Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Самое популярное

Биография Франсуа Жезефа Фетиса (Francois Joseph Fetis)


Биографии композиторов

Франсуа Жозеф Фетис (Francois Joseph Fetis) Франсуа Жозеф Фетис (Francois Joseph Fetis) (25.3.1784, Монс - 26.3.1871, Брюссель) - бельгийский теоретик и композитор. Ученик своего отца, органиста собора в Монсе. Окончил Парижскую консерваторию. С 1821 года профессор композиции той же консерватории; с 1827 года ее библиотекарь. С 1833 года директор Брюссельской консерватории. Фетису принадлежит к числу значительнейших музыкальных теоретиков и историков 19 века. Среди его работ - "Учебник контрапункта и фуги" (1824), "Учебник теории и практической гармонии" (1844), "Универсальная биография музыкантов и общая библиография о музыке" (8 тт.; 1833-44; 2 тт. добавлены А. Пуженом в 1878-1880 годах), "Общая история музыки" (5 тт., доведено до 15 века; 1869-1876) и др. Композицией Франсуа Жозеф Фетис занимался в основном в 1820-1833 годах. Написал 7 опер; 2 симфонии, концерт для флейты с оркестром, фантазию для органа с оркестром; 3 струнных квинтета, 3 струнных квартета, фортепианные и органные пьесы; церковные произведения.


М. Ю. Миркин

  • Ссылки на эту страницу


  • Комментарии к статье:

    Научная деятельность
    2016-02-28 13:51:33

    Музыковедческие труды Фетиса носили всеобъемлющий и универсальный характер, усвоенный Фетисом ещё в ранний период его работы, когда он адресовался преимущественно к слабоквалифицированному читателю, создавая нечто вроде популярных энциклопедий: «Галерея известных музыкантов — композиторов, певцов и исполнителей, включающая их литографированные портреты работы лучших художников, автографы и биографические сведения» (фр. Galerie des musiciens célèbres, compositeurs, chanteurs et instrumentistes, contenant leurs portraits lithographiés par les meilleurs artistes, des fac-similés, et leurs notices biographiques), «Учебник для композиторов, дирижёров и руководителей военных оркестров, или Методическое пособие по гармонии, музыкальным инструментам, голосам и всему, что относится к сочинению музыки, её дирижированию и исполнению» (фр. Manuel des compositeurs, directeurs de musique, chefs d'orchestre et de musique militaire, ou Traité méthodique de l'harmonie, des instruments, des voix et de tout ce qui est relatif à la composition, à la direction et à l'exécution de la musique), «Музыка для всех и каждого: Краткое изложение всего, что необходимо для суждения об этом искусстве и для рассуждения о нём без предварительного обучения» (фр. La musique mise à la portée de tout le monde : exposé succinct de tout ce qui est nécessaire pour juger de cet art, et pour en parler sans l'avoir étudié; 1830) и т. п. Однако уже составленный Фетисом «Всеобщий биографический словарь музыкантов» (фр. Biographie universelle des musiciens et bibliographie générale de la musique; 1834) представляет собой, несмотря на ряд фактических ошибок и неточностей, ценное историческое и методологическое пособие; в 2001 г. он был переиздан факсимильно. Развитием этого труда Фетиса стала в дальнейшем его пятитомная «Общая история музыки» (фр. Histoire générale de la musique depuis les temps les plus anciens jusqu'à nos jours; 1869—1876), а также «Очерк истории гармонии, рассматриваемой как искусство и как систематическая наука» (фр. Esquisse de l'histoire de l'harmonie considérée comme art et comme science systématique; 1840) и аналогичное сочинение по контрапункту. Особенную ценность трудам Фетиса по истории музыки придаёт его отход от наивного телеологизма: Фетис был одним из первых, кто начал рассматривать музыку более ранних эпох не как нечто незрелое и подготовительное по отношению к современной музыке, а как по-своему логичное и полноценное культурное явление, отвечающее требованиям своего времени. Отдельный интерес представляет созданный Фетисом в сотрудничестве с Игнацем Мошелесом учебник игры на фортепиано «Метод методов для фортепиано, или Трактат об искусстве игры на этом инструменте, основанный на анализе лучших трудов, прежде написанных на эту тему» (фр. Méthode des méthodes de piano, ou Traité de l'art de jouer de cet instrument basé sur l'analyse des meilleurs ouvrages qui ont été faits à ce sujet; 1840).

    Из трудов Фетиса, посвящённых гармонии, наиболее важен «Полный трактат по теории и практике гармонии» (Traité complet de la théorie et de la pratique de l'harmonie. Paris, 1844). Историю «тональности» (в широком смысле, т.е. лада) Фетис представлял себе в трёх исторических фазах. Музыка «однотонального строя» (фр. ordre unitonique), к которой он относил cantus planus католиков, была спокойной и бесстрастной, лишённой энергии движения, а потому и модуляции. В музыке «транзитонального», т.е. переходного, строя (фр. ordre transitonique), которую Фетис связал с именем К.Монтеверди и датой около 1600 г., появился доминантсептаккорд (с разрешением) и модуляция; «транзитональная» музыка уже содержала «энергию стремления», необходимую для оперной драматургии. В музыке Моцарта и Россини, отнесённой Фетисом к «плюритональному строю» (фр. ordre pluritonique), модуляция приобрела изысканное многоообразие благодаря хроматике и явившемуся уменьшённому септаккорду. Наконец, романтическую музыку Берлиоза и особенно Вагнера с их «ненасытным стремлением к модуляции» (особенно к энгармонической) Фетис отнёс к «омнитональному строю» (фр. ordre omnitonique); в развитии романтической гармонии он прозорливо предрекал фазу, когда энергия центробежного движения привёдет к разрушению самого существа тональности — иерархического отношения тоники и тональной периферии. «Трактат по гармонии» Фетиса сразу по выходе книги приобрёл популярность. Только во Франции между 1844 и 1867 гг. он выдержал девять изданий.

    Композиторское наследие Фетиса не имеет такого значения, как музыковедческое, хотя некоторые его учебные произведения, этюды пользовались популярностью. Фетис был также известен как мистификатор, автор ряда произведений, приписанных им другим авторам — особенно барочным, поскольку Фетис был одним из первых исследователей музыки Эпохи Возрождения; наиболее популярен был написанный Фетисом Концерт для лютни, приписанный Валентину Штробелю.

    Добавить комментарий к статье




    Биографии композиторов
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru