Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Биография Андре Эрнеста Модеста Гретри (Andre Ernest Modeste Gretry)


Французские композиторы
Биографии композиторов

Андре Эрнест Модест Гретри Андре Эрнест Модест Гретри (Gretry) (8 или 11.2.1741, Льеж, - 24.9.1813, Монморанси, близ Парижа), французский композитор. Бельгиец по происхождению. Член института Франции (1795). Музыке учился у отца, скрипача Франсуа Гретри, и у других музыкантов Льежа. В 1759-1766 годах совершенствовался в Италии (в 1765 году выдержал экзамен Болонской музыкальной академии). С 1767 года жил в Париже. Один из инспекторов Парижской консерватории с момента её основания (1795). Творчество Гретри, развивавшееся под влиянием эстетики энциклопедистов, особенно Жана Жака Руссо, - значительный этап в истории французской комической оперы 18 века, оно подготовило почву для французской лирической оперы 19 века. Гретри создал около 60 опер (либретто многих из них написаны Ж. Ф. Мармонтелем и М. Ж. Седеном), в том числе "Гурон" (1768), "Люсиль" (1769), "Самнитские браки" (2-я редакция 1776). Одна из популярных опер Гретри - "Ричард-Львиное Сердце" (1784), предвосхищает многие черты жанра "оперы спасения". Композитору принадлежат оперы на народно-патриотические и революционные сюжеты - "Петр Великий" (1790), "Вильгельм Телль" (1791), "Праздник Разума, или Республиканская избранница" (1794), а также инструментальные произведения (симфония, квартеты и др.). Написал несколько музыкально-литературных работ. Его "Мемуары" - яркий образец эстетики французского сентиментализма.

С. М. Грищенко.

Андре Эрнест Модест Гретри (Gretry) (11.02.1741, Льеж - 24.09.1813, Монморанси, близ Парижа) - бельгийский композитор. С детских лет пел в церковных хорах, где и получил первоначальное музыкальное образование. Гретри начал с сочинения церковной музыки и маленьких симфоний. С 1759 года он поселился в Риме, где занимался у Дж. Б. Казали. Здесь же в 1765 году было исполнено первое сценическое произв. Гретри - небольшая интермедия; вскоре в Женеве с успехом была поставлена его первая опера "Изабелла и Гертруда". Гретри решил всецело посвятить себя сочинению оперной музыки. В 1767 году он переехал в Париж, где ежегодно писал для столичных театров одну-две оперы. К лучшим из них относятся: (даты пост.) - "Люсиль" (1769), "Говорящий портрет" (1769), "Двое скупых" (1770), "Земира и Азор" (1771), "Ревнивый любовник" (1778; с новой инструментовкой А. Адана - 1841), "Каирский караван" (1783), "Ричард Львиное Сердце" (1784; романс из этой оперы был использован Чайковским в "Пиковой даме"), "Рауль - Синяя борода" (1789). Содержание одной из опер Гретри - "Петр Великий" (1790) - связано с русской историей. Оперы Гретри, особенно комические, очень простые и по сценической композиции, пользовались большим успехом, и современники Гретри называли его "музыкальным Мольером". Источниками мелодий Гретри часто служат народно-песенные обороты.

После французской революции конца 18 века Гретри написал несколько опер на сюжеты революционного содержания: "Вильгельм Телль" (1791), "Два монастыря" (1792), "Тиран Дионисий" (1794), "Республиканская избранница, или Праздник разума" (1794) и др. В 1795 году Гретри был назначен инспектором только что организованной Парижской консерватории. Гретри - автор книг по музыке, мемуаров (3 тт.).

Гретри является выдающимся представителем французской комической оперы 18 века. Его музыка оказала большое влияние на творчество последующего поколения французских композиторов, работавших в этом жанре: Н. Изуара, А. Буалдьё, Ф. Обера, А. Адана и др.


М. Ю. Миркин.

  • Ссылки на эту страницу


  • Комментарии к статье:

    Биограф
    2018-11-20 09:11:00

    Андре Гретри родился в Льеже и был вторым из шестерых детей в семье профессионального музыканта и скрипача Соборной церкви Сен-Дени Жан-Жозефа (Франсуа) Гретри и его жены, Мари-Жанны Дефоссе. Согласно его мемуарам, в 4 года, танцуя, он опрокинул чугунный горшок, кипевший на огне, и опалил свои глаза, что ослабило ему зрение на всю жизнь. Мальчиком он поступил в хоровую школу Сен-Дени, где позже научился играть на скрипке. Поскольку хормейстеры были неопытные, его послали к Х. Ж. Ренкину и Анри Моро обучаться контрапункту и композиции. Призвание проявилось после того, как он познакомился с итальянской опера-буффа, с произведениями Перголези и Буранелло благодаря гастролям итальянской труппы в 1753—1755 годах. Гретри присутствовал не только на всех спектаклях, но и репетициях.

    В 15 или 16 лет он перенапряг связки, спев очень высокую арию Галуппи и у него «сделалось кровохарканье», что случалось до старости, из-за чего Гретри был вынужден «соблюдать строгую диету, ужиная фунтом сушёных винных ягод и стаканом воды».

    После написания мессы, исполненной в церкви Сен-Дени, и шести симфоний, исполненных в доме её пробста, Гретри был удостоен стипендии фонда Ламбера Дарши, что позволило ему продолжить обучение в Риме — куда он и отправился весной 1760 года. Здесь он в течение пяти лет обучался в Льежском коллеже, «куда каждый уроженец Льежа моложе 30-ти лет имел право быть принятым и в течение пяти лет проживать там на всём готовом, получая денежное пособие». Учился главным образом у Джованни Казали, сочиняя по большей части церковную музыку и шесть струнных квартетов (позднее опубликованных как ор. 3). Возможно, что несколько месяцев он также занимался у Антонио Саккини — именно с его именем связывается заказ Гретри оперной партитуры: первая опера композитора, «Сборщица винограда» (La vendemmiatrice), была поставлена в Риме по случаю карнавального сезона 1765 года.

    В феврале 1766 года Гретри переехал в Женеву, где поселился на улице Гран-рю. Здесь он писал концерты для лорда Абингдона, здесь же впервые услышал комическую оперу, посетив представление труппы, для которой в декабре 1766 года он пишет оперу «Изабель и Гертруда» (частично сохранилась). В Женеве Гретри познакомился с Вольтером и его кругом в Ферне. Находился под влиянием эстетики энциклопедистов, особенно Ж.-Ж. Руссо.

    В 1767 году переехал во Францию и поселился в Париже, позднее принял французское гражданство. Благодаря покровительству шведского графа Крейца, Гретри начал сотрудничать с соавтором Рамо и Кохау Жан-Франсуа Мармонтелем. Их успешная совместная работа над шестью комическими операми подряд, началась с «Гурона» (по повести Вольтера «Простодушный», 1768) и длилась до 1775 года, остановившись после того, как тесты Мармонтеля не прошли цензуру читательского комитета театра «Комеди Итальенн».

    Благодаря успеху первых опер, в том числе, «Говорящей картины» (1769) привёл к тому, что в 1770 году премьеры опер «Двое скупых» и «Испытание дружбы» состоялись при дворе, во время празднования свадьбы дофина и Марии-Антуанетты; последняя была посвящена ей. В следующем году при дворе состоялись премьеры опер «Друг семьи» и «Земира и Азор», последняя была посвящена Мадам Дюбарри.

    В 1771 году он женился на художнице Жанне-Марии Грандон (Jeanne-Marie Grandon), дочери лионского художника Шарля Грандона. У них было три дочери, Женни, Люсиль (1772—1790) и Антуанетта — все они умерли в юном возрасте от туберкулёза. Средняя дочь была его ученицей и, будучи музыкально одарённой, ещё в юном возрасте написала две оперы, которые Гретри оркестровал и переработал, а также одно действие для оперы «Ричард Львиное Сердце».

    В 1774 году, после того, как Мария-Антуанетта стала королевой, Гретри получил пост её личного музыкального директора.

    Гретри стал известен по всей Европе. Большой театр в Брюсселе купил у него права на новые, ещё неопубликованные работы. В 1776 и 1782 годах композитор ездил в Льеж, чтобы получить награды от родного города. В 1787 году он был назначен инспектором «Комеди Итальенн», а Опера начала выплачивать ему пенсию; он стал Королевским цензором музыки. У Гретри было несколько учеников, среди которых была писательница и композитор Каролин Вюйе, а также композитор Николя Далейрак, учившийся у него неофициально.

    Наиболее плодотворный период творчества композитора, начавшийся с переездом в Париж, закончился с началом революции. Будучи музыкальным директором королевы, Гретри потерял почти всё своё имущество. Он не сразу принял новую власть и Наполеона, некоторое время оставаясь верен королю. Ария «О Ричард, мой король!» из его оперы «Ричард Львиное Сердце» стала гимном роялистов, сторонников Бурбонов. Так, её пели на банкете, данном телохранителями для офицеров Версальского гарнизона 3 октября 1789 года.

    В 1790-х годах Гретри писал музыку для республиканских празднеств. Чтобы не уступать в популярности работам Далейрака и Дезеда, Гретри, приноравливаясь к изменениям, усложнил музыкальный язык в таких операх, как «Рауль Синяя Борода» (1789) и «Вильгельм Телль» (1791), что привело к определённому успеху. Его оперы «Лисбет» (1797) и «Элиска» (1799) также имели успех.

    Несмотря на свои политические взгляды, продолжал цениться как композитор, был назначен инспектором консерватории. В 1795 году стал членом Французской Академии. В 1796 году, после смерти брата, он стал опекуном его детей. В 1802 году получил орден Почётного легиона и пенсию от Наполеона, после чего, в зените славы, ушёл на покой, поселившись в Монморанси под Парижем, в бывшем доме Руссо. Там он и скончался 24 сентября 1813 года.

    Похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез, однако 15 лет спустя согласно решению суда его сердце было перезахоронено отдельно, в родном городе Льеже, перед зданием Королевской оперы Валлонии.

    Добавить комментарий к статье




    Французские композиторы
    Биографии композиторов
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru