Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Таиланд. Законы выживания
Обзор курортов Египта

Михаил Чехов. Странный гений


Биография Чехова
Российские актеры
Биографии актеров
Девы (по знаку зодиака)
Знаменитые Михаилы
Биографии режиссеров
Кто родился в Год Кролика

Племянник великого писателя был актером безграничного диапазона

Если суммировать отзывы современников о Михаиле Чехове, получается немыслимый портрет: обладающий редким чувством юмора, пугливый, легко впадающий в панику человек, он же – гений безграничного актерского диапазона. А также самый преданный последователь системы Станиславского, судя по словам самого учителя: «Если хотите изучить мою систему, наблюдайте за творчеством Миши Чехова». Это он познакомил мир с традициями русского психологического театра, играя и ставя спектакли в Берлине, Вене, Париже, Риге, Лондоне, Нью-Йорке?

Артист Чехов одинаково потрясал современников как в драматических, так и в комедийных ролях. Все повторяли одно: это чудо, которое нельзя разгадать. Притом у этого непостижимого искусника была заурядная внешность, в которой не было ни намека на его гениальный актерский дар. Возможно, не попади он в руки Станиславского и Вахтангова, так бы и проиграл всю жизнь в Суворинском театре без особых взлетов. Развеселые гастроли, полное отсутствие дисциплины и убежденность, что место актера в буфете, – так было в Суворинском. Когда весной 1912 года в Петербург на гастроли приехал МХТ, родные отправили сопротивлявшегося Михаила с визитом вежливости к родственнице – Ольге Книппер-Чеховой, вдове Антона Павловича. Та поинтересовалась, отчего бы ему не перейти работать в МХТ, и пообещала замолвить за него словечко. Дальше все было, как в сказке, – Станиславский принял юношу в Художественный театр.

Отношение Чехова к Станиславскому напоминало влюбленность. Но и строгий Станиславский, в свою очередь, делал Чехову такие поблажки, которые остальным в труппе и не снились. Острая драматизация всего на свете, страх перед жизнью в какой-то момент привели Чехова к тяжелой депрессии. Он позволял себе вещи немыслимые – самовольно уйти с репетиции, а то и со спектакля. Шел «Потоп» Бергера с Чеховым в главной роли – в антракте он подошел к окну, увидел на площади толпу солдат и прямо в гриме, наскоро одевшись, убежал домой. Пришлось возвращать публике деньги? Станиславский не стал его наказывать – прислал консилиум врачей на квартиру и дал полугодовой отпуск. Который затянулся: около года Чехов не мог заставить себя выйти на улицу.

Депрессия завершилась созданием собственной студии – видимо, Чехов понял, что правильнее будет переплавлять в творчество свою крайнюю душевную ранимость, чем вырезать шахматы из дерева и учиться переплетному мастерству, чем он уже было занялся. Студия просуществовала три года – в 1921 году Чехов вернулся в театр. И стал работать в полную силу: утром репетировал роль Хлестакова в постановке Станиславского, вечером – стриндберговского Эрика в постановке Вахтангова. Правда, однажды вдруг стал заикаться. Придя к Станиславскому, сказал, что играть, по всей вероятности, не сможет. Станиславский встал и сказал: «В тот момент, когда я открою окно, вы перестанете заикаться». Так и случилось.

Самое положительное влияние на судьбу Михаила Чехова оказало знакомство его с Андреем Белым. Вначале Белый увидел его на сцене – и был пленен его Хлестаковым. Потом их сблизила совместная работа над постановкой «Петербурга», где Чехов сыграл Аблеухова. Это Белый рассказал Чехову о Рудольфе Штайнере и его антропософском движении. Антропософия стала для него той истиной, которая соединяет жизнь и искусство. Белый, а вслед за ним и Чехов были увлечены идеей, что каждая буква в слове и каждый звук в музыке имеют свое пластическое выражение. Неудивительно, что не только «Петербург», но и шекспировский «Гамлет» выглядели у Чехова, как антропософская мистерия. Тем не менее именно после исполнения роли Принца Датского Чехову дали звание заслуженного артиста. Более того – избрали в Моссовет, на заседания которого он и не думал ходить. К этому времени студия превратилась в МХАТ-2, директором которого был назначен Михаил Чехов. Но большевики вдруг опомнились насчет нетрадиционного «Гамлета» – сперва пришло письмо из Наркомпроса о его вредном мистическом уклоне, требовавшее прекратить распространение идей Штайнера среди актеров театра. Потом последовал вызов в Репертком – там требовали убрать «атмосферу потусторонности». Чехов не сделал никаких изменений – и куда только делись его страхи?

Увы, все более тягостной становилась другая атмосфера – внутри его театра. Группа из семерых актеров взбунтовалась против репертуарной политики, обвиняя Чехова в сектантстве, пропаганде мистицизма, игнорировании современного советского репертуара. В ГПУ уже готовилось постановление о его аресте. И только благодаря расположенности к нему Луначарского Чехов успел выехать в Берлин. Так Россия потеряла своего великого актера.

Вера Цветкова
Независимая газета 29.11.2006


Добавить комментарий к статье




Биография Чехова
Российские актеры
Биографии актеров
Девы (по знаку зодиака)
Знаменитые Михаилы
Биографии режиссеров
Кто родился в Год Кролика


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru