Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Завещание Антуана де Сент-Экзюпери (Antoine de Saint-Exupery)


Тайна гибели Сент-Экзюпери раскрыта
Биография Сент-Экзюпери
Браслет Антуана Сент-Экзюпери
Афоризмы Сент-Экзюпери
Звездочет и Роза
Последний полет
Стремительный шаг в небеса
Новости
Французские писатели
Биографии писателей
Легендарные летчики
Раки (по знаку зодиака)
Знаменитые Антуаны
Известные французы
Кто родился в Год Крысы
Биографии летчиков

Добавить отзыв о человеке

Полет, в который 60 лет назад отправился Антуан де Сент-Экзюпери, должен был стать последним в его военной карьере. Командование, опасаясь за жизнь известного писателя, нашло способ, как спасти его от риска. Ему откроют «военную тайну» — информацию о предстоящей высадке союзников, чтобы на законном основании отстранить Сент-Экса от рейдов в тыл врага.

Сделать это должны были 1 августа. Но мы никогда не узнаем, как бы отнесся к этой уловке Антуан, отличавшийся отчаянной храбростью. Он не вернулся из девятого разведывательного полета, действительно ставшего для него последним...

День 31 июля 1944 года выдался пасмурным. «Лайтнинг», пилотируемый Сент-Экзюпери, взмыл в воздух с базы Борго на Корсике. Летчик, как обычно, отклонился от курса, чтобы описать круг над родными местами: его детство прошло в Аннеси, на юго-востоке Франции.

Самолет Антуана, неожиданно вынырнувший из облаков, заметил истребитель Люфтваффе и погнался за ним. Потом немецкий ас отрапортовал начальству, что подбил «Лайтнинг», который рухнул в море. Однако свидетелей боя не было, обломков самолета не нашли, и победу ему не засчитали.

...За полтора года до начала Второй мировой войны Сент-Экзюпери потерпел тяжелейшую аварию в Гватемале, пытаясь совершить перелет по маршруту Нью-Йорк — Огненная Земля. Пять дней пробыл в коме. У него развился анкилоз левого плеча, что означало: прыгать с парашютом он больше не сможет. И все-таки с началом военных действий, в сентябре 1939 года, Сент-Экс вернулся в авиацию и был приписан к разведывательной эскадрилье.

Этот период его жизни мало известен российскому читателю, поэтому я остановлюсь на нем подробнее.

В мае следующего года он совершил разведывательный полет к Аррасу, который чуть не стоил ему жизни. Когда командование, представившее его к Военному кресту, поинтересовалось, как же он не побоялся вести фотосъемку позиций противника на столь малой высоте, Сент-Экзюпери смущенно ответил, что потерял высоту из-за вышедшего из строя мотора. А раз уж такое дело, решил включить автоматическую камеру. Этот полет он описал в своем романе «Военный летчик».

24 июня 1940 года Франция в лице маршала Петена подписала перемирие с Германией. По его условиям она, в частности, обязалась оказывать вооруженное сопротивление любой стране, которая попытается высадиться в Северной Африке, и для этой цели могла держать там армию в 115 тысяч человек. Но одно дело подписать приказ в Париже, а другое — добиться его выполнения за морем. Чтобы выяснить настроение французских колониальных войск, редакция газеты «Семь дней», выходившая в «свободной», не оккупированной фашистами зоне, направила в Алжир вышедшего в отставку Рене Шамба, собрата Сент-Экзюпери по перу и оружию.

Скоро к нему прилетел сам Сент-Экс. Немцы воспротивились публикации во Франции его «Военного летчика», внесенного цензурой в «черный список», и Антуан собирался нелегально пробраться в США через Танжер и Португалию, чтобы напечатать книгу в Нью-Йорке. А заодно по мере сил подтолкнуть американцев к открытию второго фронта. Рукопись романа — толстая черная тетрадь, свернутая в трубку и стянутая красной резинкой, вырезанной из велосипедной покрышки, — постоянно находилась при нем.

Шамб и Сент-Экс объездили несколько городов — картина повсюду была схожей. Туземное население встретило известие о поражении Франции равнодушно, а многие военные, сначала поддерживавшие де Голля, который призывал продолжать борьбу в Северной Африке, теперь перешли на сторону Петена. В начале декабря расстроенный Сент-Экс улетел в США.

Французы, находившиеся тогда в Нью-Йорке (многие сбежали за океан, опасаясь за свою жизнь), разбились на два враждовавших лагеря: голлистов и антиголлистов. «Военный летчик» был издан во Французском культурном центре, а также в английском переводе (под названием «Полет в Аррас») и вызвал большой резонанс. Де Голль прочел его и был разгневан, поскольку роман противоречил проповедуемым им взглядам. Генерал утверждал, что вина за поражение целиком лежит на Петене, и те, кто не желает примкнуть к де Голлю, — предатели.

Сент-Экс увидел в столь категоричной позиции своекорыстный интерес, стремление генерала в будущем, после освобождения Франции (а в освобождении никто не сомневался), присвоить себе высшие посты, почести и — не исключено — доходные местечки. Наглядевшись за два года на далеко не безупречных «соратников» генерала, Сент-Экзюпери стал ярым антиголлистом.

В Нью-Йорке выходили две французские газеты: «За победу» Анри де Кериллиса, ставшего личным врагом де Голля, и «Марсельеза», издаваемая Адрианом Тиксье, фанатично преданным генералу. Сразу по приезде Антуана в США оба издания предложили ему сотрудничество. Антуан опубликовал несколько статей в газете «За победу».

8 ноября 1942 года американцы и англичане под командованием генерала Дуайта Эйзенхауэра высадились в Северной Африке. Случайно оказавшийся там адмирал Дарлан, правая рука Петена, приказал французским войскам оказать сопротивление «захватчикам». Завязались ожесточенные бои, обе стороны несли серьезные потери. По счастью, Дарлан в конце концов сдал союзникам Алжира, и столкновения прекратились. Президент Рузвельт из тактических соображений сохранил за ним титул «верховного комиссара Северной Африки», чем вызвал сильное недовольство Англии и французских подпольщиков.

24 декабря Дарлана убил в Алжире молодой фанатик-роялист, и должность верховного комиссара, фактически находившегося в оппозиции к действующему французскому правительству, перешла к генералу Жиро, человеку храброму, но наивному в политических вопросах. Де Голля же высадка англоамериканцев привела в ярость: его никто не удосужился поставить о ней в известность, хотя он провозгласил себя главой французского Сопротивления. Какой-то Жиро его опередил? Не бывать этому!

Сент-Экзюпери горел желанием приехать в Алжир, однако редактор «Марсельезы» пустил в ход все свое влияние в Вашингтоне, чтобы ему помешать. После пяти месяцев обивания порогов Сент-Экс пересек-таки Атлантику на борту американского транспортного самолета, напрямую договорившись с экипажем. Перелет занял больше двух недель.

В Алжире он снова встретил своего друга Шамба, которого генерал Жиро сделал своим министром информации. Узнав, что верховный комиссар намерен пригласить в Африку де Голля, чтобы разделить с ним власть, Сент-Экс попросил устроить ему встречу с Жиро, чтобы «раскрыть генералу глаза».

Тот ценил его как писателя и, желая уберечь, хотел дать ему «кабинетную» должность — вести «французскую пропаганду» среди союзников. Но Сент-Экс отказался наотрез: он рвался в бой, хотел вернуться в свою часть и просил Жиро замолвить за него словечко перед Эйзенхауэром. Он мечтал летать на «Лайтнингах», новейших американских самолетах-разведчиках. Верховный комиссар обещал ему помочь, но, когда Сент-Экзюпери стал его предостерегать, заговорил об опасности раздела власти с де Голлем, генерал резко оборвал разговор. «Мой дорогой Сент-Экзюпери, — сказал он, — занимайтесь своим делом. Благодарю за участие, но мне кажется, что вы меня принимаете за полного идиота».

После этого разговора Сент-Экс действительно несколько разочаровался в его интеллекте. Как бы там ни было, свое слово Жиро сдержал — лично позвонил Эйзенхауэру, и упорному французу, в обход всех запретов, разрешили летать на «Лайтнингах». На тот момент это были самые быстрые в мире самолеты, поднимавшиеся на высоту до 10 —12 тысяч метров, недосягаемую для немецких истребителей. Но американцы поставили жесткое условие: пилоты должны быть не старше 30 лет, а Сент-Эксу стукнуло 42. К тому же многочисленные травмы сказались на его здоровье, и на высоте 10 тысяч метров он мог потерять сознание...

Пока он ожидал письменного приказа о допуске к полетам, Жиро предложил ему побеседовать с офицерами на учебных базах, внушая им две заповеди: терпение и доверие.

Эта поездка оказалась для Сент-Экзюпери тяжелым испытанием. Он был не единственным «пропагандистом», выступавшим перед военными. Параллельно ту же работу вели голлистские вербовщики, побуждавшие участников Сопротивления, бежавших в Африку из Франции и Испании, вступать в войска де Голля, а не Жиро, что вызывало у него возмущение. Даже в момент, когда решалась судьба Франции, кругом плелись интриги!

— Я ненавижу наше время, — говорил он Шамбу. — После этой войны, когда все кончится, останется только пустота. Два века подряд человечество спускается по огромной лестнице, вершина которой уходит в облака, а низ — в темную пропасть. Оно могло бы подниматься по этой лестнице, но предпочло спускаться. Духовный упадок просто ужасает. Мне все равно, если меня убьют на войне...

И все же полученное наконец разрешение на полеты его обрадовало. Возможно, ему казалось, что на десятикилометровой высоте он поднимется над эпохой, которую так ненавидит...

Однако трудности на этом не закончились: во время одного из тренировочных полетов Сент-Экс приземлился вне посадочной полосы и, катя в ангар, зацепил крылом за дерево, которого не заметил. Американцы тотчас вычеркнули его из списков летного состава. Он снова помчался в Алжир.

В августе 1943 года де Голль уже был сопредседателем Комитета Национального освобождения наряду с Жиро, но последний являлся еще и главнокомандующим сухопутными, морскими и воздушными силами. Он только что прочитал «Военного летчика», и книга ему понравилась, возможно, потому, что не понравилась де Голлю. Жиро снова заступился за Сент-Экзюпери перед Эйзенхауэром. Соперничество двух лидеров продолжалось, и оба звонили американскому генералу.

Все это время Сент-Экс, ставший человеком штатским, показывал друзьям замысловатые карточные фокусы, чтобы отогнать тоску. Наконец раздраженный Эйзенхауэр после очередного звонка Жиро бросил трубку и сказал:

— Эти французы просто невыносимы, Жиро в первую очередь! А Сент-Экзюпери меня вообще достал. Внесите его обратно в списки! Возможно, в воздухе с ним будет меньше забот, чем на земле!

Впоследствии генерал Шамб, тоже принимавший деятельное участие в том, чтобы его друг вернулся в действующую армию, корил себя: откажись он помочь — и тот, возможно, остался бы жив. Но его утешали: если Антуан чего-то захотел, он обязательно этого добивался.

Последняя встреча с Шамбом произошла в начале июля 1944 года. Солнце нехотя погружалось в тихие воды залива, ласкавшие берег прикосновениями зелено-сиреневых волн. Двадцатиметровая отвесная скала вдавалась в море в том месте, где когда-то проплывали корабли Ганнибала, отправляясь в поход. Где-то далеко лежал в руинах Карфаген.

— Что останется от нашей цивилизации, раз духовность стерта в порошок? — печально сказал Сент-Экзюпери. — Что останется от наших самолетов, транзисторов, грузовиков и холодильников? Что останется от нас самих, если нас могут привести в восторг лишь механические чудовища, порожденные мозгом инженеров? Мне ненавистна такая цивилизация!

Кстати, за что я сражаюсь? — продолжал он задавать вопросы самому себе. — Если бы Францию не победили в 40-м, я не ввязался бы в эту нелепую свалку, в гражданскую войну цивилизованных народов. Когда мы освободим Францию, которая этого не заслуживает, останется только одно: пустить под пресс все, что породил наш дурацкий прогресс, и любой ценой вернуться на век назад, а может, и дальше, чтобы вернуть духовности ее истинное место. Если этого не сделать, человечество похоронит себя собственными руками...

«Я буду сражаться за Человека. Против его врагов. Но также против самого себя», — написал он в свое время в романе «Военный летчик». Таким был символ веры, завещание, с которым Антуан де Сент-Экзюпери отправился в свой последний полет.

...В конце 1998 года некий рыбак, промышлявший в районе вероятного падения «Лайтнинга», нашел в море потемневшую серебряную цепочку. На ней были выгравированы имя Консуэло, жены Сент-Экзюпери, и координаты его издателей Рейналя и Хичкока. А совсем недавно, в мае нынешнего года были обнаружены и обломки того самого самолета. Но тела найти так и не удалось: певец планеты людей слился с ней навсегда...

Екатерина Колодочкина

"ЭХО планеты" ИТАР-ТАСС 2004


Добавить комментарий к статье


Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


Последние новости

2021-05-30. Изданы неизвестные письма Антуана де Сент-Экзюпери
В Париже издали переписку автора «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери и его музы, художницы Консуэло Сунсин-Сандовал. Как сообщает ТАСС, такое решение было принято в честь 75-й годовщины выхода знаменитой повести в свет во Франции.

2017-10-04. Швейцарские часовщики вдохновились комбинезоном Антуана де Сент-Экзюпери
Швейцарская часовая мануфактура IWC Shaffhausen выпустила новые часы в линии Pilot’s Watches. Об этом «Ленте.ру» сообщил представитель пресс-службы бренда в среду, 4 октября.

2016-07-06. В Испании нашлось журналистское удостоверение Антуана де Сент-Экзюпери
Испанский историк-любитель Поликарпо Санчес нашел журналистское удостоверение, с которым французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери освещал события гражданской войны в Испании 1936-1939 годов.





Тайна гибели Сент-Экзюпери раскрыта
Биография Сент-Экзюпери
Браслет Антуана Сент-Экзюпери
Афоризмы Сент-Экзюпери
Звездочет и Роза
Последний полет
Стремительный шаг в небеса
Новости
Французские писатели
Биографии писателей
Легендарные летчики
Раки (по знаку зодиака)
Знаменитые Антуаны
Известные французы
Кто родился в Год Крысы
Биографии летчиков


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru