Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Павел Луспекаев. Везение в любви на пути к смерти


Фильмы с участием Луспекаева
Биография Луспекаева
Народный Верещагин
Верещагин - свой среди своих
Фотографии Луспекаева
Иная судьба Павла Луспекаева
Российские актеры
Биографии актеров
Люди с фотографиями
Знаменитые Павлы
Кто родился в Год Кролика

Актера Павла Луспекаева и раньше, и сейчас называют талантливым самородком, одним из лучших советских актеров. В нынешнем апреле ему исполнилось бы 80. Все — и неожиданные изгибы биографии, и бесшабашная жизнь, и болезнь, и бурный успех в кино и театре, и ранняя смерть — вывело судьбу Луспекаева за рамки обычной актерской судьбы.


Оказался слишком большим для Малого

Первый период жизни Павла Луспекаева тесно связан с Украиной. Родился в Луганске, в войну подростком сражался в составе партизанской разведгруппы 3 Украинского фронта. После войны работал в драматическом театре Ворошиловграда. На экзаменах при поступлении в Московское театральное училище им. М.Щепкина читал рассказ Александра Довженко. Уже тогда было заметно — талантлив, щедро талантлив, но с явными недостатками для академической московской сцены — южный говор, грубые манеры, недостаток общего образования. Тем не менее Луспекаева приняли, и учился он успешно. Там же, в вузе, женился на студентке-старшекурснице Инне Кирилловой.

Несмотря на яркое дарование, Луспекаев оказался не нужен Малому театру (а лучших выпускников Щепкинского училища традиционно берут именно туда). Недостатки речи помешали актеру закрепиться в Москве — он оказался в Тбилиси. Но и там его первой ролью стал Мартын Кандыба из пьесы украинского драматурга Александра Корнейчука «Калиновая роща». Вообще же, в Тбилиси Луспекаев быстро выдвинулся в число ведущих актеров, сыграв главные роли в пьесах Н. Гоголя, А. Чехова, В. Вишневского. Тогда же начал сниматься в кино — в фильмах «Они спустились с гор» и «Тайна двух океанов».

Вскоре извилистая актерская дорога привела Луспекаева в Киев — его забрал туда режиссер Леонид Варпаховский, работавший в Тбилиси и «положивший глаз» на молодого артиста. Артист сразу же произвел фурор среди киевской публики, моментально завоевал популярность в театральных кругах да и в кино продолжал сниматься. Но судьба его смотрела в совершенно другую сторону — в Ленинград.


По проторенной дорожке

Из Киева в Ленинград уже был проложен путь. Из конкретного Киевского театра им. Леси Украинки в другой конкретный — Ленинградский Большой драматический театр им. М. Горького, которым руководил Георгий Александрович Товстоногов. БДТ был тогда однозначно лучшим театром страны, там собралась объективно самая сильная труппа, и периодически она пополнялась киевскими актерами. Началось это с Кирилла Лаврова, отец которого — Юрий Сергеевич — был одной из самых заметных фигур театра им. Л. Украинки. Затем этой же дорожкой прошли Олег Борисов, Павел Луспекаев, Михаил Волков (позднее в БДТ пришел и Валерий Ивченко, но уже из другого киевского театра — им. И. Франко).

Ленинград тоже был покорен моментально. Несмотря на смущение Луспекаева, ведь ему предстояло репетировать с такими асами, как Татьяна Доронина, Евгений Лебедев, Ефим Копелян и другие, уже в первой роли Егора Черкуна в «Варварах» М. Горького он показал свой недюжинный талант. Его дуэт в этом спектакле с Татьяной Дорониной приводил в восторг ленинградскую публику.

Спектакли с участием П. Луспекаева пошли обоймой — «Четвертый», «Не склонившие головы», «Гибель эскадры», конечно же, «Поднятая целина», где Луспекаев ярко и выразительно сыграл колоритного Макара Нагульнова.

Репетировал он и туповатого Скалозуба в «Горе от ума» — еще одном легендарном товстоноговском спектакле. Но не сыграл из-за обострившейся болезни ног. Можно только представить, какие бы роли сыграл Луспекаев, если бы не эта болезнь, преследовавшая актера всю его короткую жизнь. Но все сложилось так, что он был вынужден уйти из театра, который преданно любил. Артист был уверен, что Товстоногов попросит его вернуться, даст какие-нибудь специальные роли, где можно минимально передвигаться, а больше сидеть, — речь шла даже о роли шекспировского Отелло, которую якобы обещал ему художественный руководитель. Однако дальше разговоров дело не шло. Впрочем, Товстоногова тоже можно понять: театр — производство, и он не может обслуживать интересы одного артиста. Луспекаев лелеял надежду вернуться в театр, часто приходил в БДТ, ностальгически сидел в когда-то своей гримерке, но прекрасно понимал, что пришла пора сосредоточиться на кино и телевидении.


Госпожа Удача

Нельзя сказать, что все его создания на ТВ и в кино — шедевры. Нет, были проходные роли. Но были и блистательные — буян Ноздрев в телеспектакле «Мертвые души», например, или учитель физкультуры Косталмед в фильме Геннадия Полоки «Республика ШКИД». Косталмед в сценарии был одной из главных ролей, однако в самый разгар съемок Луспекаев снова угодил в больницу, и ему ампутировали стопу. На съемки актер так и не вернулся, Полока хотел доснять некоторые эпизоды в квартире у Луспекаева, но актер даже не смог встать с постели. Поэтому и роль в «Республике» получилась обидно короткой, хотя фразочка Луспекаева, произнесенная как ни в чем не бывало после того, как его бьют по голове табуреткой: «Не шали!» — стала поистине крылатой.

Сыграл Луспекаев и в сказке «Три толстяка», и в детективе «Рокировка в длинную сторону», но все это было несравнимо с тем успехом, с той всенародной любовью, которая обрушилась на актера после того, как он снялся в фильме Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни».

В съемочной группе долго раздумывали, отдавать ли роль таможенника Верещагина больному Луспекаеву, у которого ампутированы обе стопы. Можно ведь найти на эту роль здорового актера. Потом все-таки остановились на Луспекаеве — и не пожалели. Снимаясь больным, актер создал былинный образ живого человека со всеми его слабостями и силой, недюжинным оптимизмом и неизбывной грустью. Разве можно забыть, как он пьет с Петрухой, как неохотно поглощает икру ложками, как пристально глядит через ставню, как задумчиво выдает на гитаре песенку Булата Окуджавы и Исаака Шварца, как разбрасывает на баркасе бандитов Абдуллы — и это с больными-то ногами.

Когда во время съемок становилось совсем невмоготу, он окунал эти ноги в Каспийское море, и боль понемногу утихала. Конечно, съемки проходили весело — и куролесили, и в ресторанчиках сидели, и гоняли за чекушками в соседний магазин на мотоцикле…

Верещагин — это сам Луспекаев, забубенный, неуправляемый, непредсказуемый. Пил вволю, гулял до забвения, не слишком храня верность жене, дрался когда надо — это все он, Павел Борисович Луспекаев.

В один из таких загулов кто-то из шальной компании (вместе с ним тогда гуляли актер В. Татосов и драматург А. Володин) стащил у него перстень, который Луспекаеву подарили после «Белого солнца». Перстень этот актер считал своим талисманом, приносящим счастье. Обнаружив пропажу, Луспекаев построил и обыскал всех, в том числе и совершенно обнаженную хозяйку квартиры, в которой шла гульба. Но перстня не нашел.

Потом роль талисмана стала исполнять трость, с которой Павел Борисович выходил на улицу. Он говорил все время: «Если я трость потеряю, то обязательно умру». Потерял — трость украла какая-то компания, попросившая закурить, украла, пока актер разговаривал с другом на лавочке. Через несколько месяцев Луспекаев умер.


До его Старка всем было далеко

Павел Луспекаев снялся в картине «Золотые цепочки», был утвержден на роль в музыкальной комедии «Чудный характер». Но с «Чудным характером» ничего не получилось — актер Михаил Козаков уговорил Павла Луспекаева сыграть роль Вилли Старка в сериале «Вся королевская рать» по роману. Р. П. Уоренна. В фильме был отличный актерский ансамбль — Т. Лаврова, О. Ефремов, Р. Плятт, М. Козаков, Л. Дуров, да и роман был блистательный. Луспекаев успел сняться в двух эпизодах, третий должен был сниматься 18 апреля. Но до этого дня актер не дожил.

Накануне его посетили друзья из Еревана, с которыми Луспекаев «славно посидел». На следующий день, позвонив предварительно М. Козакову и поболтав с ним, Луспекаев грохнулся во весь свой огромный рост в гостиничном туалете. Врачи поставили диагноз: «разрыв сердечной аорты». Умер Луспекаев, как и родился, — в апреле, именно в апреле.

Можно только представить, какой бы получился сериал, если бы в нем снялся Луспекаев. Проблема, кто сыграет Вилли Старка вместо умершего актера, оказалась почти неразрешимой, стала головной болью для съемочной группы. Большие артисты отказывались от роли, то ли считая это неэтичным, то ли боясь вступать в соревнование с умершим коллегой. Отказались М. Ульянов, С. Бондарчук, О. Ефремов, не были утверждены на эту роль Л. Марков, Ю. Любимов, А. Попов. В конце концов, роль Старка сыграл Георгий Жженов, сыграл убедительно и профессионально, но без полета. По крайней мере, кадры с участием Павла Луспекаева, сохранившиеся на ТВ, красноречиво говорят о том, как это могло бы быть. От одного только момента, когда Луспекаев кричит: «Я буду душить их голыми руками!», до сих пор мороз по коже.

Большой драматический театр Ленинграда отказался хоронить Павла Луспекаева, сославшись на то, что «этот актер у нас не работает». Траурные хлопоты взял на себя «Ленфильм». Актера-легенду похоронили, вдова голосила, прося прощения, коллеги качали головой: какого актера потеряли!

Потеряли. И не сыграл он Вилли Старка. Не сыграл Отелло, которого мог бы сыграть потрясающе. Не сыграл еще много ролей. Но «Не везет мне в смерти, повезет в любви» и «Мне за державу обидно» никуда не уйдет, никуда не денется.


Сергей Пальчиковский
Первая крымская N 171, 20 апреля /26 апреля 2007


Добавить комментарий к статье




Фильмы с участием Луспекаева
Биография Луспекаева
Народный Верещагин
Верещагин - свой среди своих
Фотографии Луспекаева
Иная судьба Павла Луспекаева
Российские актеры
Биографии актеров
Люди с фотографиями
Знаменитые Павлы
Кто родился в Год Кролика


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru