Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Биография Публия Овидия Назона (Ovidius)


Афоризмы Овидия
Биографии поэтов

Овидий, Публий Овидий Назон (Publius Ovidius Naso) (43 до н. э.- около 18 н. э.), римский поэт. Культивируя индивидуалистическую, главным образом эротическую, поэзию, Овидий в ранних поэмах "Наука любви" и "Средства от любви" даёт наставления в области любовных отношений, вводит сценки из римской жизни. Переход к большим произведениям в духе эллинистической "учёной" поэзии отмечен созданием поэмы "Метаморфозы" (рус. пер. 1874-1876), которая задумана как эпос и содержит около 250 мифологических и фольклорных сказаний о превращениях людей в животных, растения, созвездия и даже в камни. В последний период жизни написаны "Скорбные элегии" и "Понтийские послания". В конце 8 года н. э. сослан Августом в город Томы (ныне порт Констанца в Румынии), где и умер. В ссылке Овидий создал новый жанр римской поэзии - субъективную элегию, не связанную с любовной темой. Овидия высоко ценил А. С. Пушкин, интерес к поэту-изгнаннику сказался в стихотворении "В стране, где Юлией венчанный", "К Овидию", в поэме "Цыганы".


К. П. Полонская.

Овидий (полное имя Публий Овидий Назон) (43 до нашей эры - 17 нашей эры) - римский поэт. Согласно данным автобиографии ("Тристии", IV, стихотв. 10), Овидий родился в семье, издавна принадлежавшей к богатому всадническому сословию, и получил обычное в то время риторическое образование. Воспитывался в атмосфере империи Августа, когда по окончании гражданских войн и установлении примата Италии над провинциями чрезвычайно возросло благосостояние италийского землевладельческого и торгового населения. Овидий, поэт светской жизни Рима века Августа, отразил в своем творчестве идеологию торгово-ростовщического класса (всадничества), достигшего в эпоху Овидия высокой степени своего экономического развития. Овидию чужда социальная и философская проблематика, характерная для предшествующего литературного поколения, пережившего крушение республики (Вергилий, Гораций), - в его творчестве решительно преобладают эротические темы, притом с упором не на глубину или непосредственность переживания, а на остроумную и эффектную ироническую игру традиционными литературными мотивами, с постоянными перепевами как предшественников, так и самого себя. Произведения Овидия отличаются виртуозной легкостью и гибкостью стиха, которым он владел в совершенстве. Тенденции самодовлеющего орнаментализма не случайны в поэзии Овидия. В его лице литературный стиль торгово-ростовщического класса изживал период своей молодости, от эпохи подъема переходил к эпохе зрелости, уже таившей в себе семена загнивания и упадка.

Овидий дебютировал в области эротической элегии ("Любовные песни" - "Amores"), систематически снижая традиционно-условную топику этого жанра и перенося ее в атмосферу римской улицы; иногда элегии Овидия получали политическую заостренность: поэт полемизировал против тенденций Августа воскресить законодательным путем строгость семейных нравов. Новую форму для вариации мотивов эротической элегии Овидий создал в "Героинях" (Heroides) - сборнике посланий мифологических героинь к покинувшим их мужьям или возлюбленным, где при кажущемся однообразии тематики искусно нюансирована психология отдельных героинь. Овидий черпает материал из трагедий Еврипида и произведений эллинистической литературы и искусства, но мифологические образы Овидий полностью модернизирует, сохраняя лишь традиционные имена и ситуации. Обычная в римской элегии маска поэта - "учителя любви" - находит свое завершение в дидактических поэмах Овидия: "Наука любви" ("Ars amatoria") и "Средство от любви" ("Remedia amoris"), пародирующих по своему построению научные трактаты, написанных в иронически-наставительном тоне и с изощренной риторической техникой. Остро отточенные сентенции и повествования на мифологические темы чередуются с бытовыми картинками светского Рима; поэт не скрывал своего насмешливого отношения к официальному преклонению перед старинными добродетелями.

Дидактическими поэмами (к которым относится и фрагментарно сохранившаяся "О средствах красоты лица" - "De medicamine faciei") Овидий подвел итог своей деятельности как поэта любви и перешел к более серьезным темам по образцу "ученой" поэзии эпохи эллинизма, которая особенно охотно разрабатывала этнологические мифы - о происхождении предметов, их свойств, обычаев, праздников и т. п. В "Метаморфозах" Овидий развертывает свыше 200 сказаний о чудесных "превращениях" в виде связной поэмы, начиная от сотворения мира как первого "превращения" хаоса в космос и кончая самоновейшим официальным мифом о превращении Юлия Цезаря в звезду.

В "Фастах" (Календарь) Овидий излагает сказания, связанные с праздниками римского календаря, выступая в роли охранителя официальной идеологии, с которой он не раз полемизировал в более ранних своих произведениях; впрочем эта полемика никогда не имела значения глубокого социального протеста - Овидий всегда оставался идеологом класса, заинтересованного в крепости императорского режима. Осенью 8 года нашей эры Овидий был по приказу Августа сослан в отдаленные Томы на берегу Черного моря (современная Констанца). Непосредственный повод к ссылке Овидия не известен. Вдали от Рима Овидий не мог продолжать своих занятий "ученой" поэзией: "Метаморфозы" остались законченными вчерне, а "Фасты" и совсем недоделанными. Творчество Овидия в ссылке носило по преимуществу лирический характер: "Скорбные элегии" ("Tristia") и "Письма с Понта" содержат главным образом сетования на судьбу изгнанника; "Ибис" - гневная инвектива в "ученом" стиле против какого-то недоброжелателя; дидактическая поэма о "рыбной ловле" (Halieutica) повидимому не была закончена Овидием, который не дождался облегчения участи ни от Августа ни от его преемника Тиберия и умер в Томах в 17 году нашей эры. Из несохранившихся произведений Овидия высоко ценилась в древности трагедия "Медея". Популярность Овидия в античности и в средние века была огромна. "Метаморфозы" рассматривались как языческая Библия, подлежавшая переводу и аллегорическому толкованию ("Ovide moralise"). Для светской поэзии (трубадуры, "Roman de la Rose") Овидий оставался "учителем любви"; вокруг жизни Овидия творились легенды. Эпоха Возрождения принесла с собой многочисленные новеллистические переработки рассказанных у Овидия мифов, а в XVII-XVIII веках эти мифы служили неисчерпаемым источником оперных и балетных тем. В XIX веке литературная действенность Овидия ослабела, но образ поэта-изгнанника неоднократно привлекал к себе внимание Пушкина, который сопоставлял свою ссылку на юг с ссылкой Овидия. Несколько стихотворений посвятил Овидию и Майков.


И. Троцкий
"Литературная энциклопедия" (М., 1929-1939. Т. 1-11)

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Афоризмы Овидия
    Биографии поэтов
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru