Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Биография Александра Ильича Шпаковского


Изобретатели
Биографии изобретателей

Александр Ильич Шпаковский [20.8(1.9).1823, Смоленская губерния, - 25.6(7.7).1881, Петербург], русский изобретатель. С 1846 года служил в Павловском кадетском корпусе в Петербурге, с 1854 года преподавал там же физику. В 1870 году вышел в отставку. С 1878 года работал в Кронштадтской минной мастерской. В 1879 году был тяжело контужен при взрыве во время испытаний мин и потерял трудоспособность. В 1850-х годах Шпаковский выполнил ряд работ по фотографии (в т. ч. по освоению мокрого коллоидного фотографического процесса), сконструировал дуговую лампу с автоматическим регулированием расстояний между углями. В 1860-х годах изобрёл ночной сигнальный фонарь (в 1866 году принят для снаряжения судов русского, а затем и английского флотов), паровую нефтяную форсунку (1866) и водоподъёмный инжектор для судовых паровых котлов (1868). Предложил способ переработки натриевой селитры в калиевую (1872), метод брикетирования торфа (1873) и др.



  • Ссылки на эту страницу


  • Комментарии к статье:

    Биография
    2016-01-21 22:19:46

    Шпаковский родился 20 августа 1823 г., ум. 25 июня 1881 г. в Петербурге. Происходил из дворян Смоленской губернии, образование получил в Новгородской гимназии и в январе 1840 г. поступил на службу в Перновский гренадерский полк.

    В 1842 г. был переведен прапорщиком в гренадерский эрцгерцога Франца-Карла полк, а в следующем году — в Астраханский карабинерный. В мае 1847 г. он был прикомандирован к Павловскому кадетскому корпусу, в феврале 1851 г. утвержден репетитором по физике в корпусе, а в октябре 1854 г. назначен преподавателем того же предмета.

    По упразднении Павловского кадетского корпуса 31 октября 1863 г. переведен в 1 военное Павловское училище штатным преподавателем по физике. 27 марта 1866 г. произведен, за отличие по службе, в подполковники с зачислением по армейской пехоте и с оставлением при училище. 15 октября 1867 г. переведен в 12 гренадерский Астраханский полк, а 20 апреля 1869 г. произведен в полковники, с оставлением при училище.

    В январе 1870 г. вышел в отставку, а в октябре того же года определен на службу по министерству Внутренних Дел, с откомандированием для занятий в строительное отделение С.-Петербургского городского правления по механической части. Шпаковский был известен, как один из замечательнейших деятелей по развитию различных отраслей техники в России. Не будучи специалистом-техником, а лишь самоучкой, он пользовался, однако, в 60-х и 70-х годах большой известностью, благодаря своим многочисленным изобретениям, находившим нередко обширное применение не только в России, но и за границей.

    Его деятельность, в качестве изобретателя, началась со времени назначения его преподавателем физики в кадетском корпусе. В 50-х г. он устроил остроумный регулятор для дуговых электрических фонарей, введенный с августа 1856 г. в Москве. Описание этого регулятора напечатано в статье Le Roux: «Regulator für das elektrische Licht von prof. Spakowski in St.-Petersburg» («Dingler’s polytechnisches Journal», т. CLXVI, стр. 24—26; «Bulletin de la Société d’Encouragement», 1862, май, стр. 270). Ещё большее применение получил изобретённый им аппарат для производства ночных сигналов во флоте. В конце 1865 г. прибор этот был передан морским министерством для испытания в морской учёный комитет и сигнальную комиссию по всем вопросам сигналопроизводства. После целого ряда самых тщательных опытов прибор Шпаковского был признан отличным, и морское министерство распорядилось снабдить этими приборами всю броненосную эскадру и суда, отправлявшиеся за границу (1866 г.). Не довольствуясь этим успехом, Шпаковский решил отправить свое изобретение на суд английского флота, и получил полное одобрение.

    Работая над своим сигнальным фонарем, Шпаковский в 1866 г. напал на мысль воспользоваться пульверизацией для применения её к паровым котлам с жидким топливом, главные удобства которых — лёгкость, отсутствие трубы и искр и быстрота разводки паров, делали его особенно полезным всюду, где имели значение сбережение пространства, выигрыш в весе прибора и уменьшение помещения для топлива. На пульверизация горючей жидкости основана была также изобретённая им лампа, в которой скипидар разбивался в пыль механическим способом.

    В 1867 г. Шпаковский построил новую паровую пожарную машину, для которой он применил пульверизационную топку. Машина отличалась чрезвычайной лёгкостью, простой устройства и быстротой изготовления паров. Получив заказ от министерства Внутренних Дел на изготовление 6 подобных машин и обещание заказать ему ещё 60 штук, Шпаковский устроил фабрику паровых пожарных машин в Петербурге, но вследствие перехода пожарного дела в ведение города заказ этот не состоялся, отчего Шпаковский потерпел большие убытки.

    В том же 1867 г. Шпаковский представил Вольному Экономическому обществу паровую пожарную лодку с изобретённым им паровым котлом с пульверизацией. 26 сентября того же года он производил весьма удачные опыты на Неве с этой лодкой. Тогда же он произвел ряд исследований, по поручению одной из Каспийских пароходных компаний, относительно выгодности применения нефти для топки больших пароходных котлов. Затем, в 1870 г., он занялся химической обработкой каменного угля, произвел ряд исследований над получением жидких углеводородистых соединений из угля, устроил аппарат для добывания светильного газа из угольного масла, а также особую печь непрерывного действия для сухой перегонки каменного угля.

    В 1872 г. он изобрел дымогарный очаг, предназначенный для отапливания каменным углем, коксом и торфом обыкновенных комнатных печей и обусловливавший надлежащее сгорание топлива и перегорание неуспевшего сгореть в очаге дыма. Очаг этот в марте и апреле 1873 г. был исследован и одобрен соединенной комиссией Русского Технического Общества и Общества архитекторов (см. «Отчёт об опытах над очагом Шпаковского» в «Записках Императорского Русского Технического Общества» 1874 г., вып. I, стр. 54—63).

    Кроме вышеописанных изобретений, Шпаковский изобрел ещё водоподъёмный инжектор, (1868 г.), проволочные бесконечные ремни вместо кожаных (1873), усовершенствовал способ переработки натровой селитры в калиевую (1872), упростил способ фабрикации поверочных камер для артиллерийского ведомства (1872), изобрел упрощенный способ изготовления шаровидного торфа и стал изготовлять из торфяной массы кирпичи для внутренней отделки домов, а также орнаменты (1873). В 1874 г. он занимался изготовлением массы для углей дуговых ламп по способу Лодыгина, в 1875 г. — разработкой способов изготовления лаков и олифы, в 1876 г. изготовлением искусственного цемента, а в 1877 г. он составил проект, сигнализации посредством пуль с парашютом, а также посредством небольших цветных аэростатов и монгольфьеров с азотным метилом.

    Имея в 50-х годах фотографию в С.-Петербурге, считавшуюся в то время самой лучшей, он ввел целый ряд усовершенствований в способах печатания и, между прочим, старался применить к нему легкоплавкие сплавы по способу Вудбюри (1878).

    Простое перечисление всех изобретений Шпаковского свидетельствует о его неутомимой энергии. Тем не менее, будучи человеком мало практичным, он не сумел извлечь материальных выгод из своих работ: ими воспользовались другие. Сам же он впал в долги. Доведенный неблагоприятно сложившимися обстоятельствами почти до нищеты, он в 1878 г. поступил по вольному найму в минные мастерские в Кронштадте, где занялся исправлением различных физических приборов. И там он не переставал работать над своими изобретениями, усовершенствовал гальванический замыкатель, занимался разработкой ракетных составов, и результатом этих работ явилось важное изобретение в минном деле, основанное на применении изобретённого им ракетного состава к движению мин. Это изобретение, будучи доведено до конца, дало бы ему возможность выпутаться из критических обстоятельств, так как по контракту, заключённому с морским министерством, он при успешном окончании этого дела должен был получить 50000 рублей, но и тут судьба помешала осуществлению его надежд.

    Во время присутствия Шпаковского в минном классе в Кронштадте произошёл сильный взрыв при набивке патронов гремучим составом, и он получил сильную контузию, вызвавшую кровоизлияние около полости затылочного мозжечка, последствием чего явились нервные припадки, сильно потрясшие его организм и сведшие его в могилу. Не будучи в состоянии лично продолжать работы по своему изобретению и не получив разрешения передать его доверенному лицу, которое бы занималось под его руководством, он получил обратно уничтоженный контракт с министерством. До чего доходила его энергия, видно из того, что, не будучи уже в состоянии, вследствие начавшегося паралича спинного мозга, работать стоя, он все-таки одно время работал над своим изобретением сидя, поддерживаемый кем-нибудь сзади.

    Ещё до потери своей работоспособности, он изобрел особый способ приготовления призматического пороха и приказом генерал-фельдцейхмейстера от 23 сентября 1880 г. был допущен на Охтенский пороховой завод для приготовления 5 пудов изобретённого им пороха, на что ему было отпущено 300 рублей. Между тем болезнь его, вызванная контузией при взрыве, быстро подвигалась вперед. Сперва он, за неимением средств, был помещен в клинический военный госпиталь, а затем, после признания его неизлечимым, в больницу для умалишенных Св. Николая Чудотворца, откуда был переведен в мае 1881 г. в больницу для чернорабочих на Удельной, где вскоре и умер. Даже на смертном одре его не покидала страсть к изобретениям, и он все просил докторов принести ему желатина, альбумина, глицерина и каких-то ещё других веществ, из которых он хотел составить для себя новую свежую нервную массу взамен старой, которая уже испортилась и должна быть заменена.

    Добавить комментарий к статье




    Изобретатели
    Биографии изобретателей
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru