Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно
  • Рассказы о Праге
  • Кровавое озеро близ Гастингса
  • Коммунизм скончался, а Юрий Любимов живет и здравствует

  • "Здесь нужны другие боги"
  • Биография
  • Свободный человек
  • История болезни в новостях
  • Новости
  • Весы (по знаку зодиака)
  • Российские режиссеры
  • Знаменитые Юрии
  • Биографии режиссеров
  • Кто родился в Год Змеи


  • Добавить отзыв о человеке

    Режиссер Юрий Петрович Любимов не просто родился в 1917 году. Он родился осенью 1917 года — то есть его день рождения аккурат совпал с Октябрьской революцией, которой потом всю жизнь он показывал фигу в кармане. Как будто специально большевики произвели на свет Любимова, чтобы он всю жизнь над ними издевался. Более того, Любимов пережил революцию: коммунистическое общество на наших просторах скончалось, а Любимов до сих пор живет и здравствует. Нынче ему 90.


    А как спокойно все начиналось…

    Любопытно, что первая половина жизни Юрия Любимова совершенно не обещала, что он вырастет в крупного режиссера, руководящего самым дерзким театром СССР — Театром на Таганке. Даже намека никакого на это не было. Рос себе и рос, числился в «лишенцах» (родители были репрессированы), учился в электромеханическом техникуме, занимался хореографией, наконец, обратил взгляд в сторону драматического театра, вследствие чего поступил училище при театре им. Е. Вахтангова и сразу сыграл эпизодическую роль в легендарной «Принцессе Турандот».

    Есть в биографии Любимова и еще один занимательный факт — в годы Великой Отечественной войны он служил в ансамбле песни и пляски НКВД (был и такой). Молодой Юрий Петрович выступал в роли конферансье, исполнял поэмы и интермедии, а после войны вернулся в театр им. Е. Вахтангова.

    Театральная карьера Юрия Любимова развивалась по восходящей, биография приняла абсолютно положительный окрас. Он проработал в одном из лучших театров Москвы около 20 лет, сыграл свыше 30 ролей, был удостоен Государственной премии СССР. Причем играл не эпизоды, амплуа Любимова было многообещающим — герой-любовник. Он даже играл Ромео в знаменитой трагедии Шекспира, куда уж дальше! На одном из спектаклей во время поединка Ромео с Тибальдом страсти накалились настолько, что сломалась шпага, и ее отломанный конец полетел в зрительный зал, вонзившись между креслами, где в тот вечер расположились большой поэт Борис Пастернак и его ученик, начинающий тогда мастер стиха Андрей Вознесенский.

    Ромео, Треплев в чеховской «Чайке», Сирано де Бержерак, Моцарт… Какие героико-романтическое роли, одна лучше другой! Что еще нужно актеру — играй да пользуйся любовью публики. Тем более и в кино все складывалось замечательно. Множество популярных картин отмечены участием в них Юрия Любимова — «Беспокойное хозяйство», «Композитор Глинка», «Мичурин», «Каин VIII». А уж «Кубанские казаки»… Трудно поверить, что светящийся счастьем в вымышленном коммунистическом раю хлопец Андрей с белозубой улыбкой, которая, кажется, с лица у него не сходит, — будущий худрук мятежной Таганки, бунтарь, невозвращенец и т.п.

    Позднее, уже будучи знаменитым и даже одиозным, Любимов сыграет роль великого Мольера в телеспектакле Анатолия Эфроса, сыграет, по сути, самого себя, не подозревая еще, что его судьба и судьба Эфроса странным образом окажутся взаимосвязанными. Сегодня же находящийся в более чем преклонном возрасте Любимов ностальгически вспоминает, как, играя Мольера, не хотел учить текст и то приклеивал листочки с ролью, то клал их на спину актрисы Ольги Яковлевой, то на ее грудь. Анатолий Эфрос этого не замечал (или делал вид, что не замечал)…


    Вот к чему приводит педагогика

    Никогда Таганка не стала бы той Таганкой, которую мы знаем, если бы Любимов не занялся педагогической деятельностью в театральном училище им. Б. Щукина (том самом вахтанговском, которое когда-то окончил). Главным его режиссерским достижением стал спектакль «Добрый человек из Сезуана» Бертольта Брехта — постановка вызывающе яркая, смелая, демонстративно талантливая. На исходе хрущевской оттепели Любимов успел ухватить за хвост птицу удачи — ему поручили пребывавший в кризисе Московский театр на Таганке. Студентов-выпускников разрешили взять в труппу, пополнили ее и новые актеры.

    В те годы Таганка очень быстро стала главной театральной приманкой страны, обладающей едва ли не самой яркой труппой в СССР. В. Смехов и Г. Ронинсон остались от прежнего театра, пришли В. Высоцкий и В. Золотухин, Л. Филатов и Н. Губенко, А. Демидова и З. Славина, В. Шаповалов и И. Дыховичный… Приманка состояла не только в магии ярких актеров, ставших командой. Необычным был репертуар — Юрий Любимов редко ставил собственно пьесы, куда чаще литературные композиции по прозе и поэзии. Со сцены звучали стихи Пушкина и Маяковского, Есенина и Вознесенского.

    Самое главное — Таганка зарекомендовала себя смелым театром, внятно намекающим на то, что не все благополучно в «датском королевстве», именуемом СССР. Хотя Любимов был хитер — наряду с почти что антисоветскими спектаклями он не забывал ставить «Десять дней, которые потрясли мир» Д. Рида или «Мать» М. Горького — спектакли, которые вполне были лояльны к режиму. Но заигрывая с властью, Любимов не забывал язвить по ее поводу.

    Не все спектакли Таганки были одинаково удачными. Но были и откровения — «Гамлет» с Владимиром Высоцким, например. Или «Мастер и Маргарита» — культовый роман, который Юрий Любимов поставил впервые в СССР. Спектакль шел четыре часа, в нем царил Воланд — Вениамин Смехов, на сцене играли настоящие белые мыши, а Маргарита — Нина Шацкая, жена вначале Золотухина, а затем Филатова — летала голой, что было по тем временам вызывающей смелостью.

    Любимов вообще любил и умел эпатировать публику. В «Десяти днях, которые потрясли мир» зрители, пришедшие на спектакль, накалывали билетики прямо на штык красноармейца. В «Преступлении и наказании» публику встречала школьная тетрадка с цитатой из детского сочинения: «Убил Раскольников старушку — и правильно сделал». Надолго запомнились и вязаный занавес в «Гамлете», сметавший все на своем пути и скрывавший все, и многофункциональные доски в «А зори здесь тихие», и огромные фигуры помещиков в «Ревизской сказке».

    Постепенно на Таганке начались метаморфозы. Актеры, привыкшие считать себя носителями свободы, перенесли эту свободу во внутритеатральные отношения. Пьянство и скандальность, распущенность, отсутствие дисциплины стали в этом театре нормой. Мастерство актеров не росло, они каждый раз становились всего лишь марионетками в руках художественного руководителя. Достаточно вспомнить хотя бы, что творил в театре Владимир Высоцкий, который частенько срывал спектакли, уезжал и приезжал когда хотел. Сколько раз Любимов увольнял его, сколько раз возвращал. Но без Высоцкого Таганка не была бы Таганкой — кто мог так же пронзительно, как он, сыграть Гамлета, Галилея, Свидригайлова, Лопахина…

    Когда Высоцкий умер, кризис театра Любимова определился с пугающей резкостью. Нет, билет на Таганку по-прежнему считался дефицитом, но в первых рядах сидела отнюдь не интеллигенция, а так называемые нужники — директора и продавцы магазинов, зубные врачи, представители автосервиса. Таганка из центра духовности превратилась в предмет ширпотреба. Стали запрещать спектакли Любимова — не пустили к зрителям «Бориса Годунова» и «Владимира Высоцкого». Режиссер же, избалованный к тому времени славой, зарвался, посчитав, что ему можно все. К тому времени он был поистине легендарной личностью, женился в четвертый раз — разведясь с известной актрисой Людмилой Целиковской, заключил брак с венгерской журналисткой и переводчицей Каталин Кунц. Любимов выезжает в Англию для постановки спектакля, дает ряд вызывающих интервью, в которых поучает советскую власть и выдвигает ей условия. Естественно, его освобождают от должности худрука Театра на Таганке и в конце концов лишают советского гражданства. А как еще оно могло быть — по советским-то временам?

    Думал ли Юрий Любимов о своем театре, когда вел себя вызывающе дерзко? Вряд ли. Скорее, отстаивал собственное «я». А тем временем его театр осиротел.


    Возвращение на круги своя

    На Таганку «бросили» Анатолия Эфроса, который к тому времени, лишенный театра, был рад любому предложению. Эфроса встретили в штыки. Защищали ли актеры Любимова? Или собственное право на расхристанность, скандальность и отсутствие дисциплины? Как бы то ни было, одни протестовали явно, другие травили Эфроса тайно — и режиссер вскоре скончался от инфаркта, не выдержав всех ударов судьбы и освободив своей смертью таганковский трон для Любимова. Естественно, Юрий Петрович был в этом не виноват, но какие-то угрызения совести все-таки проглядывались в его высказываниях, так же, как в последних откровениях Леонида Филатова, считавшего, что его страшная болезнь почек — месть судьбы за то, что он травил Анатолия Эфроса.

    Эфрос скончался, а Любимов вернулся в СССР триумфатором, на белом коне. Вернулся в 1988 году. Его встречали, как Бога, как отца родного, как долгожданного победителя. Казалось, все было здорово. На гребне свободы были выпущены когда-то запрещенные «Борис Годунов», «Живой» Б. Можаева, «Владимир Высоцкий». Но когда волна первого восторга прошла, стало ясно, что и театр уже не тот, и Любимов другой. Таганку стали сотрясать грандиозные скандалы. Бунт против Любимова возглавил один из самых талантливых его учеников, Николай Губенко. Театр раскололся надвое. Как и в случае с МХАТом, счастья это не принесло никому. Многие актеры, на которых долгое время держалась Таганка, попросту покинули труппу.

    Нет, Юрий Любимов продолжал ставить спектакли, давая пример удивительного театрального долголетия. Он поставил даже запрещенного «Самоубийцу» Николая Эрдмана, своего многолетнего друга, талантливого драматурга. Поставил много других спектаклей. Казалось бы, все можно — только работай. Он работал. Но удач не было. Видимо, ему больше подходило время, когда ничего было нельзя.

    Последние спектакли Любимова не очень ругают — из уважения к его возрасту и легендарным заслугам. Он действительно вписал свое имя в историю театра, и то, что он работает и в 90 лет, вызывает удивление и уважение. Он по-прежнему противоречив и неспокоен, к собственному юбилею ставит «Горе от ума» А. Грибоедова и «Замок» Ф. Кафки, он не просто живой, он активно живой, и это в его возрасте, наверное, самое удивительное.

    Сергей Пальчиковский
    Первая крымская N 194, 5 октября / 11 октября 2007


    Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2014-10-08. В Москве простились с Юрием Любимовым
    Более трех тысяч человек пришли в Вахтанговский театр на прощание с режиссером Юрием Любимовым, сообщает ТАСС. Согласно последней воле основателя Театра на Таганке, торжественных речей произнесено не было. Актеры и режиссеры, посетившие панихиду, отказались выходить к прессе.

    2014-10-08. В Москве провожают в последний путь режиссера Любимова
    Прощание с народным артистом России Юрием Любимовым проходит сегодня, 8 октября, в Москве в театре имени Вахангова, передает РСН.

    2014-10-06. На малой родине Юрия Любимова пройдет митинг в память о режиссере
    В городе Данилове Ярославской области, малой родине режиссера Юрия Любимова пройдет траурный митинг в память о театральном деятеле. Мероприятие состоится 6 октября, сообщает ТАСС со ссылкой на администрацию города.




  • "Здесь нужны другие боги"
  • Биография
  • Свободный человек
  • История болезни в новостях
  • Новости
  • Весы (по знаку зодиака)
  • Российские режиссеры
  • Знаменитые Юрии
  • Биографии режиссеров
  • Кто родился в Год Змеи



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru