Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Живая музыка композитора Александра Зацепина


Биография
Российские композиторы
Композиторы-песенники
Биографии композиторов
Знаменитые Александры
Кто родился в Год Тигра

Хороших композиторов мало. Очень хороших — очень мало. Таких, как Александр Зацепин, чье 80-летие отмечается в нынешнем марте, — единицы.

Если бы в свое время кинорежиссер Леонид Гайдай и композитор Никита Богословский не разошлись бы творчески как в море корабли, Зацепин вполне мог бы остаться известным алма-атинским композитором, не более. Но попасть в компанию к москвичу Гайдаю, который не просто был в расцвете, а только подошел к этому самому расцвету, — стало большой удачей для Зацепина. Впрочем, не менее счастливым должен был чувствовать себя и Леонид Иович: сорокалетний Александр Сергеевич стал для него подлинным сокровищем, хотя до «Бриллиантовой руки» было еще далеко.

Их союз начался с «Операции «Ы». В этой самой «Операции» еще не было песен, там просто торжествовала великолепная зацепинская музыка, помноженная на юмор Гайдая. Но в «Кавказской пленнице» песни уже были. Их пела вся страна, все мужское население хотело быть султаном и иметь трех жен, а все женское — не отстать в гибкости от Натальи Варлей, умудрявшейся исполнять песню о медведях голосом Аиды Ведищевой и при этом не падать со знаменитого алуштинского камня, который до сих пор осаждают экзальтированные туристы.

Танец на палубе «Михаила Светлова» в исполнении тогда еще молодого, всегда блистательного и до сих пор неповторимого Андрея Миронова «Остров невезения», ставший настоящим «островом везения» и всесоюзной популярности для талантливого артиста, — это тоже Александр Зацепин. «Остров» казался вставным номером, Гайдай сомневался, включать ли его в «Бриллиантовую руку», но сомневался только до тех пор, пока не убедился, как это здорово. «Песня о дикарях», как и никулинская «Песня о зайцах», ушла в народ и до сих пор очень уютно там себя чувствует. Что уж тут говорить о «Помоги мне». Выстрел застежки бюстгальтера Светланы Светличной и страстный голос Аиды Ведищевой в очередной раз разбудили достаточно целомудренную страну.

Зацепин очень хорошо понимал ни на что не похожий мир Гайдая, где планета вертится круглая, круглая, и счастье вдруг постучалось в двери, а среди пампасов неутомимо бегают бизоны. «И не надо зря портить нервы, вроде зебры жизнь, вроде зебры» — пелось в «12 стульях», но в творческой «зебре» композитора и режиссера были, кажется, сплошь светлые полосы, по крайней мере, пока они работали вместе.

Сотрудничал Александр Сергеевич и с Аллой Борисовной Пугачевой. Сразу понял: в этой рыжей непокорной девочке что-то есть. Во многом он создал Пугачеву, написав для нее «Куда уходит детство», «До свиданья, лето, до свидания», «Волшебника-недоучку», «Любовь всегда виновата». Эти шлягеры создавались на домашней студии Зацепина, зарекомендовавшего себя не только великолепным композитором, но и толковым радиолюбителем: всю профилактику многочисленной техники он осуществлял собственноручно.

Именно во время съемок фильма «Женщина, которая поет» произошел своеобразный «пугачевский бунт»: Алла Борисовна объявила о некоем молодом композиторе из Люберцов, инвалиде Борисе Горбоносе. Песни так называемого Горбоноса должны были звучать в фильме, невольно конкурируя с музыкой Зацепина. Надо ли говорить, что вся эта скользкая история с Горбоносом, под фамилией которого скрывалась будущая Примадонна, мало понравилась уважающему себя Зацепину. Смешно думать, что он боялся соперничества, — он, за плечами которого была международная «Красная палатка», в которой он не проиграл знаменитому Эннио Морикконе. В случае с Пугачевой Зацепину просто не понравилось, что его обманули.

Он попытался повернуть свои творческие душевные порывы в сторону Софии Ротару — но фильм «Душа» не имел особого успеха. Жизнь действительно становилась вроде зебры, причем начали преобладать черные полосы: умерла жена композитора, музыка к фильму «31 июня», где вышли на первый план Татьяна Анциферова и Жанна Рождественская, Яак Йола и Лариса Долина, вызвала порядка 30 замечаний (хорошо бы 31 — для ровного счета…). СССР как-то незаметно стал для Зацепина островом невезения, постепенно становились прошлым верный соавтор поэт Леонид Дербенев, далекая «Земля Санникова»…

Другая земля позвала композитора — он женился на француженке Женевьеве, обитавшей до этого 20 лет в монастыре. Зацепин жил за границей, возвращался в Россию, через 5 лет покинул французскую жену, но не покинул Париж, купив там двухэтажный домик и участок с 20 плодоносящими деревьями. Работа — в России, отдых — во Франции.

«Надо мной небо синее» — что добавить к этой простой строке, давным-давно спетой на мелодию Александра Зацепина? Очень светлая, жизнеутверждающая музыка композитора Александра Сергеевича. В конце концов, так же звали Пушкина.


Артур Макаров
Первая крымская N 114, 3 марта/9 марта 2006


Добавить комментарий к статье




Биография
Российские композиторы
Композиторы-песенники
Биографии композиторов
Знаменитые Александры
Кто родился в Год Тигра


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru