. Творчество Лафатера, лишь внешне связанное с "Бурей и натиском", уживалось с суевериями, имело иррационалистические тенденции. В философском сочинении "Физиогномические фрагменты для поощрения человеческих знаний и любви" (1775-1778) Лафатер пытался установить связь между духовным обликом человека и строением и очертаниями его черепа и лица.


Большая советская энциклопедия

  • Ссылки на эту страницу


  • Комментарии к статье:

    Биограф
    2022-11-10 09:30:49

    В Цюрихе изучал богословие, путешествовал по Германии.

    По возвращении издал сборник стихотворений «Schweizerlieder» (1764), за которым последовал сборник богословского содержания «Aussichten in die Ewigkeit».

    С 1768 г. до самой смерти Лафатер занимал должность сначала приходского диакона, а потом пастора в своём родном городе.

    В 1769 году Лафатер в открытом письме предложил иудейскому богослову и философу Мозесу Мендельсону (1729−86) опровергнуть догматы христианства, а если он не сможет это сделать, то принять христианство, Мендельсон направил Лафатеру письма, в которых он, не отказываясь от иудаизма, обошёл острые углы проблемы. Полемика Мендельсона с Лафатером вызвала живой интерес современников и сочувствие общественности к Мендельсону, под её давлением Лафатер был вынужден принести Мендельсону публичное извинение. Известная картина «Визит Лессинга и Лафатера к Мозесу Мендельсону» Морица Даниэля Оппенгейма изображает воображаемую встречу между Мозесом Мендельсоном, драматургом и литературным критиком Готхольдом Эфраимом Лессингом (1729−81) и Лафатером. На самом деле Лафатер и Мендельсон встречались только один раз и при этой встрече Лессинга не было.

    С 1769 г. он стал собирать материалы для «Физиогномики», которая вышла в 1772−78 гг., в Лейпциге и Винтертуре, с большим количеством гравюр популярных граверов того времени («Physiognomische Fragmente zur Beförderung der Menschenkenntniss und Menschenliebe»).

    В 1775−78 гг. вышло французское издание, в Гааге, ещё более удачное в отношении рисунков. Физиогномика стала главной целью жизни Лафатера, хотя он продолжал заниматься богословскими трудами и проповедями; популярность его, как убежденного и просвещенного пастора, была так велика, что путешествия Лафатера по Европе были рядом триумфов. Обаяние личности Лафатера не могло быть поколеблено остроумными нападками Лихтенберга («Fragment von Schwärzen»), Музеуса («Physiognomische Reisen») и др. на «Физиогномику».

    Лафатер написал ещё несколько библейских эпопей и сборников религиозной лирики («Jesus Messias», «Joseph von Arimathia», «Psalmen Davids», «200 christliche Lieder») и два раза издавал свои сочинения, в 1774−81 гг. («Vermischte Schriften») и в 1784−85 гг. («Sämmtliche kleinere prosaische Schriften»).

    На философские взгляды Лафатера повлияли, по мнению некоторых исследователей, одновременно пиетизм и либерализм. В своих проповедях он отождествляет «веру» и «любовь». Установление компромисса между взглядами церкви и взглядами общества было постоянной целью Лафатера; он даже старался примирить животный магнетизм Месмера со спиритуализмом религии и позитивизмом науки.

    В 1796 г. за протест против оккупации Швейцарии французами он был выслан из Цюриха, но через несколько месяцев вернулся.

    Лафатер трагически погиб, пытаясь увещевать пьяных французских мародёров; один из них выстрелил в Лафатера, который от этой раны и умер. Перед смертью он простил убийцу, запретил его разыскивать и даже посвятил ему стихотворение: «An den Grenadier N., der mich schoss». Об уважении, окружавшем Лафатера в глазах современников, ярко свидетельствует, между прочим, тон, каким Карамзин, в «Письмах русского путешественника» 1789), повествует о встрече с Лафатером — Изложение деловой стороны предмета поминутно прерывается у Лафатера разными лирическими отступлениями: он то поучает читателей, то бранит врагов физиогномики, то цитирует физиогномические наблюдении Иисуса сына Сирахова, Цицерона, Монтеня, Бэкона, Лейбница и т. д., то внезапно предается отчаянию при мысли о непознаваемости существа вещей, причём иллюстрирует свою мысль изображением кающегося царя Давида, ослепленного небесным светом.

    Добавить комментарий к статье




    Биографии писателей
    Швейцарские писатели
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru