Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Франц Йозеф Гайдн. Представитель венской классической школы


Биография Гайдна
Афоризмы Гайдна
Счастье жить Йозефа Гайдна
Австрийские композиторы
Биографии композиторов

Франц Иозеф Гайдн Йозеф Гайдн (Haydn) (31.03. или 1.04.1732, Popay, Нижняя Австрия - 31.05.1809, Вена) - австрийский композитор. Первые музыкальные впечатления Гайдн получил в раннем детстве от отца - деревенского каретника, любителя народной песни. Основы музыкального образования проходил у родственника И. М. Франко.

В восьмилетнем возрасте Гайдн, обладавший отличным голосом, был отобран капельмейстером венского собора святого Стефана Г. Рейтером в хор мальчиков. В Вене юный Гайдн пробует свои силы в области варьирования мотетов, самостоятельно изучает теоретические труды Фукса и Маттесона, занимается игрой на фортепиано и скрипке. В 1749 году был изгнан из капеллы собора. Он становится уличным музыкантом, часто голодает, но в то же время продолжает совершенствоваться в своем искусстве. В середине 1750-х годов он поступает на службу к Н. Порпора в качестве аккомпаниатора (и одновременно камердинера). Некоторое время он занимался с Порпорой по композиции. Здесь же Гайдн познакомился с В. Глюком, К. Диттерсдорфом, Г. X. Вагензейлем,

В 1752-1756 годах появляются первые сочинения Гайдна - месса, небольшие фортепианные пьесы, написанные для учеников, дивертисменты, зингшпиль "Хромой бес" (по Лесажу) и др. Вероятно в 1755 году Гайдн сочинил свой первый струнный квартет (си-бемоль мажор), за которым следует ряд инструментальных сочинений, обнаруживающих известное влияние Ф. Э. Баха. В 1759 году Гайдн переезжает в Лукавец (близ Пльзеня, Чехия) в качестве "камерного композитора" при капелле графа Морцина. В том же году он сочинил свою 1-ю симфонию.

В 1761 году Гайдн поступил па службу в капеллу венгерских князей Эстергази в Эйзенштадте. В этой капелле он служил почти 30 лет - сначала в качестве второго, а с 1766 года - в качестве первого капельмейстера. За это время Гайдн сочинил огромное количество симфоний, концертов, квартетов, трио, опер, зингшпилей и др. произведений. Постоянная зависимость от вельможного хозяина, смотревшего на музыканта, как на слугу, была для Гайдна в тягость. Но вместе с тем наличие в капелле Эстергази хорошего оркестра и хора позволяло все время проверять звучание своих произведений, экспериментировать, находить новые творческие решения.

С середины 1760-х годов слава Гайдна как композитора быстро растет. Его произведения (иной раз без ведома самого Гайдна) издаются в Париже, Лондоне, Амстердаме. Никто из композиторов инструментальной музыки - предшественников Гайдна не достиг столь широкой известности при жизни, как он. В 1781 году Гайдн встречается в Вене с Моцартом; они вместе участвуют в квартетных вечерах. Дружба Гайдна с Моцартом сыграла важную роль в эволюции стиля обоих великих композиторов.

В 1790 году, после смерти Н. Эстергази и роспуска его капеллы, Гайдн переехал в Вену. В конце 1790 года по приглашению лондонского скрипача и импресарио И. П. Саломона он отправился в Англию, где прожил около полутора лет. Возвращаясь в Вену, летом 1792 года, Гайдн проезжал через Бонн; здесь состоялась встреча Гайдна с его будущим учеником - молодым Бетховеном.

В 1794-1795 годах Гайдн вторично посетил Англию. Здесь были написаны его знаменитые лондонские симфонии. В Лондоне Гайдн впервые услышал оратории Генделя, которые произвели на него огромное впечатление. Под влиянием этих произведений Гайдн написал в 1797 году ораторию "Сотворение мира" по поэме Дж. Мильтона "Потерянный и возвращенный рай", а в 1800 году - ораторию "Времена года". Обе оратории Гайдна принадлежат к числу значительнейших произведений мировой хоровой музыки. (Ораторией "Сотворение мира" начало свою концертную деятельность организованное в 1802 году "Петербургское филармоническое общество", которое учредило золотую медаль в честь Гайдна)

После сочинения оратории "Времена года" Гайдн почти отошел от композиторской деятельности.

В наследии Гайдна огромное число произведений самых разнообразных музыкальных жанров. Его сочинениям присущи жизнерадостность, простодушный юмор, бодрость тона. Проникнутая реалистическими образами, музыка Гайдна глубоко связана с народной основой; он претворял в своих произведениях интонации австрийских, немецких, тирольских, венгерских, чешских, словацких, хорватских песен и танцев, воплощал музыкальные картины природы и народного быта. В свою очередь многие мелодии, созданные композитором, впоследствии вошли в практику народного музицирования.

Создатель классической 4-частной симфонии, Гайдн был прозван "отцом симфонии". Хотя произведения этого жанра создавались и до него, но Гайдн достиг в них высокого совершенства. В своих симфонических произведениях Гайдн утвердил состав современного парного оркестра, четко разграничил функции каждой оркестровой группы.

С именем Гайдна связана значительная веха в истории камерной музыки, в особенности струнного квартета.

Огромную роль сыграл Гайдн в развитии сонатной формы, получившей в его симфонической и камерной музыке классическое воплощение. Гайдн написал также множество фортепианных пьес-сонат, вариаций, произведений для скрипки с фортепиано и др.

Композитор охотно обращался и к оперному жанру, создавая преимущественно комические оперы. Из них наиболее известна опера "Аптекарь" по комедии К. Гольдони (пост. 1760), исполняющаяся до наших дней.

Наряду с Моцартом и Бетховеном Гайдн является крупнейшим представителем венской классической школы, оказавшей огромнейшее влияние на все последующее развитие инструментальной музыки.


М. Ю. Миркин.


Добавить комментарий к статье




Биография Гайдна
Афоризмы Гайдна
Счастье жить Йозефа Гайдна
Австрийские композиторы
Биографии композиторов


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru