| |||
Александр Кайдановский. Дорога в четвертое измерение • С лицом непризнанного гения • Фотографии Кайдановского • Биография Кайдановского • Фильмография • Российские актеры • Люди с фотографиями • Биографии актеров • Знаменитые Александры • Кто родился в Год Собаки
«Я абсолютно убежден, что без надежды на чудо жизнь теряет реальность, задыхаясь, чахнет, обрастает призывами, плакатами, памятниками. Вместо нее выходит отвратительный муляж», - пожалуй, это одно из немногих декларативных высказываний Александра Кайдановского, предпочитавшего всем остальным жанрам притчу.
23 июля 2006 года Кайдановскому исполнилось бы 60 лет.
Валерий Ахадов, режиссер фильма «Кто поедет в Трускавец»:
Из статьи Андрея Плахова:
В моду у либеральной интеллигенции Кайдановский, покоривший столицу провинциал, вошел еще во времена "Своего среди чужих, чужого среди своих", что было бы неверным объяснять модой вообще на белогвардейщину, на "поручиков", своим "духовным аристократизмом" противостоящих всему советскому. Сталкер куда как далек от золотопогонного офицера из раннего фильма Михалкова, но в главном они родственны, и это главное — внешняя мужественность в соединении с потаенной беспомощностью.
Кайдановский обладал редким даром плакать в кадре. Не "суровой мужской слезой", а жалобно, по-детски, сжавшись будто от удара, что "настоящему мужчине", каким его понимало и понимает кино — не только советское, но и мировое, — не пристало. Внутренняя дисгармония, глубоко запрятанный надлом и сделали Кайдановского. любимым актером тех, кто искал в искусстве не ответов, а рефлексии, не утешения, а созвучия собственной внутренней тревоге.
Тарковский угадал, узнал в нем Сталкера, многие черты которого были и его, Кайдановского, чертами, составляли особенность его личного устройства. Ему были свойственны благородство интеллекта и почти полный отказ от того, что называют бытом. Не говоря уж про заботу о здоровье и комфорте. Эту устремленность к духовному абсолюту путали с надрывом, на самом деле чуждым его трезвой, хотя и страстной натуре; с надрывом, от которого Кайдановский себя — особенно с определенного возраста — тщательно оберегал.
После "Сталкера" он уже не мог играть "просто роли" в "просто кино". Будучи известным актером, пошел учиться режиссуре — к тому же Тарковскому, на Высшие курсы. Но Тарковский уехал, сниматься в "Ностальгии" Кайдановского не выпустили — связь оказалась прервана. Он начал снимать: экранизировал прозу Камю, Борхеса (дважды), Толстого, поставил по собственному сценарию "Жену керосинщика". Кайдановский не принадлежал к весьма специальной породе режиссеров, вышедших из актеров. С мировой культурой в лучших ее образцах он, интеллектуал и книжник, был знаком не понаслышке и питал ею свои фильмы — порой с избыточной и не безвредной для их тонуса щедростью. Несомненно тяготел к жанру притчи, пространство которой насыщал аллюзиями и реминисценциями, религиозной метафизикой.<…>
Последние годы Кайдановского были омрачены неосуществленностью многих замыслов. Фатально срывались режиссерские проекты (в частности, фильм об Иване Грозном по собственному сценарию), приходилось подрабатывать заграничными съемками, видеоклипами. Он не умел и не желал мелькать в тусовке, создавая видимость "присутствия в культурной жизни". Светскую активность презирал. В негласной классификации Кайдановский постепенно переместился в категорию "выпавших из обоймы". Один за другим перенес два инфаркта, третьего не пережил.
(Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. II. СПб, “Сеанс”, 2001) Добавить комментарий к статье • С лицом непризнанного гения • Фотографии Кайдановского • Биография Кайдановского • Фильмография • Российские актеры • Люди с фотографиями • Биографии актеров • Знаменитые Александры • Кто родился в Год Собаки Ссылка на эту страницу: |
|
||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |