Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Женева: столетия шарма и независимости
Настоящая Куба

Биография Иннокентия Михайловича Смоктуновского


Деточкин, принц Датский
Блаженный герой того времени
Фильмография
Гений особого рода
Многогранный Смоктуновский
Интересные факты
Новости
Российские актеры
Биографии актеров
Овны (по знаку зодиака)
Фильмографии актеров
Кто родился в Год Быка
Интересные факты о людях
Интересные факты об актерах

Добавить отзыв о человеке

Иннокентий Михайлович Смоктуновский Иннокентий Михайлович Смоктуновский (настоящая фамилия Смоктунович, польского происхождения) (1925-1994), актер тонкого психологического рисунка, создавший лирический образ современного героя. Народный артист СССР, Герой социалистического труда, лауреат Государственной премии СССР (1965).

Война и годы в провинции. Родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка на севере Томской области. Позже семья переехала в Красноярск. Война резко перевернула устоявшийся быт семьи. После гибели на фронте отца, Иннокентий был вынужден бросить школу и после неудачных поисков работы, попал в военное училище. Оттуда - на фронт. Участвовал в битве на Курской дуге, бежал из плена, был ранен, прошел всю войну до Берлина. После войны почти случайно поступил в студию при Красноярском областном драматическом театре. Проучившись год, приходит в Норильский 2-ой Заполярный театр, где проработал четыре сезона (1946-1951), пройдя школу мастерства. В связи с ухудшением здоровья переселился на юг. Один сезон отслужил в Дагестанском русском драматическом театре в Махачкале, затем в Сталинградском театре драмы, который оставил в 1955 году, ощущая, что пришло время иной манеры игры.

С 1955 года Иннокентий Смоктуновский показывался во многих театрах Москвы, неизменно получая отказ. Счастливый поворот его судьбы начинается после участия в съемках кинофильма "Солдаты", где он сыграл роль солдата Фарбера. Фильм вышел на экран в 1956 году, совпав с началом времени перемен. А время требовало нового героя. На этой волне индивидуальность Смоктуновского, его неповторимая органика, не выносящая нажима и пафоса, пришлась впору.

Рождение нового героя. Главный свой театральный творческий взлет пережил в конце 1950-х годов, когда он сыграл князя Мышкина из инсценировки романа "Идиот" по Ф. М. Достоевскому в постановке Г. А. Товстоногова, специально пригласившего неизвестного артиста в БДТ. Режиссер, чуткий к актерским дарованиям, уже в роли солдата Фарбера, разглядел в Смоктуновском будущего Мышкина, "положительно прекрасного человека", пришедшего в жестокий мир с чистой любовью и полным отсутствием житейского опыта. Смоктуновскому удалось "попасть в тон" Мышкина, почувствовать почти неуловимый строй души больного князя, создать ощутимое энергетическое поле доброты, с которой тот шел к людям, сначала покоряя светом своей личности, затем оказываясь жестоко раздавленным силой человеческого зла. Необыкновенное совпадение Смоктуновского с душевной жизнью своего героя вызвали колоссальный интерес публики, воспринявшей эту роль как большое событие в театральной жизни. Актер действительно открыл нового героя. Это был герой в абсолютно негероической, а подчас и смешной оболочке. Смоктуновский осознанно не боялся в роли Мышкина быть смешным, неуклюжим. Лиризм актера сочетался с непосредственным глубоким комизмом, оберегающим его от ненужного пафоса. Это сочетание - основа его метода. В роли Мышкина "он нарушал театральные правила. В спектакле БДТ появился не играющий, а живущий актер", - писал театральный критик Е. Горфункель.

Роль Мышкина была признана целой эпохой в творчестве артиста. Но для артиста появилась очевидная опасность самоповтора. Однако масштаб возможностей артиста, аналитический метод работы привели к дальнейшему его развитию. Сказался также большой сценический опыт Иннокентия Смоктуновского на провинциальных подмостках и в кино, опыт мучительных поисков, а не накапливания известных штампов, обостренный слух на современность, на новые возможности и новую технику игры.

В кинематографе. С 1966 года (сыграв повторно роль Мышкина в возобновленном спектакле БДТ, в иной, более лаконичной, суровой и мужественной трактовке) до середины 1970-х годов посвятил себя кинематографу. Сыграл лучшие свои роли от Гамлета до современников. Гамлет из кинофильма Г. Козинцева (1964), так же как и Мышкин, стал целой эпохой. Смоктуновский создал цельный героический образ, в котором сочеталось ранее не сочетаемое: мужественная простота и утонченный аристократизм, доброта и язвительный сарказм, ироничный ум и самопожертвование. И такая полифоничность была неслучайной для его творчества. В дальнейшем расширял горизонты построения сценического характера, проявляя изобретательность в сфере тонкого душевного анализа своих героев. В том числе и "отрицательных" или имеющих репутацию к тому близкую, например, в роли далеко неромантичного следователя Порфирия Петровича из "Преступления и наказания" по Ф. М. Достоевскому в фильме Л. Кулиджанова. В исполнении Смоктуновского он был человеком идеи, духовной миссии, своего рода мыслитель, философ, идейно опровергающий теорию Раскольникова. Актер сознательно укрупнял духовный масштаб своего героя, показывая все ходы его изощренной мысли, жестокого, но талантливого ума, беспощадного не только к преступнику, но и к себе. Философская направленность его творчества, имеющая точкой отсчета, прежде всего, роль Гамлета, развивалась в различных направлениях, от роли царя Федора в театре ("Царь Федор Иоанович") до постижения пушкинских и гоголевских образов в кино.

Царь Федор. Семь лет разделяют князя Мышкина из второй редакции "Идиота" от царя Федора, сыгранного Иннокентием Смоктуновским в 1973 году на сцене московского Малого театра. И если в БДТ он нарушал театральные правила, то в 1970-х годах начал к ним возвращаться. В его исполнении царь Федор не был традиционным неврастеником, добрым юродивым на троне. Это был царь, сознающий свою высокую миссию, человек мужественной простоты, а не метаний, свойственных слабости воли. Так же, как и автор, он, очевидно, уходил от исторического облика Федора, как уходил и от предшествующей ему сценической традиции. Он нашел в роли "свой тон", а это всегда было, по его собственному признанию, важнейшим условием для рождения образа. Так все "громкие" места роли произносил необыкновенно тихо, с сознанием величия своего дела и убежденностью в своей правоте. Но все же Федор был больше победой Смоктуновского-аналитика, интеллектуала, чем победой художника. Душевной просветленности, столь магнетически завораживающей в Мышкине, актер в этой роли не достиг. Поэтому не до конца удовлетворенный своей работой, расстался с царем Федором, хотя и признанным творческой удачей, уже в 1975 году.

В ролях А. П. Чехова. В том же году перешел во МХАТ, где специально для него был поставлен чеховский "Иванов" (1976). Это была не первая его роль из чеховского репертуара. В 1970 году сыграл роль Войницкого в экранизации "Дяди Вани", а в 1974 - Моисея Моисеевича в киноверсии "Степь" и Гаева в телевизионном "Вишневом саду". Этот опыт выявил парадоксальное: Смоктуновский - не совсем чеховский актер. Чеховская недосказанность, неопределенность оказались чужды духу артиста, выявляющему масштабную, мощную личность. Однако в "Иванове" индивидуальность актера нашла свое место. Актер отверг бытующую в 1970-е годы дегероизацию Иванова. Ему не был интересен Иванов - мелкий обыватель, которого "заела среда". В таком же духе был им сыгран Войницкий, не принесший творческого удовлетворения. В Иванове он стремился к другому: показать страшное крушение могучей личности, переживающей трагедию бессмысленно прожитой жизни. И совсем не случайно Иванов Смоктуновского ассоциировался с постаревшим Гамлетом. Позже продолжил творческое освоение Чехова, сыграв в несколько отстраненной, графичной манере доктора Дорна в "Чайке" (1982), Серебрякова в "Дяде Ване" (1985), отказавшись от поверхностно-сатирической трактовки стареющего больного профессора. Ему удалось безупречно освоить изобразительную сторону чеховских героев, но серьезных откровений, обычно от него ожидаемых, не получилось.

Моцарт, Сальери и другие. Большая часть его ролей так или иначе связаны с утверждением нравственной высоты человека, чистотой его помыслов, светлых душевных порывов и мужества. Он освещал характер через психологические детали часто комического свойства, пробиваясь к лирике через иронию. В его лирическом герое, в разных обличьях жил Моцарт, гений гармонии и света. И не случайно Смоктуновский дважды проживет судьбу гениального музыканта (в телефильмах 1961 года, и в 1970 году по "Маленьким трагедиям" А. С. Пушкина). Для творчества артиста также принципиально важен созданный им в 1980 году образ Сальери - монументальный, величественный и ничтожный.

Неповторимый голос, богатый тонкими оттенками, широким диапазоном звучания, особенно важный инструмент творчества Смоктуновского. Поэтому многие выдающиеся его произведения созданы на радио, а также на студии грамзаписи.

Автор книг "Время добрых надежд" и "БЫТЬ!".

Иннокентий Михайлович Смоктуновский умер 3 августа 1994 года в Москве.


Энциклопедия "Кругосвет"

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2015-03-28. На юбилей Смоктуновского в БДТ придут Басилашвили и Джигарханян
    В БДТ состоится вечер, посвященный 90-летнему юбилею Иннокентия Смоктуновского. В день рождения выдающегося артиста 28 марта в театре соберутся его друзья, коллеги, а также дочь и внучка — Мария и Анастасия.

    2010-03-04. Выставка, посвященная Смоктуновскому, открылась в музее Бахрушина
    В Москве открылась выставка, посвященная великому русскому актеру Иннокентию Смоктуновскому. В этом году ему бы исполнилось 85 лет, передает Сити-FM.





    Деточкин, принц Датский
    Блаженный герой того времени
    Фильмография
    Гений особого рода
    Многогранный Смоктуновский
    Интересные факты
    Новости
    Российские актеры
    Биографии актеров
    Овны (по знаку зодиака)
    Фильмографии актеров
    Кто родился в Год Быка
    Интересные факты о людях
    Интересные факты об актерах
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2018
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru