Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайный словарь

Интересно

Ньюфаундленд: в царстве плавучих ледяных земель
Бангкок: как получить настоящее тайское наслаждение

Творчество Георга Фридриха Генделя (George Frideric Handel)


Биография Генделя
Афоризмы Генделя
Немецкие композиторы
Биографии композиторов
Рыбы (по знаку зодиака)
Известные немцы

Георг Фридрих Гендель (Handel) (23.02.1685, Галле - 14.04.1759, Лондон) - немецкий композитор. Сын цирюльника. Семи лет начал обучаться игре на органе, клавесине, гобое. Его учитель, органист в Галле Ф. В. Цахау, обучал Генделя также основам контрапункта и фуги. В 12-летнем возрасте Гендель стал ассистентом органиста. В эти же годы он написал свои первые произведения - мотет и 6 сонат для 2 гобоев и баса. В 1702 году Гендель получил место органиста в родном городе, но уже в следующем году переехал в Гамбург, центр музыкальной жизни тогдашней Германии. Здесь начинается оперная деятельность Генделя, продолжавшаяся свыше 30 лет. Он работал скрипачом, а затем дирижером оркестра Гамбургской оперы, во главе которой стоял видный музыкальный деятель и композитор Р. Кейзер. Вскоре Гендель написал для этого театра свою первую оперу "Альмира, королева Кастилии" (1705). Большую роль для Генделя сыграла его дружба с даровитым теоретиком и композитором И. Маттезоном, его будущим первым биографом. Оперное искусство все более захватывает Генделя. Гамбургский театр его уже не удовлетворяет, и Гендель решает отправиться на родину оперы - в Италию.

В 1706-1710 годах Гендель жил во Флоренции, Риме, Венеции и Неаполе. Вскоре он приобрел известность в Италии как отличный органист-импровизатор и клавесинист. В Риме Гендель сблизился с Д. Скарлатти; Гендель давал ему советы в игре на органе, в свою очередь Скарлатти помогал Генделю в освоении техники игры на клавесине. В 1708 году во Флоренции была поставлена опера Генделя "Родриго", а в 1709 году в Венеции - "Агриппина", понравившаяся требовательным итальянцам. В Италии же Гендель написал свои две первые оратории - "Воскресение" и "Триумф рассудка и времени", пасторальную ораторию "Ацис, Галатея и Полифем" и др. Гендель был прозван в Италии "знаменитым саксонцем", а после постановки опер - "Орфеем нашего времени".

После короткого пребывания в Ганновере, где Гендель состоял придворным капельмейстером, он переехал в 1710 году в Лондон, с которым была связана почти вся его дальнейшая жизнь. Уже в следующем году здесь была поставлена опера-пастиччо Генделя "Ринальдо" по сюжету поэмы Т. Тассо "Освобожденный Иерусалим" (музыка в основном была составлена из отдельных номеров его прежних опер). Публика восторженно приняла это произведение, и имя Генделя стало широко известным в Лондоне, а вскоре и во всей Англии. Выступая как органист и клавесинист, сначала в музыкальных салонах лондонской аристократии, а затем и перед более широкой аудиторией, Гендель все более укреплял славу лучшего музыканта Англии. Он пишет торжественную оду в честь королевы, ряд патриотических произведений, которые по достоинству были оценены английским двором. Изучение английского музыкального искусства и в первую очередь опер Г. Перселла, а также народной музыки, равно как и впечатления от жизни и быта Лондона придали его произведениям английский национальный характер. (Возгласы уличных торговцев, по словам Генделя, помогали ему создать мелодии песен.) В 1717-1720 годах Гендель служил при дворе герцога Чендосского. В эти же годы Гендель работает над созданием хоровых произведений; он пишет 12 псалмов. "Антемы Чендоса" для солистов, хора и оркестра, первую английскую ораторию "Эсфирь" (1-я ред.- "Аман и Мардохай"), кантату "Ацис и Галатея" и др. В 1720 году для своей ученицы принцессы Анны Гендель написал сборник сюит для клавесина, который содержит арию с вариациями из ми-мажорной сюиты, известную под названием "Гармоничный кузнец". (Ария из сюиты си-бемоль мажор послужила Брамсу темой его знаменитых вариаций для фортепиано.)

В 1720 году Гендель возглавил "Королевскую академию музыки", для открытия которой он написал оперу "Радамист". Здесь же были поставлены его лучшие оперные произведения - "Юлий Цезарь" (1724), "Тамерлан" (1724), "Роделинда" (1725). Однако постепенно вкусы английской публики меняются; ее уже перестают интересовать героические образы, сильные страсти и переживания героев опер Генделя; зрителей больше привлекала колоратура итальянских примадонн и сопранистов.

Против Генделя ополчились представители лондонской знати, возглавляемые принцем Уэльским, который сам пытался писать оперы. Травля Генделя в печати, предпочтение, отдававшееся английским великосветским обществом итальянскому композитору Д. Бонончини, наконец, шумный успех поставленной в 1728 году пародии на оперу-сериа "Оперы нищих" Дж. Гея и Пепуша - все это послужило причиной для закрытия театра Генделя. Он вынужден был уехать в Италию для набора новой труппы. В 1729 году в Лондоне состоялись спектакли вновь созданного Генделем оперного театра. Вскоре и эта труппа распалась. Но прекращение спектаклей не сломило Генделя; в 1734 году он в третий раз создал театр, вложив в него все свои сбережения. Снова начались интриги, и в 1737 году наступил крах театрального предприятия Генделя, а он сам был разорен.

Уже в эти годы Гендель, помимо опер, создавал и оратории, а с начала 1740-х годов почти всецело перешел к этому жанру. (Последняя опера Генделя "Диадемия" была сочинена в 1741 году.) В 1738 году им была создана оратория "Саул", в следующем году - "Израиль в Египте". Вначале лондонцы холодно встретили оратории Генделя, против исполнения которых выступило и духовенство. Лишь после того, как в Дублине в 1742 году с огромным успехом была исполнена его следующая оратория "Мессия" и особенно после создания героической оратории "Иуда Маккавей" (1746), импонировавшей настроениям англичан после победы над шотландцами в 1745 году, в отношении к композитору наступил перелом. Теперь, на закате жизни, он получил в Англии всеобщее признание. В 1751 году во время работы над своей последней ораторией "Иевфай" Гендель ослеп, но все же он продолжал участвовать в исполнении ораторий как органист.

Гендель с исключительной быстротой работал над своими произведениями; так опера "Ринальдо" была написана им за две недели, одно из лучших его сочинений оратория "Мессия", - за 24 дня.

Обращаясь исключительно к жанру оперы-сериа, Гендель создавал в пределах этого жанра разнообразные произведения. На первое место здесь нужно поставить его историко-героические оперы "Радамист", "Юлий Цезарь", "Роделинда"; фактически Гендель положил начало этому жанру. Он писал также и волшебно-фантастические оперы - "Тезей" (1712), "Амадис" (1715), "Альцина" (1735) и "экзотические" оперы - "Тамерлан" (1725), "Александр" (1726), "Ксеркс" (1738), а также обращался и к пользовавшемуся в то время большой популярностью жанру пасторальной оперы-балета - "Верный пастух" (1712; 2-я ред. "Терпсихора" - 1734), "Праздник на Парнасе" (1734), "Гименей" (1740).

Большой интерес представляют также и инструментальные произведения Генделя. Инструментальная музыка Генделя по ясности и конкретности образов, по характерности тематики, по своим живописным тенденциям очень близка его театральной музыке. Среди оркестровых произведений Генделя - сюиты с увертюрами "Музыка на воде" (1717) и "Музыка фейерверка" (1749). Эти сочинения Гендель писал для массового исполнения на открытом воздухе, в лондонских парках и садах. Отсюда и большой состав оркестра, и народно-танцевальный характер отдельных пьес, и доступность музыки для широкой аудитории. В числе др. наиболее характерных инструментальных произведений Генделя - "кончерти-гросси", в которых получили дальнейшее развитие формы итальянской и французской музыки, и органные концерты, о которых один из советских биографов Генделя, Р. И. Грубер, писал, что Гендель заново создал этот жанр, так как он впервые "вывел орган из культовых рамок, широко и многообразно использовал его в светском плане, сохранив его свойства массового воздействия".

Оратории Генделя сохраняют свое значение до наших дней. Написанные в основном на библейские сюжеты, они воспевают героические подвиги на благо народа, томящегося под игом чужеземных тиранов. В центре ораторий, отличающихся единством драматургического замысла, народная масса и ее вожди; на их жизни и переживаниях сосредоточено все внимание композитора. Показывая мужественных, храбрых библейских героев, Гендель подчеркивал в них черты борцов за свободу и справедливость. Почти все оратории Генделя заканчиваются победой народа, торжеством справедливости; финал произведений - ликующе торжественный гимн, прославляющий победителей. Делая народ центральным персонажем, Гендель, естественно, усиливал в оратории роль хора, воплощающего образ народных масс. Музыкальное искусство не знало до Генделя столь мощного и монументального использования хоровых эпизодов в музыке. Мастерское владение Генделя хоровым звучанием восхищало и Бетховена ("Вот, у кого нужно учиться скромными средствами добиваться потрясающих эффектов", - говорил он), и Чайковского, писавшего, что "Нисколько не насилуя хоровые вокальные средства, никогда не выходя из естественных пределов голосовых регистров, он [Гендель] извлекал из хора такие превосходные эффекты масс, каких никогда не достигали другие композиторы...". Наряду с Бахом Гендель является крупнейшим мастером полифонического хорового письма, великолепно владевшим всей палитрой звучностей.

В своих произведениях Гендель рисовал и картины природы. Среди них встречаются произведения, явно вдохновленные природой. Картины природы занимают центральное место, например, и в оратории "Жизнерадостный, задумчивый и сдержанный" на текст Дж. Мильтона (1740). Не говоря уже об ораториях Генделя или его лучших инструментальных произведениях, драматические арии из опер (например, знаменитая ария из "Ринальдо"), инструментальное ларго из "Ксеркса", сицилиана и мн. др. до нашего времени продолжают волновать слушателей. Героические черты творчества Генделя получили дальнейшее развитие в произведениях таких разных композиторов, как Глюк, Керубини, Бетховен, Мендельсон, Берлиоз, Вагнер. Генделя очень ценили и русские музыканты во главе с Глинкой. В 1856 году в Германии было основано "Генделевское общество", опубликовавшее до 1894 года полное собрание сочинений Генделя в 99 тт. под редакцией одного из лучших знатоков его творчества Ф. Кризандера. Традицией стало проведение фестивалей Генделя в Германии и Англии.

М. Ю. Миркин


Добавить комментарий к статье




Биография Генделя
Афоризмы Генделя
Немецкие композиторы
Биографии композиторов
Рыбы (по знаку зодиака)
Известные немцы


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru