Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Давид Бурлюк. Почетный отец русского футуризма


Биография Бурлюка
Возвращение неистового Давида Бурлюка
Русские поэты
Бубновый валет
Биографии художников
Биографии поэтов
Знаменитые люди по имени Давид
Российские художники
Кто родился в Год Лошади

Как водится, право отцовства оспаривается историками литературы и живописи. Да и кубофутуризм – лишь одно из направлений футуризма, хотя и самое мощное. Как бы там ни было, это имя навсегда вписано – футуристы сказали бы «вбито железными клиньями» – в историю русской словесности.

Слишком образованные дикари

Группа будетлян, она же «Гилея», образовалась в 1909 году, неутомимый Бурлюк сумел сплотить в этом обществе наиболее радикальных и талантливых художников и поэтов, чей авангардистский настрой парадоксальным образом сочетался со своеобразным «почвенничеством». Вместо урбанистического культа, декларируемого самым известным европейским футуристом Маринетти, будетляне были ориентированы на разработку отечественной словесной «целины».

«Литературный скандал – особое искусство. Кубофутуристы были мастерами этого жанра, им удавалось задеть всех»

С точки зрения основателей любого нового направления культурное поле, которое им предстоит возделывать, – действительно целина, так как прежние способы освоения этого пространства отрицаются как устаревшие, пошлые и буржуазные.

Но понадобилось несколько лет, чтобы футуристов заметили. Вышедший в 1912 году сборник «Пощечина общественному вкусу» содержал всё необходимое для привлечения внимания публики. Скандал – лучшее средство оказаться в фокусе прожектора. Неизвестно, сколько бы футуристам пришлось пробиваться в центр литературной арены своими творениями, если бы не манифест с резкими и намеренно провокационными формулировками.

Памятное со школы «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого… с парохода современности» буквально взорвало российскую прессу. Можно только с известной долей зависти относиться к такой искренней и обширной реакции критиков на этот текст. К той серьезности, обиде и ярости, с которой воспринимались эти заявления. Наше усталое и примирительное отношение к любым культурным жестам поразительно контрастирует с бешеной реакцией на «Пощечину общественному вкусу». Наверное, надо было через многое пройти, чтобы достичь такой степени отстраненности, с какой наше время воспринимает – и спокойно впитывает – куда более радикальные художественные практики.

Литературный скандал – особое искусство. Кубофутуристы были мастерами этого жанра, им удавалось задеть всех: и традиционалистов, и недавних новаторов – символистов, в свое время входивших в литературу с не меньшим скандалом, и даже своих единомышленников на других флангах – эгофутуристов («Меня взорвало это «кубо» в котором всё бездарно сплошь… Не Лермонтова – «с парохода», а бурлюков – на Сахалин!» – писал Игорь Северянин).

Корни «албанского» языка

Время литературных перемен всегда выдвигает на первый план ярких пассионарных личностей. Таковой, несомненно, был и Давид Бурлюк. После того как футуристы были «услышаны», он развернул бурную пропагандистскую деятельность, включавшую в себя чтение лекций и докладов, организацию скандальных диспутов и турне по десяткам городов России. Бурлюк активно издавал своих соратников, выпуская один за другим альманахи и сборники. Отметим, что он прекрасно отдавал себе отчет о реальной иерархии талантов собратьев по цеху и основной упор делал на издание текстов Хлебникова (свою первую книгу Бурлюк выпустил только в 1919 году). Сам Бурлюк называл себя «лучшим художником среди поэтов и лучшим поэтом среди художников».

Одно из главных достижений Бурлюка – это выпестованный им Маяковский («Бурлюк сделал меня поэтом», – признавался будущий советский классик). Они вместе обучались в петербургском Училище живописи и ваяния и оба были оттуда исключены в 1914 году – администрация была раздражена тем, что воспитанники выступают с лекциями и идут поперек течения. Но «корочки» уже не нужны: и Бурлюк, и Маяковский – признанные литераторы, хотя слава их изрядно скандальна.

Скандально прежде всего поведение. Вызывающая одежда, разрисованные лица. Стихи – новаторские, но, как ни странно, менее всего у Бурлюка. Остается гадать, чем удивила публику – после Бодлера! – поэтизация безобразного («Небо – труп! Не больше! Звезды – черви – пьяные туманом»).

Как и многие футуристы, Бурлюк восторженно отнесся к переворотам 1917 года и первое время, пока футуристы были в фаворе у новой власти, старался продолжать свою литературно-агитаторскую деятельность. После отъезда на Дальний Восток в 1918 году он постепенно смещается в сторону Японии, а оттуда, с 1922 года, в США. Там он и прожил до смерти в 1967 году.

За границей Бурлюк оставался таким же активным и деятельным, как и на родине. Он выпускает журнал «Цвет и рифма», пишет картины и регулярно выставляется в Европе и в Америке. Он не смыкается с антисоветскими кругами, всячески демонстрируя лояльность к коммунистическому строю. Видимо, поэтому его пускают в СССР в 1956 году и еще раз, за год до смерти. Несомненно, тут сыграл свою роль культ Маяковского, и Бурлюк, как «отец-основатель» движения, был вполне уместен на советском культурном ландшафте.

Пышный прием, который устроили Бурлюку, отнюдь не означал его литературной реабилитации. Имидж хулигана и второстепенного поэта намертво прилип к Бурлюку, хотя трудно было разглядеть в американском туристе бывшего ниспровергателя литературных основ. Ни об изданиях книг Бурлюка, ни о приеме в музейные фонды его новых полотен, ни о возвращении ему гражданства (Бурлюк просил об этом накануне начала Великой Отечественной войны) речь не шла.

Поэт и художник, Бурлюк всегда затмевал свое творчество собой, своей личностью. Но и этого достаточно. Футуризм, которому он помог воплотиться, оказал огромное влияние на развитие отечественной поэзии и стал определенного рода классическим эталоном, по которому литераторам можно сверять свои дальнейшие маршруты.

И напоследок – о замечательном совпадении, своего рода исторической «рифме». Не кажутся ли вам вполне современными такие названия пьес футуриста Ильи Зданевича: «питЕрка дЕйстф», «аслааблИчья», «асЁл напракат», «Остраф пАсхи»? Эти произведения были созданы в конце 1910-х годов по мотивам материалов специального выпуска авангардного журнала «Бескровное убийство». Этот спецвыпуск назывался «албанским».

Олег Рогов

Деловая газета «Взгляд»


Добавить комментарий к статье




Биография Бурлюка
Возвращение неистового Давида Бурлюка
Русские поэты
Бубновый валет
Биографии художников
Биографии поэтов
Знаменитые люди по имени Давид
Российские художники
Кто родился в Год Лошади


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru