Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайный словарь

Интересно
  • Рассказы о Лондоне
  • Марокко. Восточная сладость
  • Жорж Бизе (Georges Bizet). Автор "Кармен"

  • Биография Бизе
  • Афоризмы Бизе
  • Французские композиторы
  • Биографии композиторов
  • Скорпионы (по знаку зодиака)
  • Знаменитые люди по имени Жорж


  • Жорж Бизе (Georges Bizet) (25.10.1838, Париж - 3.6.1875, Буживаль, близ Парижа) - французский композитор. Отец Бизе был учителем пения, мать - пианистка, она и стала впоследствии первой учительницей музыки своего сына. Музыкальное дарование мальчика проявилось очень рано. Девяти лет он поступил в Парижскую консерваторию, где учился у А. Мармонтеля (фортепиано) и Ф. Бенуа (орган). Теоретические дисциплины Бизе проходил у П. Циммермана, знатока полифонии, ученика Керубини, композицию у Ф. Галеви. Циммерману на уроках помогал его ученик Ш. Гуно, общение с которым было чрезвычайно плодотворным для Бизе. Через Гуно Бизе познакомился с некоторыми новыми творческими веяниями, в частности в области оперы. В семье Галеви юный Бизе нашел людей разносторонних интересов, встречался с литераторами, драматургами, учеными.

    Талант композитора развивался быстро и гармонично; он делал большие успехи как в теоретических, так и специальных дисциплинах. В 1857 году ему была присуждена Римская премия за кантату "Кловис и Клотильда". Еще раньше Бизе получил (совместно с Ш. Лекоком) 1-ю премию за оперетту "Доктор Миракль" (поставлена в 1857) на конкурсе, организованном Ж. Оффенбахом. Среди юношеских произведений Бизе выделяется свежестью музыкальных мыслей симфония до мажор (1855).

    К моменту окончания консерватории Жорж Бизе - первоклассный пианист, превосходно читающий с листа сложнейшие партитуры. Берлиоз сравнивал его в этом отношении с Листом и Мендельсоном.

    Годы 1858-1860 Бизе провел в Италии. Путешествия по стране, природа, жизнь народа, художественная культура прошлого произвели на него сильное впечатление.

    За время пребывания в Италии расширился общий кругозор композитора, определились художественные вкусы. Его эстетическим идеалом были Моцарт, Рафаэль, Джорджоне, он ценил "Моцартовские черты" в Россини, из современников больше всего чтил Гуно. Творческие итоги "итальянских лет" - "Те Deum" (1858) и комическая опера "Дон Прокопио" (1859, поставлена в 1906) - в духе "омоложенного Чимарозы" (как говорил сам автор), в которой он обнаружил уверенное владение стилем буфф, симфония-кантата "Васко да Гама" (1860).

    По возвращении в Париж Бизе написал одноактную комическую оперу "Гузла эмира" (1862), но неудовлетворенный ею отказался от постановки. Отсутствие средств к существованию заставляло Бизе браться за любую работу - он давал уроки, занимался переложениями для ресторанных оркестров, чтением корректур. Предложение дирекции Лирического театра написать оперу было большой удачей для композитора. Несмотря на условности жанра "большой оперы" и неправдоподобный экзотический сюжет, "Искатели жемчуга" (поставлена в 1863) привлекают чувством "большой страсти", яркостью народных сцен, своеобразием мелодики и колорита. Оперу отметил сочувственной статьей Берлиоз.

    Следующие работы Бизе - "большая опера" "Иван Грозный" (1865; долгое время считалась утерянной, поставлена впервые в 1946 году), отдельные музыкальные достоинства которой не могут искупить перегруженность либретто и отсутствие исторического и национального колорита; а также комическая по жанру, но драматичная по содержанию "Пертская красавица" по В. Скотту (поставлена в 1867). Драма простой девушки, преследуемой влюбленным в нее герцогом, поэтичная обстановка действия (средневековая Шотландия) вызвали к жизни музыку яркую, сочную, полную свежести и лирического обаяния, скрадывающую неровности стиля и неравноценность музыкальных характеристик. В "Пертской красавице" наметились черты позднейшего реализма Бизе, мечтавшего реформировать комическую оперу и сделать ее носительницей глубоко жизненных конфликтов и чувств. Успехи реалистического искусства в области литературы и живописи, реалистические тенденции лирической оперы помогли ему найти свой путь.

    События 1870-1871 годов глубоко затронули Жоржа Бизе. Он вступил в национальную гвардию и не покинул Париж во время осады. Патриотические настроения композитора нашли впоследствии выражение в увертюре "Родина" (программно связанной с восстанием Костюшко), в замысле оратории "Женевьева Парижская" (к сочинению которой он приступил в 1875 году).

    Одноактная комическая опера "Джамиле" по поэме "Намуна" А. Мюссе (поставлена в 1872) - свидетельство творческой зрелости и всесторонности мастерства Бизе. Поэтическая одухотворенность образа Джамиле своеобразно сочетается с остротой обрисовки комедийных персонажей. Скромные формы комической оперы с диалогами не мешают широте симфонического развития.

    Музыка к драме А. Доде "Арлезианка" открыла собой высший этап творчества композитора. В "Арлезианке" он впервые нашел свою тему и своего героя, с глубоко гуманистических позиций раскрыл трагедию "маленьких людей". В партитуру вплетены элементы южнофранцузской народной музыки. Широкоизвестны две сюиты из музыки к "Арлезианке" (вторая сюита составлена другом композитора Э. Гиро).

    В это же время Бизе работал над "Кармен" на либретто А. Мельяка и Л. Галеви по одноименной новелле П. Мериме (поставлена в 1875).

    Написанная в традиционных формах комической оперы с диалогами, "Кармен" отличается силой драматизма, интенсивностью музыкального драматургического развития, яркостью образов и колорита. Музыка оперы пронизана интонациями и звучаниями испанской народной песни и танца; песенно-танцевальные мелодии и жанры, драматизирующиеся вместе с развитием действия, составляют реалистическую основу музыкальных характеристик. Яркость вокальных партий подчеркивается в опере блестящим и колоритным оркестром, симфоничность развития сочетается с совершенной законченностью форм, прозрачностью и легкостью письма. В "Кармен" композитор высокохудожественно воплотил глубоко реалистическую драму из жизни простых людей, найдя в обновленных традиционных национальных формах свое решение проблемы музыкальной драмы 19 века.


    М. Ю. Миркин


    Добавить комментарий к статье



  • Биография Бизе
  • Афоризмы Бизе
  • Французские композиторы
  • Биографии композиторов
  • Скорпионы (по знаку зодиака)
  • Знаменитые люди по имени Жорж



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru