Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Четыре мира вокруг Женевы
Марокко. Восточная сладость

Биография Алексея Михайловича Ремизова


Русские писатели
Биографии писателей
Знаменитые Алексеи

Алексей Михайлович Ремизов родился 24 июня (6 июля) 1877 года в Москве в купеческой семье. За участие в студенческих волнениях он, уже учившийся на естественном отделении математического факультета Московского университета, был выслан из Москвы и шесть лет провел в Пензе, Вологде, Усть-Сысольске. Как прозаик дебютировал в 1897 году, первая книга "Посолонь", куда вошли обработки народных сказок и апокрифов, вышла в 1907 году. Год спустя был опубликован роман "Пруд", которому Ремизов более всего обязан своей репутацией наследника Достоевского в современной литературе, "великого жалостника" (Блок).

В ранние годы творчества Ремизов испытывал заметное влияние символизма, особенно Андрея Белого. Однако более существенным для его формирования как писателя был с юности пробудившийся интерес к духовному наследию древней Руси, к национальной мифологии, старопечатной книге и памятникам народной культуры (сборник "Лимонарь" (1907), пьеса "Бесовское действо" (1907)), многочисленные другие публикации, из которых были составлены изданные в эмиграции книги пересказов, обработок, переложений сюжетов старинных русских легенд ("Бесноватые" (1951) и другие).

В автобиографии "Подстриженными глазами" (1951) Ремизов, говоря об истоках и специфических чертах своего творчества, отмечает важность идеи прапамяти ("сна"), которая определяет характер построения многих его произведений: "С двух лет начинаю отчетливо помнить. Я словно проснулся и был как бы брошен в мир... населенный чудовищами, призрачный, со спутанной явью и сновидением, красочный и звучащий нераздельно". Хотя в дореволюционный период Ремизовым опубликовано несколько романов с четко проявленной социальной тенденцией ("Крестовые сестры", "Неуемный бубен" (оба 1910) и другие), его истинное своеобразие проступило преимущественно в произведениях, которые основаны на фольклоре и апокрифах. Они представляют собой, по характеристике автора, "новую форму повести, где действующим лицом является не отдельный человек, а целая страна, время же действия - века". Вместе с тем эта "повесть", особенно если она связана с изображением событий революции и последующей русской смуты, всегда включает в себя обширный и достоверный документальный материал и описывает реальных исторических персонажей, которые выступают под собственными именами. Так построено одно из главных произведений, созданных Ремизовым в эмиграции, - автобиографическая по материалу книга "Взвихренная Русь" (1927). В ней с постоянными отсылками к поэтике житийной литературы, для которой обязательны мотивы отторжения неправедного мира, мытарства, бесприютности и духовного очищения в финале, автор воссоздает русское лихолетье, вводя в свой рассказ тех, с кем он больше всего общался в свои последние петербургские годы, - Блока, Мережковского, философа Л. Шестова, собственного ученика, молодого прозаика Пришвина.

Отношение Ремизова к революции было высказано уже в его "Слове о погибели Русской Земли", опубликованном в газете эсеров "Воля народа" вскоре после октябрьского переворота. Оно содержит прямые реминисценции древнерусского плача о разорении Руси в результате татаро-монгольского набега в 1237 году. "Взвихренная Русь" описывает время, когда исключительно ярко "горела... мечта человека о свободном человеческом царстве на земле", но "никогда и нигде так жестоко" не гремел прежде "погром" (впрямую коснувшийся самого Ремизова, подвергшегося аресту и кратковременному заключению в период "красного террора").

Рассказ, как и в книге "Подстриженными глазами", образующей со "Взвихренной Русью" автобиографический диптих, ведется в форме свободной компиляции событий большого общественного значения (приезд Ленина в Петроград весной 1917 года) и частных свидетельств вплоть до записи разговоров в очередях или сцен издевательства толпы над разоруженными городовыми. Ремизов создает намеренно фрагментарный монтаж, где летопись, запечалевшая ход истории, соединяется с воссозданием тягот и невзгод, перенесенных самим повествователем, с видениями, снами, отзвуками преданий, "заклинаниями", записью потока сознания, мозаикой мимолетных зарисовок "взвихренной" будничности. Повествование, как и во многих других книгах Ремизова, ведется в форме сказа, органичной для этой художественной концепции, где субъективность восприятия происходящего подчеркнута самим построением рассказа. Такая стилистика и схожее композиционное решение отличают и оставшийся в рукописи роман Ремизова об эмиграции "Учитель музыки" (издан посмертно, 1983), и книгу мемуаров "Встречи" (1981), и частично опубликованную автобиографическую повесть "Иверень" (1986).

В августе 1921 года писатель эмигрировал. В творчестве Ремизова эмигрантского периода доминирует мотив разлуки, также соотнесенный с соответствующими сюжетами древней литературы (о Петре и Февронии, о Бове Королевиче), однако имеющий и глубоко личный смысл, особенно в повести "Оля" (1927) и романе "В розовом блеске" (1952). Они навеяны историей семьи писателя (его единственная дочь не последовала за родителями в эмиграцию и умерла в оккупированном Киеве в 1943 году; в тот же год умерла жена Ремизова С. П. Довгелло). Опыт реконструкции целостной картины народного духа с опорой на предания, выразившие религиозные верования, часто отдаляющиеся от официального православного канона, предпринимался Ремизовым во многих произведениях, созданных на чужбине, - от книги "Россия в письменах" (1922) до сборника "снов" и размышлений о формах русской духовности, как они отразились в классической литературе (Гоголь, Тургнеев, Достоевский). Эта тема становится основной в книге "Огонь вещей" (1954).

Изощренность стилистики Ремизова вызвала острые споры о плодотворности или искусственности избранных им художественных решений. Критика (Г. Адамович) увидела в книгах Ремизова лишь прямолинейную имитацию "русской допетровской старины", обвинив автора в нарочитом пристрастии к архаике. Другие авторы, как художник Добужинский, считали, что на поверку природа дарования Ремизова игровая, связывая эту поэтику с подчеркнуто своеобразным стилем быта и социального поведения, который обращал на себя внимание посетителей его квартиры, где обои были расписаны кикиморами, гостям выдавались грамоты об их членстве в изобретенной писателем "Великой и вольной обезьяньей палате", а атмосфера в целом наводила на мысли о "колдовском гнезде". Третьи, как философ И. Ильин, воспринимали Ремизова как "юродивого в пределах культуры" - умного, образованного, даровитого художника, со своим значительным, но особым видением.

Стилистика Ремизова оказала существенное влияние на ряд русских писателей 1920-х годов. (Пришвин, Леонов, Вяч. Шишков и другие), которые выступили приверженцами "орнаментальной прозы".

Умер Алексей Ремизов в Париже 26 ноября 1957 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.


Соотечественники
По материалам Кругосвет.Ru

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Русские писатели
    Биографии писателей
    Знаменитые Алексеи
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2018
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru