Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

10 неизвестных мест Парижа, где надо побывать
Отдых в Хорватии

Биография Павла Петровича Бажова


О ком Демьян Бедный сказал: "Колдун уральский...
Интересные факты о Бажове
Русские писатели
Биографии писателей
Знаменитые Павлы
Великие сказочники
Интересные факты о людях
Интересные факты о писателях

Павел Петрович Бажов "Колдун уральский бородатый", - сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова "бажить" - то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было - Колдунков, и один из многих литературных псевдонимов - Колдунков Егорша. А без бороды - что за колдун? Как вспоминает друг Бажова Евгений Пермяк, в те времена в советских учреждениях бородатый человек казался диковинкой. Бажов - редактор Уралгиза - бороду носил, а вот пиджак - нет: "Галстук, понимаете, при нем надо, а его под бородой все равно не видно... Ну его".

"Колдун" вовсе не слыл нелюдимым, но и хорошие знакомые, и близкие друзья уважительно обращались к нему по имени-отчеству, никак иначе. О переезде в столицу Павел Петрович не помышлял, жил в Свердловске (бывшем и нынешнем Екатеринбурге), в небольшом собственном доме на углу улицы Чапаева. В доме тепло пахло деревом, потому что стены были бревенчатые, неоштукатуренные, пол - дощатый. Богатства, да и мало-мальского достатка, не водилось, зато подрастали дети и внуки.

В шестидесятый день рождения Павла Петровича, 28 января 1939 года, в Свердловске, вышла из печати книга: П. Бажов, "Малахитовая шкатулка" - собрание сказов о Хозяйке Медной горы, о Великом Полозе и его дочерях Змеевках, о земляной кошке с огненными ушами, о лесном козле Серебряное копытце, о рудокопах и старателях, мастерах-камнерезах и гранильщиках. Очень скоро все эти истории стали известны, без преувеличения, миллионам читателей.

Сам Павел Петрович, происходивший из коренной уральской рабочей семьи, слышал их еще в детстве, в Сысерти и Полевском, от разных рассказчиков, но прежде чем взялся изложить по-своему, целую жизнь прожил: до революции, окончив Екатеринбургское духовное училище и Пермскую духовную семинарию, учительствовал, в гражданскую войну был большевиком-подпольщиком, в советское время - вполне советским журналистом и краеведом. В 1937 году Бажова исключили из партии (через год - восстановят). Но тогда, лишившись привычной работы в издательстве, он посвятил все свое время сказам, и они замерцали в "Малахитовой шкатулке" подлинными уральскими самоцветами.


Светлана Малая
BiblioГид

  • Ссылки на эту страницу


  • Комментарии к статье:

    К биографии
    2018-03-11 14:57:27

    Архетипичность образов

    Мифологические персонажи сказов делятся на антропоморфных и зооморфных. Весьма образны персонификации природных сил:

    Хозяйка медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстаёт перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне. Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломлённый народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь.

    Великий Полоз — ответственен за золото («он тут всему золоту полный хозяин»). Его фигура создавалась Бажовым на основе суеверий древних хантов, манси и башкир, уральских легенд и примет горщиков и рудознатцев. Фигурируют также многочисленные дочери Полоза — Змеёвки или Медяницы. Одна из них — Золотой Волос — выведена в одноимённом сказе.

    Бабка Синюшка — персонаж, родственный Бабе-Яге, персонификация болотного газа, который на Урале и называли «синюшкой». «Сживи Синюшку с места, и откроется полный колодец золота да дорогих каменьев». Перед «гораздыми да удалыми» бабка Синюшка «красной девкой оборачивается»: именно такой её видит Илья — герой сказа «Синюшкин колодец».

    Огневушка-поскакушка, «девчоночка махонькая», танцующая над месторождением золота (связь между огнём и золотом) — персонаж, в основе которого лежит образ Золотой Бабы, божества вогуличей (манси).

    Серебряное копытце — волшебный «козёл», у которого на одной ноге серебряное копыто, там, где он этим копытом топнет — появится драгоценный камень.

    Голубая змейка — волшебная маленькая змейка, персонификация самородного золота: «Когда она этак-то бежит, вправо от неё золотая струя сыплется, а влево чёрная-пречёрная… Наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла».

    Земляная кошка — персонаж сказа «Кошачьи уши», персонификация сернистого газа: по словам автора, «образ Земляной кошки возник в горняцких сказах опять-таки в связи с природными явлениями. Сернистый огонёк появляется там, где выходит сернистый газ. Он… имеет широкое основание и поэтому напоминает ушко».

    Добавить комментарий к статье




    О ком Демьян Бедный сказал: "Колдун уральский...
    Интересные факты о Бажове
    Русские писатели
    Биографии писателей
    Знаменитые Павлы
    Великие сказочники
    Интересные факты о людях
    Интересные факты о писателях
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2018
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru