Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Географическое кафе
Остров желаний. На Родосе они сбываются

Мстислав Ростропович. Давайте беречь Землю


Мстиславу Ростроповичу 70 лет
Насмешливый бес Мстислава Ростроповича
Биография Ростроповича
Человек таланта и добродетели
Per Slava
Новости
Овны (по знаку зодиака)
Кто родился в Год Кролика

Добавить отзыв о человеке

Это была журналистская удача. Не каждый музыкант согласится на интервью между репетицией и концертом, который публика ждет с особым интересом. И это понятно: надо собраться с мыслями, сосредоточиться на музыке да и просто отдохнуть. Не ссылаясь ни на одну из этих причин, вполне уместных в таком случае, Мстислав Леопольдович Ростропович побеседовать согласился.

Мы встретились в прекрасный солнечный день в его номере в фешенебельном отеле "Ритц-Карлтон" в Сан-Франциско, в городе, где Ростропович дирижирует симфоническим оркестром. Номер находился на особом этаже, отведенном исключительно для высокопоставленных лиц. Попасть туда можно только в сопровождении либо хозяина, либо -- с его разрешения -- служащего отеля, поскольку лифт поднимается на этаж только после того, как снимается блокировка нужной кнопки специальной электронной карточкой. Весьма внушительно...

Времени на беседу было совсем немного, и потому я спросил о главном -- чем живет сегодня выдающийся музыкант. И он рассказал о творческом расписании нынешнего года. В сентябре в Лос-Анджелесе Ростропович будет дирижировать на премьере оперы "Николай и Александра". Опера создана современным американским композитором Деборой Драттелл на основе одноименного романа Масси Роберта, повествующего о трагической судьбе последнего российского царя и его семьи. Встать на премьере за дирижерский пульт, заметил маэстро, его попросил сам Пласидо Доминго, исполняющий в опере партию Распутина. "Пласидо -- мой близкий друг, и я не мог отказать другу в этой просьбе", -- сказал Ростропович.

Вообще же нынешний концертный сезон Мстислава Леопольдовича исключительно напряженный. Середина февраля -- концерты в Сан-Франциско, затем он летит в Питтсбург, где будет отмечаться 60-летие его друга и коллеги дирижера Мариса Янсонса, потом с "залетом" в Нью-Йорк отбывает в Майами, откуда, дав два концерта, отправляется в Вашингтон, а 2 марта уже будет в Париже. Буквально следом -- 3 или 4 марта -- его ждет Москва. "Срок задан более чем жесткий", -- подчеркнул мой собеседник.

-- Дело в том, что 5 марта исполняется 50 лет со дня смерти гения русской музыки, которому я очень многим обязан, -- Сергея Прокофьева. Я приду на его могилу на Новодевичьем кладбище, буду долго сидеть и общаться с ним...

К слову напомню, что Прокофьев скончался в тот же день, когда и Сталин. На фоне грандиозного прощания с "отцом народов", превратившегося в кровавую драму, похороны великого композитора прошли совсем незаметно. Проводить его в последний путь собрались только самые близкие люди и немногие его почитатели, с трудом доставшие в огромном городе цветы, чтобы положить на могилу. Но вернемся к нашей беседе.

Из российской столицы 7 марта Ростропович улетает в Париж, а десять дней спустя прибудет в Нью-Йорк, где открывается его 3-недельный фестиваль. 12 апреля он дает концерт в Вильнюсе в связи с открытием его фонда помощи талантливым и больным литовским детям. И это далеко не все. В августе и сентябре Мстиславу Леопольдовичу предстоит работать в Лос-Анджелесе. В октябре открывается его фестиваль в Вене, где он впервые исполнит произведение, которое специально для него пишет польский композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий, а 11 декабря своим концертом закрывает в Токио фестиваль, посвященный 300-летию Санкт-Петербурга. Точку же в нынешнем сезоне Ростропович поставит 14 декабря концертом в Камбодже.

На вопрос -- а не сложно ли работать в таком режиме и как вообще такое возможно, музыкант, вздохнув с улыбкой, признался: сложно, конечно, но иной жизни он не представляет. А как удается выдерживать такой ритм, он и сам не знает и удивляется. Когда же я посетовал, что от одного только перечня стран и городов голова начинает идти кругом, Ростропович, устроившись поудобнее на диване и кинув на меня быстрый, как бы сочувственный взгляд, будто это не его, а меня ожидают эти броски по свету, сказал:

-- У меня есть особая книга, когда-нибудь покажу, в которую занесены все мои концерты за всю мою жизнь. И если вы когда-нибудь прочтете, что Ростропович повесился, покончил жизнь самоубийством, то знайте, причина для этого может быть только одна -- у меня сперли эту книгу. Там -- моя жизнь. Восстановить записи будет ох как сложно.

В этот раз увидеть книгу мне не довелось, но надежда, признаюсь, осталась. Возможно, есть в ней записи и о деятельности в России Фонда Вишневской -- Ростроповича, который постоянно находится в центре его внимания и о котором музыкант говорит особенно охотно и взволнованно.

-- Фонд -- это самое большое мое дело в России, -- считает Мстислав Леопольдовича. -- Сейчас мы концентрируем внимание на вакцинации российских детей от таких инфекционных заболеваний, как гепатит В, краснуха, корь. Мы смогли полностью охватить Новгородскую область и теперь работаем в Воронежской и Оренбургской областях, проводим вакцинацию детей в Карелии и Ленинградской области -- уже перешагнули миллионный порог. -- И, помолчав, добавил: -- Думаю, это самое большое счастье -- спасать детские жизни.

Меня всегда поражало, пусть это не покажется громкой фразой, чувство личной ответственности музыканта за то, что происходит на нашей планете, его активная гражданская позиция.

-- В мире сложилась очень опасная и сложная ситуация, -- говорит Мстислав Леопольдович.

-- И искусство может спасти мир?

-- В какой-то степени. Это отнюдь не общие слова, если музыку понимать шире и глубже, чем это часто происходит на концертах. Через правильное музыкальное образование и воспитание можно найти ключики к душе человека, к его совести, которая заставит его задуматься над тем, что он творит. И быть может, тогда мир для него, жизнь и красота станут более притягательными, чем оружие, война и насилие. Гигантский прогресс науки и техники неожиданно сделал нашу планету -- как бы это поточнее сказать -- совсем малюсенькой. Наш мир сжался по сравнению с тем, каким он был, когда, например, я начинал свою концертную деятельность. Тогда перелет в Америку представлял собой настоящее путешествие с посадкой и ночевкой в Париже. А теперь от Парижа до Нью-Йорка вы добираетесь на "Конкорде" за три с половиной часа. Причем столицу Франции вы покидаете в 11 часов утра, а в США прилетаете в 8 часов 30 минут того же дня. Поразительно! Я даже как-то пошутил, сказав своей супруге Галине Павловне, что, если я умру в Париже, то немедленно собери моих друзей, погрузите мой гроб в "Конкорд" и летите в Нью-Йорк". "Зачем это тебе? Ты что, с ума сошел?", -- возмутилась она. -- "Хочу оказаться в Нью-Йорке за 2 часа до своей смерти", -- объяснил я свое пожелание, -- и мой собеседник рассмеялся, видимо, довольный своей старой шуткой.

И, конечно же, -- продолжал он, -- нельзя забывать такие достижения электроники, как, например, компьютеры или сотовые телефоны. Меня и сейчас поражает ситуация, когда, набрав номер, мгновенно можно услышать голос человека, находящегося за десятки тысяч километров от тебя, и беседовать с ним, будто он находится в соседнем квартале. Электроника, компьютеры сделали мир еще более компактным.

Если раньше каждая страна жила как бы в отдельном доме, то теперь мы сосуществуем в коммунальной квартире. А в ней бедные соседи всегда недолюбливают тех, кто богаче. Поэтому богатые страны, в частности, США, должны помогать тем, кто страдает от бедности. И помощь эта должна заключаться не в поставках вооружений. Она должна создавать условия для получения образования, должна помочь осознать, что есть зло и что есть добро. Едва ли люди, получившие образование, будут стремиться причинить зло тем, кто помог им обрести знания.

И снова разговор вернулся к музыке. Как выяснилось, мой собеседник, воспитанный на классике и блистательный исполнитель классики, совсем не чужд современной поп-музыки и относится к ней с большим интересом. Разумеется, не ко всякой. С горечью заметил он, что существует огромная качественная разница между российским шоу-бизнесом, российской эстрадой и шоу-бизнесом на Западе.

-- У меня есть хороший друг, звезда британской эстрады Элтон Джон, -- сказал Мстислав Леопольдович. -- Мы давно дружим, и я с удовольствием слежу за его выступлениями. Есть и другие великолепные певцы из этой сферы музыкальной культуры, которые мне интересны, -- я уж не говорю о "Битлз", они просто гениальны. В России же на экране телевизора почему-то постоянно мелькают исполнители, поражающие своим безголосием, отсутствием вкуса и культуры. Что-либо хорошее появляется крайне редко. Чем это можно объяснить? Наверное, отсутствием культуры в этой области и качеством востребуемой музыки. Но я уверен, что и у нас здесь все образуется, только надо учить и развивать у молодежи вкус к хорошей музыке, к настоящему искусству в любой его сфере.

Говоря о программах собственных концертов, маэстро сказал, что он всегда старается включать в них произведения своих "учителей и идолов музыкального мира -- Прокофьева и Шостаковича".

-- Вы не представляете, сколь много они для меня значат, -- признался Ростропович. -- Иногда, когда я дирижирую Прокофьева или Шостаковича, у меня бывают почти галлюцинации -- я вдруг вижу их лица. Великий Шостакович стал самым исполняемым композитором XX века. То признание, которое приходит к нему сейчас, через столь короткий промежуток времени, прошедший с момента его смерти, только подчеркивает гениальность Шостаковича. Сегодня уже мнение едино -- он был одним из величайших композиторов прошедшего столетия. Но при этом надо еще знать и помнить, как его при жизни травили и как он страдал... В нынешнюю концертную программу я включил, в частности, Классическую симфонию Прокофьева и Восьмую симфонию Шостаковича. Это гениальнейшее произведение. И я очень рад, что оно звучит в Сан-Франциско.

Время нашей беседы истекло. Впереди -- очередной концерт. Свободных мест в зале нет. Полный аншлаг. Впрочем, так всегда бывает на концертах Мстислава Ростроповича. Когда растаял последний звук Восьмой симфонии, в зале повисла напряженная тишина. Мгновение -- и ее буквально взорвал гром оваций. Потрясенный зал встал. Поднялся оркестр, приветствуя дирижера. Бурей аплодисментов слушатели вновь и вновь вызывают его на сцену. За долгие годы творческой деятельности выдающийся музыкант казалось бы должен привыкнуть к триумфальному успеху. Однако его притягательная, чуть застенчивая улыбка говорит о том, как приятны и дороги ему это признание и благодарность публики, и привыкнуть к этому невозможно.

А после концерта я прошел за кулисы, чтобы задать дирижеру единственный вопрос: как же ему удалось добиться столь органичного взаимопонимания с оркестром, каждый исполнитель которого глубоко проникся великой музыкой.

-- А я им сначала просто рассказываю о блокадном замерзающем Ленинграде, о его удивительных жителях и о гениальном композиторе, воплотившем все это в музыке.

Надо было видеть лица людей, слушавших эту музыку. Восьмую симфонию Шостакович написал в разгар Великой Отечественной войны, летом 1943 года. Трагически напряженной музыкой он говорил об ужасах и муках, которые несет людям война, взывал к непримиримости со злом и протестовал против зла, насилия и всего, что приносит людям страдания и боль. Симфония, посвященная выдающемуся дирижеру Евгению Мравинскому, тоже ленинградцу, была исполнена под его управлением осенью того же года в Москве. Вскоре после московской премьеры она прозвучала и над Американским континентом -- ее первое исполнение в Нью-Йорке транслировали 134 радиостанции США, 99 -- Латинской Америки, благодаря чему число слушателей, по подсчетам специалистов, достигло невероятной цифры -- 25 миллионов человек...

Гаснут огни в концертном зале, расходится публика, убирают свои инструменты музыканты. Возвращается в свой отель по ночным улицам Сан-Франциско усталый маэстро. С этим городом его связывают особые отношения. Здесь он выступал в далекие 50-е годы, когда приехал в Соединенные Штаты на свои первые гастроли.

-- Я впервые дирижировал в этом городе в 1975 году, -- вспоминал в нашей беседе Мстислав Леопольдович. -- Меня прогнали из Советского Союза в 1974 году и первое, что я сделал как оперный дирижер, -- в пику тогдашним советским властям поставил "Пиковую даму" в Сан-Франциско.

И Ростропович, и Сан-Франциско, и его жители любят, понимают и ценят друг друга.

Лос-Анджелес
Владимир Рогачев


Награда за творчество и доброту

К многочисленным премиям, призам и титулам, которыми увенчан творческий путь Мстислава Ростроповича, только что прибавилась еще одна почетная награда -- за вклад в музыку и гуманитарную деятельность. Ее выдающемуся виолончелисту и дирижеру присудила Национальная академия искусства и техники звукозаписи США. Церемония награждения состоялась в самом фешенебельном отеле Нью-Йорка "Уолдорф-Астория".

Вручая награду, президент Национальной академии звукозаписи Нил Портноу среди прочих высоких человеческих качеств музыканта особо подчеркнул его неустанное и самоотверженное стремление помогать другим. И самым ярким примером здесь он назвал деятельность Фонда Вишневской-Ростроповича, направленную на улучшение детского здравоохранения в России.

Сам же награженный, говоря о своей карьере, с горечью вспомнил утраты тех лет, когда был вынужден покинуть родину. И хотя справедливость давно восторжествовала и время все расставило на свои места, это, наверное та рана, которая будет саднить всегда. Вместе с тем Мстислав Леопольдович признал, что ему в жизни выпало немало великих возможностей, в том числе "счастье общаться с гениями нашего времени". Среди титанов, с которыми его свела судьба, он вновь назвал имена своих соотечественников -- Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича, без музыки которых он не мыслит своего творчества.

Нью-Йорк
Юрий Кирильченко

"ЭХО планеты" ИТАР-ТАСС 2003, февраль-март


Добавить комментарий к статье


Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


Последние новости

2012-04-24. Минкульту передали архив Мстислава Ростроповича
Архив дирижера и виолончелиста Мстислава Ростроповича передан российскому министерству культуры. Минкульт возьмет на себя ответственность за хранение и страховку более тысячи документов, сообщает РИА Новости.

2012-04-17. Мэрия Москвы нашла место для центра Ростроповича
Мэрия Москвы нашла площадку для Центра культурного и исторического наследия Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, сообщает во вторник, 17 апреля, РИА Новости.

2012-03-30. Выставка в Париже и Москве расскажет о творчестве Ростроповича
На организацию выставки, посвященной виолончелисту и дирижеру Мстиславу Ростроповичу, которая будет проходить в Москве и Париже, Минкульт готов потратить пять миллионов рублей. Министерство объявило конкурс по поиску организатора выставки и разместило информацию о ней на портале госзакупок.





Мстиславу Ростроповичу 70 лет
Насмешливый бес Мстислава Ростроповича
Биография Ростроповича
Человек таланта и добродетели
Per Slava
Новости
Овны (по знаку зодиака)
Кто родился в Год Кролика


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru